Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов» - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов»

Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов»

Сложно переоценить влияние произведений Джорджа Мартина на современную культуру. Что же сделало их такими популярными?

Ранее мир фэнтези представлял собой стандартную модель, а именно – разделение персонажей на два противоборствующих лагеря с четко прорисованной границей фронта. Читатель с первого взгляда мог определить что есть хорошо, а что плохо и принять сторону главного, естественно, положительного героя. События непременно сопровождались магией, а мифические существа появлялись практически в каждой главе.

Мартин разрушил шаблоны, его творение приближено к реальному миру и это совсем не свойственно данному жанру литературы. Легенды о Снежных ходоках и драконах тонкой нитью проходят сквозь хитросплетения основного полотна сюжета. Они призваны подчеркнуть сложность политической и социальной обстановки Вестероса. Наименее заметна магия в первых двух книгах, основной акцент сделан на описании моральных качеств персонажей. Автор делает своих детей человечными, колеблющимися на тонкой грани между добром и злом. Казалось бы, идеальный и благородный Эддард Старк имеет незаконнорожденного ребенка, противоестественный союз Серсеи и Джейме пропитан неподдельной любовью, а добрая леди Кейтлин искренне ненавидит своего пасынка Джона Сноу.

Каждый поступок персонажей спровоцирован вполне реальными причинами, не имеющими ничего общего с бездумным героизмом или абсолютной душевной тьмой. Тайвин винит Тириона в смерти своей любимой жены, но не может отказаться от уродливого ребенка, ведь втайне уважает его ум и стремление быть достойным благородной семьи. Пес искренне жалеет Сансу, однако вынужден служить королю Джофри и беспрекословно выполнять его жестокие приказы. Маленькая запуганная Дейнерис находит защитника в Дрого и решается противостоять деспотичному брату.

В отличие от большинства романистов, стиль письма Мартина схож с искусством фотографии. Одним росчерком пера он дает исчерпывающее, детальное, практически неизгладимое из памяти, изображение. На создание четких образов другим требуется вдаваться в просторные рассуждения на несколько страниц, Великий Мартин раскрывает характер персонажа по мере повествования и не заостряет внимание на долгое предварительное знакомство.

Еще одна уникальная особенность саги «Песнь льда и пламени» заключается в сюрпризах и тайном смысле каждой сказанной фразы. Здесь нет неважных фактов, ненужных слов или глупых действий. Даже когда основной секрет раскрыт, остается еще масса вопросов, требующих ответов. Читателя постоянно держат в напряжении и позволяют строить собственные логические измышления, выдвигать немыслимые теории, объясняющие происходящее.

Критики обвиняют автора в пропаганде насилия, сексуальных девиаций и жестокости. В защиту скажу, что подобные вещи всегда сопровождают войну. Прежде, чем сесть за написание книги Мартин подробно изучил нравы, традиции и культуру Европы эпохи Средневековья. Рыцарские романы не имели ничего общего с реальной жизни городов III-X веков. Голод в стране провоцировал случаи каннибализма, правящие династии для сохранения земель заключали межродственные браки, а элементарного понятия «личная гигиена» не существовало.

Оценка саги «Песнь Льда и пламени»

1. Степень прорисовки героев: 10 из 10
Универсальной системы добра и зла не существует, поступки личностей имеют сложный нравственный подтекст. Порой уровень сопереживания доходит до крайней пиковой точки. Вместе с героями я плакала, смеялась, испытывала обиду и впадала в безумную ярость.

2. Оригинальность: 9 из 10
Некоторые моменты общие для многих произведений (проблемы отцов и детей, моральная составляющая жизненных событий), но вместе с тем за плечами каждого персонажа своя уникальная история, вписанная в общий контекст повествования.

3. Художественные качества: 9 из 10
Диалоги и описания рисуют перед нами живописные картины. Тексты сочные, наполненные нестандартными речевыми оборотами, позволяющими глубоко проникнуться духом саги.

4. Простота: 5 из 10
Вас не должна смущать настолько низкая оценка, ведь «Песнь льда и пламени» не бульварное чтиво, она не должна быть легкой. Среди многочисленных персонажей, ряда сюжетных линий и специфических политических аспектов можно потеряться. Моральные дилеммы вносят неразбериху в привычные жизненные ценности и дают богатую пищу для размышлений.

5. Общее впечатление: 8 из 10
После прочтения остаются смешанные чувства и привкус горечи на губах. Любимые герои умирают, мерзкие личности добиваются успеха, а подлость побеждает благородство. Хочется кричать и требовать справедливого возмездия. Кто знает, может, в 2016 году «Ветра зимы» подарят фанам больше положительных эмоций.

