Взгляд в будущее: футуризм в архитектуре - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Взгляд в будущее: футуризм в архитектуре

Взгляд в будущее: футуризм в архитектуре

Что такое футуризм?

В латинском языке слово «futurum» означает «будущее». Это взгляд вперед. Футуризм одновременно появляется во всех сферах искусства: в живописи, в литературе, архитектуре. Творцы-футуристы первые обращают внимание на город – на этот величественный мир, который все больше захватывает природу. Движение машин, стук колес поездов, серый асфальт, бетон, шум, аэропланы, городские толпы – это то, что вдохновляло футуристов.

В начале ХХ столетия люди жили в предчувствии чего-то нового, грандиозного, технического. Технику возводили в культ – ей поклонялись, ей посвящали стихи. В манифесте итальянских футуристов можно прочитать:

«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».

Некоторые творцы и правда так ощущали мир, а другие намеренно следовали течению, потому что в то время оно было модным.

Футуризм – это устремление в будущее. Прошлое отрицалось. Прошлое выполнило свою миссию и ушло. Безвозвратно. Футуристы своим творчеством хотели донести, что нельзя ходить по кругу, повторять уже изобретенное, останавливаться на давно найденном. Традиции провозглашались ненужными, тормозящими прогресс. Только вперед, только к вершинам – этими словами можно выразить суть футуризма. Движение вверх, а не по кругу. Стихия футуризма – безжалостное разрушение ради создания нового. Это скорость, эксперимент, бунт, революция. Прежде всего – революция сознания. Раскрепощение. Это попытка сгореть, чтобы восстать из пепла. Именно так видели себя футуристы – творцами нового мира.

Родина футуризма – Италия. В Италии он ярче всего проявился во всех сферах жизни. И архитектура не стала исключением.

«Архитектура будущего» – какая она?

Футуризм в архитектуре часто называют «научной фантастикой». «Фантастикой» потому, что футуристы провозглашали свободу главной ценностью человека. Свобода во всем – в искусстве, в мыслях и действиях. Нет рамок, нет ограничений. Фантазия безгранична, традиция осталась в прошлом, ничто не сковывает творческий полет. А значит, есть только творец и его идеи. Это фантастика в ней имеются: масштаб, размах, скорость и сила. Фантастика «научная» потому, что есть в архитектуре одна вещь, которая все же ограничивает творца, – законы физики. Без их соблюдения любой архитектурный проект, увы, обречен на провал.

Любимые цвета футуристов – цвет металла, серебряный, белый. Дома, спроектированные или построенные в стиле «футуризм» обязательно имеют две черты:

1) современность;
2) техничность.

Под современностью стоит понимать практичность. Конечно, допускаются чисто декоративные детали, но в целом постройка служит какой-то цели. Все ее элементы стоят четко на своем месте. Техничность – это использование новых технологий. Воплощаются инновации, проводятся эксперименты. И чаще всего эксперимент выдерживает проверку временем.

Яркий пример футуризма – башня в Сиэтле (штате Вашингтон, США) под названием «Космическая игла». Башня похожа на летающую тарелку, ведь космос ассоциируется с будущим. Космос – то, куда стремится человеческая мысль. Игла – острая, тонкая, направлена в небо, а значит – вперед. Сама конструкция похожа на ракету, которая вот-вот взлетит.

Магазин одежды фирмы Oakley в Нью-Йорке оформлен в футуристическом стиле. Серые полосы создают эффект движения, в них можно увидеть потоки машин, летящих вдаль на бешеных скоростях.

Гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) похожа на светящийся парус, который только что причалил к берегу. Архитектору удалось запечатлеть движение в камне.

Существуют даже соборы, построенные в футуристическом стиле. Это Кафедральный собор Бразилии. Нам виден только купол, большая же часть сооружения прячется под землей. Купол передает идею рук, которые тянутся к небу.

Несмотря на такое разнообразие построек, архитекторы не останавливаются на достигнутом и продолжают работать в этом стиле, развивая его, придумывая новые решения. С каждым разом все более вдохновляющие.

Например, это – проект культурного центра в городе Чанша (Китай).

Еще один удивительный проект создал британский архитектор для Лондона. Зеркальные лотосы отлично вписались в городской пейзаж. Здесь мы видим отход от футуристического канона – вместо техники на передний план выходит природа, а именно – цветок.

Футуризм – это движение и легкость, мода и стиль. Футуристы – люди, которые стремятся только вперед и вверх. Своим примером они показывают, что фантазия человека – безгранична, нужно лишь вовремя поймать идею за хвост. Футуризм в архитектуре – это новый взгляд на привычные вещи. Подобные постройки разбавляют серые урбанистические пейзажи, добавляют городам изюминку. Футуристические здания со временем становятся «лицом» населенного пункта, символом, их знают во всем мире, по ним узнают города и страны. Суть футуризма – в неповторимости, а значит каждое новое здание не будет похоже на предыдущее. Красота в разнообразии. Вдохновение в движении.

Желаем вам полета фантазии и удивительных открытий!