Состав и порядок чтения книг серии «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина

В этой заметке мы постараемся ответить на периодически всплывающие вопросы о порядке чтения цикла, о том, как одни части цикла соотносятся с другими, в чем особенности этих частей, как они связаны с экранизацией и что стоит читать смотревшим сериал.

Цикл «Песнь Льда и Пламени» условно можно поделить на три меньших цикла, посвященных различным эпохам в истории Вестероса и различающимся по стилю, форме, а иногда и по составу авторов. Мир и все истории в нем придуманы американским писателем Джорджем Мартином; долгое время он не соглашался делить Вестерос ни с кем, однако со временем уступил. Так появился «Мир Льда и Пламени», краткая история вселенной, написанная в соавторстве с создателями крупнейшего англоязычного сообщества в фэндоме и помощниками Мартина по части согласования мелких деталей о мире и героях. Второй пример — это собственно сериал «Игра престолов» и его возможные спин-оффы, которые из-за отсутствия книжной основы являются, по сути, творчеством сценаристов в рамках мира Джорджа Мартина и должны рассматриваться отдельно от книг.

Особенностью всех книг серии является отсутствие независимого повествователя: события подаются от лица субъективного рассказчика, который может лгать или заблуждаться, не замечать каких-то деталей или не уметь их правильно интерпретировать. В кино такого не передать, ведь внутренний диалог остается за кадром, а хронология (за исключением нескольких флешбэков) непрерывна.

Если сравнивать «Песнь Льда и Пламени» с «Властелином колец», то основная сага ПЛИО — это собственно трилогия ВК, рассказы о Дунке и Эгге — нечто среднее между «Хоббитом» и «Детьми Хурина», а цикл летописей — это, пожалуй, «Сильмариллион».

Основной цикл

Основной цикл — это единая история, разделенная на семь объемных томов, два из которых пока не написаны. Если вы не смотрели телесериал «Игра престолов», то сам Джордж Мартин предлагает следующий тест на то, понравятся вам его книги или нет: прочтите первые 9 глав (до второй главы Брана включительно), и если после этого вы не увлечетесь, то это не ваши книги.

При чтении романов семикнижия важно соблюдать последовательность:

  • Игра престолов / A Game of Thrones (1996)
  • Битва королей / A Clash of Kings (1998)
  • Буря мечей / A Storm of Swords (2000)
  • Пир стервятников / Пир для воронов / A Feast for Crows (2005)
  • Танец с драконами / A Dance With Dragons (2011),
    в России разделено на два тома — «Грезы и пыль» и «Искры над пеплом».
  • (не опубликовано) Ветра зимы / The Winds of Winter (2019?)
  • (не опубликовано) Грезы о весне / Dream of Spring (. )

События начинаются в мире, из которого магия ушла несколько веков назад, поэтому поначалу цикл напоминает историческую прозу. По мере возвращения магии в романе возникает все больше элементов эпического фэнтези. Книги основного цикла разбиты на главы, рассказанные от лица нескольких главных героев — читатель видит, слышит и размышляет вслед за этим героем, но оценка происходящих событий может полностью измениться со сменой главы и знакомством с другой точкой зрения.

У каждой книги свой темп в рамках хронологии мира: так, первый том — завязка — рассказывает о событиях около полутора лет, а действие последующих романов занимает в среднем по полгода. Кроме того, события одного тома частично перекрываются с событиями следующего — наиболее ярко это проявляется в «Пире стервятников» и «Танце с драконами». Здесь писатель разделил героев географически: «Пир стервятников» сосредоточен на последствиях войны в центральном и южном регионах Вестероса, а «Танец с драконами» — преимущественно на событиях в Эссосе и на севере Вестероса, пока ближе к последней трети «Танца» сюжетные линии вновь не воссоединяются. Некоторые фанаты считают, что эти книги нужно читать в соответствии с хронологией событий, но ни сам писатель, ни мы эту точку зрения не разделяем.

Сериал «Игра престолов» является адаптацией семикнижия, но начиная со второго сезона он стал развиваться по-своему — сказывались ограничения бюджета, экранного времени и формата. Опередив книжный цикл, создатели сериала были вынуждены полагаться на приблизительные планы Мартина относительно финала. Сам писатель после просмотра финала «Игры престолов» отметил, что не все его идеи оказались воплощены, поэтому книги и сериал, по сути, рассказывают альтернативные истории.

Цикл о Дунке и Эгге (Рыцарь Семи Королевств)

Вскоре после публикации «Игры престолов» к Мартину обратился Роберт Сильверберг с предложением присоединиться к Стивену Кингу, Терри Пратчетту и Урсуле Ле Гуин в его новой антологии «Легенды». Халтуру в такой звездный сборник не отправишь, и Мартин решил написать нечто самодостаточное, но в том же мире, что и «Игра престолов». Повесть «Межевой рыцарь» была тепло встречена публикой, и многие стали читать основной цикл именно под впечатлением от «Легенд». Впоследствии Джордж Мартин написал еще две истории, хронологически следующие друг за другом, и все вместе они вышли в в виде одной книги — Рыцарь Семи Королевств / A Knight of the Seven Kingdoms (2015):

  • Межевой рыцарь / The Hedge Knight (1998)
  • Присяжный рыцарь / Верный меч / The Sworn Sword (2003)
  • Таинственный рыцарь / The Mystery Knight (2010)
Читайте также:  Топ-10 музыкантов, которые стали всемирно известными актерами

События повестей разворачиваются за век до начала «Игры престолов» и описывают приключения странствующего рыцаря Дункана (Дунка) и его оруженосца Эгга, который совсем не тот, кем кажется. В этом Вестеросе почти нет магии, если не считать таковой пророческие сны. Игра вокруг престола здесь тоже имеется, но она происходит или происходила где-то там, далеко. По сути, это «Айвенго», каким он мог бы быть, если бы рассказ велся от лица Уилфреда, а не автора.

Для основной саги юность Дунка и Эгга, которой посвящены вышедшие повести цикла, почти не имеет значения. Первое упоминание героев в серии основных романов происходит в «Буре мечей», и лишь в «Пире стервятников» таких упоминаний становится больше за счет воспоминаний стариков, которые знали героев повестей лично. При этом история Дунка и Эгга проясняет контекст и придает образам стариков глубины, но и только.

Зрелость и смерть героев, напротив, связаны с предсказаниями в основном цикле, и частично описываются в цикле летописей. По словам писателя, у него идей еще на дюжину повестей до самой смерти героев, однако может статься, что «Таинственный рыцарь» окажется последним произведением цикла, а судьбу героев читатель узнает из других пока ненаписанных книг. Например, из второго тома «Пламени и крови», который в кратком виде с кляксами уже пересказан в «Мире Льда и Пламени» (обе книги мы условно относим к циклу летописей).

Рассказы о Дунке и Эгге — это три относительно законченные истории. Их можно читать независимо от основного цикла: после сериала, если Вестероса вам оказалось мало; после «Танца с драконами» в ожидании следующих книг — и в этом случае вы не сможете не заметить параллелей с главами Бриенны, которую считают потомком Дунка; после «Бури мечей», если вы будете слишком расстроены финалом — или потому, что дальше в саге больше отсылок к Дунку и Эггу; а можете взять повести для первого знакомства с миром Вестероса.

Цикл летописей

Цикл летописей вырос в процессе работы над путеводителем «Мир Льда и Пламени» (читайте подробнее наш обзор на книгу). Цикл ориентирован на читателей, увлеченных как книгами, так и сериалом (хотя сами сценаристы если и читали их, то невнимательно). На наш взгляд, цикл едва ли заинтересует читателей, которым книги основной саги, рассказы о Дунке и Эгге или сериал «Игра престолов» не понравились или они с ними не знакомы.

  • Мир Льда и Пламени (2015) / The World of Ice and Fire (2014),
    написано вместе с соавторами, Элио Гарсией и Линдой Антонссон
  • Пламя и кровь I / Fire and Blood I (2018),
    в России разделено на два тома — «Кровь драконов» (2018) и «Пляска смерти» (2019)
  • (не опубликовано) Пламя и кровь II / Fire and Blood II (. )

Отдельные главы «Пламени и крови» в сокращении издавались как независимые повести в различных антологиях — читать эти черновые версии теперь не имеет смысла, но для справки вот они:

  • Сыны Дракона / The Sons of the Dragon (2017)
  • Порочный принц / Принц-негодяй / The Rogue Prince, or, the King’s Brother (2014)
  • Принцесса и королева, или Черные и Зеленые / Princess and Queen, or, Black and Green (2013)

Все произведения цикла представляют собой летописи, будто бы написанные мейстером. По стилю и способу подачи материала Мартин вдохновлялся историческими средневековыми хрониками, смесью современной научно-популярной исторической литературы и беллетристики в стиле Томаса Б. Костейна. Воображаемый ученый писателя не является непосредственным участником событий, как Дунк или герои основного цикла, но это по-прежнему субъективный рассказчик, который бывает предвзят и что-то не знает.