Футуризм в архитектуре: понятие, определение, характеристика стиля, описание с фото и применение в строительстве

Архитектурный футуризм является самостоятельным видом искусства, объединенным под общим названием футуристического течения, появившегося в начале двадцатого века и включающего в себя поэзию, литературу, живопись, предметы одежды и многое другое. Футуризм подразумевает стремление в будущее – как для направления в целом, так и для архитектуры в частности, характерными чертами является антиисторизм, свежесть, динамика и гипертрофированный лиризм. Особую популярность обрел футуризм в архитектуре СССР, став символом строительства новой жизни.

Определение

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой “Манифест архитектуры футуризма”. До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства. Основоположник футуризма в архитектуре представлен на фото ниже.

По определению футуристическая форма архитектуры являет собой зеркальное отражение всех архитектурных канонов, существовавших до XX века. Таким образом, эта архитектура, в первую очередь, антиисторична и фантазийна – в ней либо отсутствует четкая симметрия, либо, напротив, присутствует гипертрофированная симметричность, а на смену привычным украшениям в виде колонн, окон и барельефов – лишь ни на что не похожие формы, смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и однотонный бетон – форма преобладает над содержанием.

Примеры из мировой архитектуры

Несмотря на то что архитектурный футуризм зародился еще в начале двадцатого века, до реального строительства дело дошло не сразу – на пике популярности был стиль Ар-деко, не сдававший своих позиций вплоть до начала Второй мировой войны. Наиболее известные футуристические здания были построены в период 50-70-х годов, их строительство было связано с началом эпохи увлечения космосом и внеземными цивилизациями. К ним относятся, например, библиотека Джека Ленгстона в Калифорнии (год постройки – 1965), Тематическое здание в Лос-Анджелесе (1961), библиотека Гейзел в Сан-Диего (1970). Ниже на фото футуризм в архитектуре вышеупомянутых зданий.

В начале 70-х футуристические постройки вышли за пределы США и стали появляться в самых разных уголках планеты – к ним можно отнести Кафедральный собор в Бразилиа, Дом Ферро в Цюрихе и оперный театр в Сиднее.

Зарождение в СССР

Футуристическое направление во всех отраслях искусства достигло своей максимальной популярности в предреволюционный период России, а затем в 20-х и начале 30-х годов. Необходимым казался футуризм в строительстве нового государства – людям, приветствующим революцию, хотелось разрушить все устои, вымести старые традиции и начать жизнь с нового листа. Советский Союз вполне мог стать обладателем самых первых футуристических строений в мире, но, увы – пришедшему к власти Сталину по душе были другие архитектурные стили, впоследствии получившие полушутливое название “Сталинского рококо”. А после войны, когда выяснилось, что главный основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был приверженцем итальянского фашизма, направление получило строжайший запрет.

Читайте также:  16 самых интересных шпионских книг

Примеры в отечественной архитектуре

Первые здания с использованием футуризма в архитектуре СССР были построены уже после 60-х, как и в США, на волне восторга от космических полетов. И хотя Советский Союз не был первым в строительстве зданий будущего, очень скоро он стал самым богатым на подобную архитектуру – практически все библиотеки, дома культуры, театры и кинотеатры, аэропорты и стадионы с 60-х до 80-х годов строились в футуристическом стиле. Ярчайшими примерами советского футуризма в архитектуре является здание знаменитого МХАТа в Москве, построенного в 1973 году, корпус “Дружба” Ялтинского санатория “Курпаты”, построенный в 1984 году, и здание, в котором располагалось министерство автодорог Грузинской ССР, созданное в 1975 году.

Знаменитые архитекторы-футуристы

Одним из самых продуктивных архитекторов-футуристов является бразилец Оскар Нимейер – современник зарождения стиля в 20-х годах и один из главных его популистов в 60-х. Ему принадлежит авторство вышеупомянутого Кафедрального собора в Бразилиа, а также “Копан” – футуристический жилой дом в Сан-Пауло (1951), Дворец Национального конгресса и Дворец правительства в Бразилиа (оба 1960 года), Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро (1996).

Еще один знаменитый футурист – датчанин Йорн Уотзон, автор проекта оперного театра в Сиднее. Кроме этого всемирно известного здания, Уотзон создал Водонапорную башню в Сванеке (1952) и Национальную Ассамблею в Кувейте (1982).

Моше Сафди, канадский и американский архитектор израильского происхождения, спроектировал более пятидесяти различных футуристических зданий. Его фантазии принадлежит знаменитый жилищный комплекс в Монреале Хабитат 67 (1967), ставший основой для многих подобных зданий в разных странах, футуристический корпус Музея изящных искусств в Монреале (1991) и гостиница “Марина Бей Сендс” в Сингапуре (2010).

Архитекторы-футуристы в СССР

К отечественным архитекторам, приверженным футуризму в архитектуре, в первую очередь следует отнести Михаила Посохина, автора проектов Кремлевского дворца съездов (1961 год), зданий Северного Чертанова (1975) и Спорткомплекса “Олимпийский” (1977).