Мартин начал работать над циклом вскоре после завершения книги «Танец с драконами». Издателям наконец удалось соблазнить писателя написать книгу о мире, но он поставил условие: это будет не вторичная энциклопедия, пересказ уже известного, а нечто особенное. Рассказывая об истории правления Таргариенов, Мартин так увлекся, что забыл и об ограничениях объема, и о следующем романе основного цикла. В итоге во вторую главу «Мира Льда и Пламени» вошел лишь краткий пересказ этого материала, а в полном виде текст (точнее, наиболее готовая его половина) вышел отдельно под названием «Пламя и кровь». Первый том «Пламени и крови» начинается с завоевания Вестероса Эйегоном I и заканчивается воцарением Эйегона III. Второй том, вероятно, не будет издан до завершения работы над основным циклом, ведь в нем автор сможет раскрыть все, что в «Мире Льда и Пламени» спрятали за кляксами и общими словами, — например, историю гибели Дунка и Эгга и детали восстания Роберта Баратеона. Первый том «Пламени и крови» взят в основу сериала-приквела «Игры престолов» — «Дом дракона», премьера которого ожидается не раньше 2022 года.

Хронологическое представление книг цикла (примерно):

На бумаге почти все эти книги доступны лишь в одном переводе, но в различных вариантах оформления. Некоторые книги существуют в неофициальных любительских переводах, которые по точности часто превосходят изданные на бумаге. Подробнее о переводах читайте отдельно.

Подводя итоги: если вы не смотрели сериал, попробуйте прочесть «Игру престолов» до второй главы Брана включительно — и, если понравится, читайте дальше. Если сериал смотрели, все равно читайте с первого тома. Повести о Дунке и Эгге можно читать в любой момент, это самостоятельный цикл, рассчитанный на аудиторию, не знакомую ни с основным книжным циклом, ни с сериалом; первые отсылки к ним появляются в «Буре мечей», но это практически не влияет на понимание сюжета. Цикл летописей рассчитан в большей степени на тех, кто не готов расставаться с Вестеросом после прочтения саги и/или повестей о Дунке и Эгге.

Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов»

Войти

«Игры престолов» против «Песни льда и пламени»

Думаю, что Мартин навредил своим книгам, согласившись на экранизацию до завершения саги. Конечно, ему уже прилично лет (он – с 1948 года), и он вторично женился только в 2011 году – деньги нужны, и он их получил. Но боюсь, что самой эпопее нанесен значительный урон.

Когда я ее читала, то была очень увлечена сюжетом. Я поняла, что автор воспроизводит некоторые хроники английских династий, но все эти Белые Ходоки, Рглор (Владыка Света, Бог Пламени и Теней), пророчества, Трехглазый Ворон – к чему они были?

Сериал окончился, и стала понятная конструкция саги.

1. Сага не случайно называется «Песнь льда и пламени». Основные силы в природе должны быть уравновешены. Плохо как чересчур много огня, так и чересчур много льда. Должны быть и зима, и лето.
Когда убили Короля Ночи, то усилился огонь – драконы. А почему еще драконы, пока был цел Король Ночи, не были такими эффективными, как потом?
Пришлось и им дать укорот.

2. Мартин выступает против благородных стремлений и сверхидей.
Это хорошо видно на судьбе Дейнерис. Дейнерис хотела «сломать колесо», и все приближенные к ней люди были в восторге от этой идеи. При этом никто не задавался простыми вопросами: что это за колесо; что будет вместо колеса; каким образом будут ломать колесо?
В Остеросе Дейнерис ломала рабство. Но разве стало лучше? В Вестеросе рабства не было – так что она хотела сломать? Вероятно, какие-то устои жизни. Скорее всего, это камень в сторону революционеров. Мол, хотели установить царство добра и справедливости, а получили море крови и ГУЛАГ.

Дейнерис обиделась на жителей Королевской Гавани за то, что они, в отличие от рабов в городах Остероса, не подняли восстания и не помогли ей взять город с меньшими жертвами. И она их за это сожгла. А зачем нужны такие трусливые и несознательные люди в новом мире? Далее Дейнерис намеривалась пройтись в поисках хороших людей по всему континенту, и в том числе, по дорогому сердцу Джона Сноу Северу с Винтерфилом. Пришлось принять срочные меры.

Но ведь и Джон не без идей. Идеей Джона была помощь людям. Вот он взялся спасать одичалых, поселив их в крепости Ночного Дозора. Однако Джон не принял в расчет то, что его решение в пользу одних затронет права других. Одичалые много зла принесли жителям Севера, и, спасая их, Джон добился только того, что его убили собственные братья по оружию. Ему пришлось потом, после чудесного воскрешения, самолично казнить подростка, который участвовал в покушении.

Читайте также:  Как долго вы будете жить? Спросите ваших друзей!

Его дядя, Нед Старк, был убежденным правдорубом. Поэтому он легко заглотнул наживку Мизинца и стал искать аргументы в пользу того, что его король и друг Роберт Баратион – рогоносец и растит не своих детей. Мало того, он еще и выступал против зла с открытым забралом и заранее объявил Серсее о своих намерениях. Может быть, Нед не понимал, что такое хранить тайну рождения ребенка? Нет, как раз он лучше всех это знал, так как ото всех, включая жену, которая была ему очень близка, хранил тайну рождения своего племянника. Почему же он не подумал, как мать станет защищать своих детей?

Материнская любовь – это святое. Ради своих детей Серсея совершала огромные зверства. Но детей она не уберегла.

А ее брат, Джеме, ради любви к Серсее, сбросил маленького Брана с башни, задушил своего кузена, готов был уничтожить замок Риверран со всеми его обитателями. Он и погиб ради любимой.

Кстати, в саге не слишком богато с настоящей любовью. Как там было с влюбленными парами?

Разве что Нед Старк и Кейтилин жили в целом неплохо. Но они и поженились не по любви. Кейтлин была невестой старшего брата Неда, которого убил Безумный король. Впоследствии оба они думали, что партнер по браку предпочел бы жениться на ком-то другом, если бы на то была его воля.

С ходу могу вспомнить еще любовь Роберта Баратеона к Лианне Старк. Из-за этой любви началась война и произошло крушение династии Таргариенов. А ведь Лианна не любила Баратеона. Она любила принца Рейгара Таргарина и была им любима.

Этот любовный треугольник разрушил жизни множества людей.
А ведь – какое высокое чувство!

Кому любовь принесла счастье? Тирион был влюблен 3 раза: первую его любовь порушил отец, но именно вызванные этим эмоции сформировали в Тирионе цинизм и горечь; вторая любовь его предала, и он убил свою любовницу; третья любовь, смешанная с восхищением и почитанием – любовь к Дейнерис – привела к глубокому разочарованию. Так не лучше и было ограничиться отношениями с проститутками? Кстати, Мартин подозрительно хорошо относится к посещению борделей.

Робб Старк погиб, когда женился на любимой девушке – вспомните Красную Свадьбу.

Да что там – даже чрезмерная любовь к животным не одобряется. Рамси Болтон любил только своих собак – они его и съели.

Но любовь к справедливости, который одержимы Дейнерис, Нед Старк и отчасти Джон Сноу еще хуже. Любовь к справедливости заставила самого справедливого человека на свете – Станиса Баратиона – вступить в войну, погубить множество людей и принести в жертву свою дочь. А справедливость он понимал так, что если дети его брата Роберта – не от его брата, то новым королем должен быть он, а не его младший брат Ренли.

Служение богам тоже добра не приносит. Жрица Бога Света жжет людей на кострах. Его Воробейшество – жрец Семерых богов – разрушает жизнь людей, навязывая им свою мораль.

Варис хотел, чтобы правил совершенный правитель, но добивался этого с помощью ядов и предательств. Не дождался он хорошего правителя.

А вот к мести Мартин относится лучше. Одержимая местью Арья – один из самых удачливых персонажей.
У Тириона, похоже, нет высокой идеи, а, главное, у него нет фанатизма.
Вот такие герои и выжили в итоге.

Итак, Мартин против высоких чувств.

3. Красота не спасет мир.
Красивые Дейнерис, Серсея вовсе не добры. И обе они готовы погубить множество людей. А вот уродливый карлик Тирион – самый человечный человек.

4. Хорошо прослеживается и идея воздаяния. Нед Старк в начале романа отрубил человеку голову – его самого казнили. Джеме сделал Брайна инвалидом – и сам стал инвалидом. Мизинец и Варис слишком любили интриговать – и пали жертвами собственных интриг. Лиза Аррен скидывала людей в пропасть – и ее саму скинули в пропасть. Прямо, как у Гашека в пародии на дамские романы: пролетавшим аэропланом злодею отрубило голову.

5. Еще одна конструкция: страдания героев ведут к их пользе: то, что нас не убивает, делает нас сильнее (делает нас инвалидами).

Многочисленные унижения, перенесенные Сансой, сделали из нее королеву. Когда Пес говорит ей, что если бы она в свое время сбежала с ним, то в ее жизни не было ни Мизинца, ни Рамси, она отвечает, что тогда бы и осталась той перепуганной девчонкой, которую он звал Пташкой. А это ее не устраивает – ей нравится быть такой, какой она стала: храброй, расчетливой, безжалостной.

Многочисленные испытания, выпавшие на долю Арьи (бегство, плен у Пса, ученичество в Черно-Белом доме) сделали из нее эффективную убийцу. Вспомните, как временная слепота, которой ее наказали за несанкционированное убийство, помогли ей в битве с Бродяжкой.

Увечья Брана, то, что с ним случилось, когда он бежал из Винтерфила, превратили его во всезнающего Трехглазого Ворона.

Кейтилин обрела силу после смерти и воскрешения.

Теона несчастья превратили в героя.

Джеме, потеряв руку, стал лучше относиться к людям.

То есть, жизнь – это единство и борьба противоположностей; поспешать нужно медленно – не все перемены полезны; эволюция лучше революции; не делай людям того, чего не желаешь сам; не нужен прекрасный новый мир, если в его основании лежит слезинка ребенка; не все то золото, что блестит; то, что нас не убивает, делает нас сильнее; живой осёл лучше мертвого льва.

Разве вы этого не знали? Разве эти истины не навязли у вас на зубах? Стоит ли читать об этом еще в 4-х томах (Мартин обещает еще 2 книги по 2 тома)? Похоже, что “Песнь льда и пламени” – это песня банальностей, а Мартин – “певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой”, но с легким уклоном в порнографию и садизм.

Когда понимаешь, как устроен мир Мартина, то читать его становится как-то не слишком интересно.

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

“Песнь Льда и Огня”: читать сагу или смотреть сериал “Игра Престолов”?

На волне популярности сериала “Игра Престолов”, редакция сайта G4SKY решила провести свое расследование: стоить ли читать серию романов. Мы надеемся, вам понравится наша статья. Пишите свои отзывы и впечатления от сериала и книг по этому удивительному фэнтезийному миру в комментариях под текстом.

Многомиллионная армия зрителей с упоением следит за тем, как разворачиваются события в нашумевшем сериале “Игра Престолов”, снятом по мотивам саги из семи книг Джорджа Мартина “Песнь Льда и Огня”. В некоторых интерпретациях – “Песнь льда и пламени”. Мнения по поводу книги и экранизации романа, как всегда бывает в таких случаях, разделились. Фанаты экранного варианта искренне восхищаются воплощением событий в видении режиссера, красивыми сценами сражений и тонкого освещения дворцовых интриг, игрой актеров, роскошными драконьими “танцами”. Великолепная и зрелищная фэнтези-эпопея собрала немало поклонников.

Но есть и множество ценителей книжного варианта. Роман-фэнтези Дж. Мартина послужил лишь основой художественному сериалу. Многие действия, да и сама направленность романа и фильма во многом разнятся. Книга представляет собой грандиозное описание жизни нескольких поколений мужественных героев, коварных лордов и прекрасных волшебниц королевских кровей. Автор книги откровенно наслаждается цветистыми описаниями придуманной им эпохи, полной дворцовых интриг и стремления к власти любой ценой, славного отмщения и торжества справедливости. Однако, одолеть многостраничные описания, красочно сдобренные напряженными моментами, довольно непросто даже бывалому читателю. Поэтому и многие поклонники таланта Дж. Мартина предпочитают книге просмотр сериала.

Что общего между книгами и сериалом? И там, и там – описание выдуманного писателем, фантасмагорического Средневековья с благородными и не очень рыцарями, лордами, королевскими правящими и свергнутыми династиями, щедро сдобренного колдовством, легендами о драконах и прочими прелестями жанра “фэнтези”. Роман построен очень необычно и производит впечатление некоего разбитого на куски единого целого. Эти “куски” – отдельные главы, каждая из которых посвящена какому-либо определенному герою, персонажу. Этот герой полностью “ведет” всю главу, и ему она посвящена. Сериал в этом плане производит более целостное впечатление с четко прослеживаемой и понятной сюжетной линией.

Еще одна сложность книги – в том, что события каждой главы излагаются с точки зрения персонажа, которому она посвящена. Однако, есть читатели, которых это привлекает. Они любят преодолевать всевозможные стилистические трудности и знакомиться с разной трактовкой событий. Для людей, не склонных вдаваться в тонкости художественных способов описания, более важен сюжет. В этом плане экранизированный вариант интереснее, больше держит в напряжении и не дает отвлекаться на посторонние темы и терять сюжетную линию. Кроме того, есть определенное неудобство для восприятия книги как целостного произведения именно в том, что постоянно происходит “перескакивание” с одного героя повествования на другого.

Читайте также:  3 слова о Будапеште: почему туда стоит поехать

И в саге Дж. Мартина, и в сериале полно смертей. Как замечают поклонники творчества писателя, эпоха “диктует” свои правила. Они даже скрупулезно исследовали “Песнь Льда и Огня” на предмет количества смертных случаев и почивших героев. Кровожадности, конечно, автору не занимать, но современный и зритель, и читатель уже привыкли к этому явлению.

Многих читателей заставляет смириться с обилием смертей в романе тот факт, что в нем присутствует и много психологических моментов. Если всех второстепенных и не столь важных для сюжета саги персонажей автор планомерно убирает, то основным суждено не только дожить до окончания повествования, но и пройти определенный путь становления как личностей. Многие из них становятся мудрее, сильнее. Это очень интересно наблюдать и реально “приковывает” к страницам книжной саги. В фильме тоже можно наблюдать такую тенденцию, но все проходит, конечно же, значительно выразительнее и компактнее что ли. Развитие образа случается прямо “на глазах”, что выгодно отличает экранизацию.

И все же многие отмечают, что книги более “зрелищные”. Волшебный мир прописан до мельчайших деталей. Есть ощущение живой истории (хоть и полностью выдуманной автором). И тут надо аплодировать мастерству Мартина: и кхалы, и их кхаласары, и драконы, и прочие диковины – все кажется реальным и заставляет сопереживать героям книг. Впрочем, драконов больше все-таки в “Игре престолов”. “Песнь льда и огня” имеет более широкую направленность: событийную, политическую, что присуще всем литературным произведениям. Сага Дж. Мартина в этом плане – не исключение.

КГ-Портал

Обратная связь со Всеяредакцией

Книга хуже. «Песнь Льда и Пламени»

Не пора ли нам, друзья, сказать пару слов о Джордже нашем Мартине, авторе «Песни Льда и Пламени» – серии сколь знаменитой, столь и переоценённой?

Сегодня тысячи людей по всему миру с трепетом следят за повседневными хлопотами пожилого американца, наслаждающегося жизнью в солнечном Санта-Фе. Что бы он ни делал – красил забор, жарил барбекю на заднем дворе или возился с принадлежащим ему стареньким кинотеатром – в нескольких тематических блогах и на паре сайтов непременно появится об этом запись, которая соберёт пару десятков злобных комментариев. «Мартина видели направляющимся в сторону сортира с кипой исписанных листов. Судьба последних глав „Ветров зимы“ под угрозой. Сроки выхода снова переносятся».

Печально. Мало того что одна из самых известных фэнтезийных саг откровенно забуксовала на последних книгах, так вдобавок её создатель плевал на продолжение с высокой колокольни, предпочитая заниматься чем угодно (ремонтировать дом, тусить на конвентах, редактировать чужие книги), лишь бы не писать.

Но может, оно и к лучшему? Помнится, Джордж Гордон Байрон высказал предположение, что употребляй Роберт Бёрнс менее крепкие напитки, у него, пожалуй, получилось бы пережить самого себя. В последнее время в связи с успехами медицины подобный трюк удаётся всё большему количеству авторов. Вот и Мартин, откинувший творческие коньки в начале 2000-х, до сих пор пытается на манер синеглазых упырей из собственных произведений имитировать признаки жизни. В результате раз в пять лет выходят книги, соревнующиеся друг с другом как в толщине, так и в унынии. В межавторских антологиях публикуются повести, за которые менее маститого писателя давно бы смешали с говном, строчатся глубокомысленные предисловия, которые хочется пролистать уже через пару абзацев. За прошедшие с публикации «Бури мечей» полтора десятилетия его творчество не просто протухло, а послужило питательным компостом для пары приличных настолок, нескольких компьютерных игр разной степени годности, полудюжины комиксов, отличной поваренной книги и, разумеется, знаменитого сериала. Причём даже поваренная книга читается с куда большим интересом, чем натужные килобайты текста, вышедшие из-под пухлых пальцев Мартина в последние годы.

Увы, в «Пире для воронов» и «Танце с драконами» – наиболее свежих произведениях цикла – вы не найдёте ни былых бодрых интриг, ни эпических битв, ни новых интересных персонажей (а старые деградировали в записных мудаков и идиотов). Словом, не найдёте почти ничего, чем славилась серия. Пусть автор по-прежнему не чурается секса, грязи и насилия, но даже они у него выглядят жалко и по-бутафорски, да к тому же порой он откровенно перебарщивает. Поверьте, мы не ханжи, но «клубничка» в произведении должна быть не в ущерб сюжету и атмосфере. Мартин же, как перевозбуждённый подросток, спешит помахать перед носом у публики очередной перверсией – смотрите, дескать, я и про такое знаю! От наивности и поверхностности некоторых описаний закрадывается подозрение, что сам автор не только ничего серьёзней «миссионерки» в жизни не практиковал, но и тематическое порно смотрел урывками. Маркиз де Сад тоже временами заставлял собственных героев при совокуплении проделывать нелепые акробатические трюки, но у маркиза было серьёзное оправдание – он свои произведения писал в тюрьме, где маловато возможностей проверить в деле ту или иную позицию.

Чувствуя, видимо, эту свою ахиллесову пяту, Мартин пытается компенсировать качество количеством. Чтобы далеко не ходить за примером: в недавно вышедшей спойлерной главе «Алейна» на 5,5 тысяч слов персонажи вспоминают про секс 12 раз. В среднем – раз на страницу. Чаще всего, если никто из героев не занимается сексом вот прямо сейчас, то он либо думает о нём, либо с кем-то обсуждает. Иногда бывает трудно понять, что это – серьёзное фэнтези или будни страдающих спермотоксикозом старшеклассников.

Та же часть повествования, которая не касается манипуляций с половыми органами, даётся Мартину с заметным трудом. Использование системы POV (подачи отдельных частей истории с субъективных точек зрения разных персонажей) неплохо показало себя в первых томах, когда главные герои были размещены относительно кучно и действия одних влияли на сюжетную линию других. В последних же книгах они, как нарочно, разбежались по дальним частям карты, а сюжет выродился в набор слабо связанных историй.

Общее же количество героев, локаций и событий в этом гигантском, плохо структурированном тексте давно достигло такого объёма, что удержать их в памяти неспособен и сам автор, вынужденный по ходу дела прибегать к помощи сетевых справочников, составленных преданными поклонниками. Но даже вооружённый помощью зала Мартин периодически лажает, и тогда на свет появляются удивительные фанатские теории вроде «Подменённой жены Робба Старка», основанной на том, что в момент написания четвёртой книги старик тривиально позабыл, какой он описывал героиню несколько лет назад. Однако лучше бы он попытался запомнить не только внешность, но и характер, а заодно логику поступков хотя бы дюжины главных героев. А то ведь получается, что персонаж, радовавший в первых книгах, в заключительных превращается в какого-то непонятного мутанта, чьи главы никакого эмоционального отклика, кроме зевоты, не вызывают.

Увы, вместо этого Мартин предпочитает сосредоточиться на характеристиках одежды, еды и интерьеров. «Танец с драконами» вообще переполнен подробнейшими описаниями того, как герои чешутся, икают, пердят, жрут на завтрак лимонные пироженки, без устали сношаются, стоя на голове, и куда-то всё время едут. Только сюжет, по большому счёту, не двигается. Как говорила Сюзанна Кларк: «Если не знаешь, о чём писать, пиши, что свечи подорожали, а хороших слуг днём с огнём не сыскать». Так вот последняя на данный момент книга буквально переполнена метафорическими свечами и слугами.

Может быть, Мартин чувствует, что вдохновение ушло, сказать ему давно нечего, и не выйдет уже убедительно развязать те сюжетные узлы, которые он так лихо накрутил в девяностые. Возможно, сам процесс литературного творчества ему опротивел, и он решил променять его на пожизненную должность свадебного генерала всевозможных конвентов. Или жирный тролль настолько ненавидит своих читателей, что ему доставляет удовольствие фигурально мочиться им в глаза, выдавая сей процесс за лечебные процедуры. Предположения можно строить бесконечно, но факт остаётся фактом – автор на протяжении двух тысяч страниц сознательно льёт воду, лишь бы оттянуть долгожданную развязку.

Поэтому если любите исторические интриги – читайте лучше Грейвза и Дрюона. Хотите мрачного взрослого фэнтези – к вашим услугам Аберкромби. Желаете необычный, тщательно прописанный мир – возьмите, допустим, Ротфусса. Но если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот серии «Песнь Льда и Пламени», по крайней мере в нынешнем её состоянии. Возможно, случится чудо, Мартин восстанет, как феникс, из пепла бездарности и напишет концовку, от которой Толкин будет рыдать на небесах в обнимку с Пратчеттом. Или после его смерти какой-нибудь молодой энергичный автор приведёт авгиевы конюшни мартиновских черновиков в более-менее читабельный вид. Но с куда большей вероятностью НВО покажут нам завершение этой истории гораздо быстрее и талантливее, чем это получилось бы у Джорджа Мартина даже в его лучшие годы.

Ссылка на основную публикацию