Другие известные советские архитекторы – Дмитрий Бурдин и Леонид Баталов – в соавторстве создали знаменитую на весь мир Останкинскую телебашню (1967) и Московский аэровокзал (1964). Помимо этого, Дмитрий Бурдин выступил архитектором футуристического гостиничного комплекса “Измайлово”(1980).

Современный футуризм в архитектуре

С современным ростом и скоростным развитием таких государств, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Китай, Азербайджан, футуристический стиль вновь возродился, на этот раз объяв целые города. Ярким примером является целый комплекс зданий в центре Эр-Рияда – столицы Саудовской Аравии.

Отель Бурдж-эль-Араб (дословно переводится как “Арабская башня”), построенный в столице ОАЭ Дубае в 1999 году, тоже относится к футуризму в архитектуре. Помимо этого в Дубае, в самом центре, расположена уникальная Башня-волна и целая серия футуристических высоток.

В 2007 году был опубликован “Манифест нео-футуристического государства”, что и дало толчок к возрождению этого стиля. Скорость и богатство жизни в вышеперечисленных странах превращает их в настоящие “города будущего” относительно подавляющего большинства архитектурных традиций так называемого “Старого света”, перед светом ультра-современным, приверженным футуризму в архитектуре, как и полвека назад.

history_of_art

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Две недели назад в Нью-Йорке я посетила выставку, посвященную итальянскому футуризму. Авангардные движения начала XX века – моя особая любовь. Мир менялся стремительно, люди старались шагать в ногу со временем, иногда опережая, иногда не поспевая за прогрессом, и весь этот хаос породил множество интересных художественных решений и направлений. Чтобы понимать футуризм, нужно знать историю его создания, а также помнить исторический контекст стран, в которых это движение получило особое развитие: Италию и Россию тех годов.

Разрушить старое, смыть с лица земли музеи, старый опыт и авторитеты, чтобы открыть мир новому: машинам, скорости, агрессии. Чтобы сразу представить основные постулаты этого нового движения, приведу несколько цитат из Манифеста Маринетти, опубликованного в Le Figaro, 20 февраля 1909 г.:
– Мы говорим: наш прекрасный мир стал еще прекраснее — теперь в нем есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рев похож на пулеметную очередь, и по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская.
– Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.
Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

Быть футуристом значит быть современным, молодым и мятежным. Индустриальный мегаполис, машины и скорость – приверженцы футуризма празднуют разрушение и воспевают войну. Они стремятся вдохнуть новую жизнь в старую, статичную культуру.
В России в 1912 году тоже появился свой манифест, сопровождающий первый поэтический сборник “Пощечина общественного вкуса”, который сопровождал одноименный Русский манифест. Сравните постулаты:
– Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
– Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

На мой взгляд, русский манифест несет в себе больше разрушительного заряда, чем итальянский, оно и не удивительно – такие были настроения в стране перед революцией.
Футуризм зарождается в литературе, но очень скоро обретает и другие формы: живопись, политику, даже рекламу. Энергия молодости и скорости бьет через край у этих молодых революционеров, остаться равнодушным к заряду энергии, который они несут – невозможно. Если вам кажется, что вы мыслите прогрессивно, расслабьтесь – футуристы уже все придумали до вас.

И вот с этим знанием я прихожу на выставку итальянского футуризма в Гуггенхайме, 1909-1944 года.

Всего на выставке представлено семь тем, я покажу самые запомнившиеся мне фрагменты из каждой из них, представленные на выставке.

Тема первая: Героический футуризм. Эта фаза длилась до 1916 года. Начало футуристического движения отличает атмосфера оптимизма, динамичность и ритм. Футуристы стремились передать динамику по-разному. Например, Джакомо Балла подробно изучал и пытался изобразить универсальную динамику через расслоение движения, например, через изображение дисперсии света (картина не представлена на выставке):

Giacommo Balla,Iridescent Interpenetration No.7, 1912

Визуальный словарь Джакоммо Балла состоял из объединения принципов динамики и синхронности, с попыткой передать атмосферу света, звука и запахов.

Два других футуриста, Умберто Боччони и Джино Северини, стремились изобразить эффект движения через объект. Боччони передавал движение через спортивное тело, совмещая фигуру человека и окружающего пейзажа. Отодвиньтесь от экрана подальше и вы увидите, как картинка ниже сложится в образ летящего на огромной скорости велосипедиста (картина не представлена на выставке):

Umberto Boccioni, Dinamismo di un ciclista ” 1913

Северини, мой любимый итальянский футурист, создает свою концепцию изображения динамики через сдвиг пространства на картине, через фрагментирование, соединяя смещенное и диспропорциональное пространство, добавляя в повседневные объекты эффект дробленной мозаики (эту идею он заимствовал у кубистов).

Читайте также:  Как украинская вышиванка завоевала весь мир: ФОТО

Вот этой картиной я могу любоваться часами, разглядывая причудливое переплетение пейзажа, мчащегося поезда и деревни. Даже если с первого раза вас не увлечет эта магия фрагментов, подумайте, как бы вы изобразили движение скоростного поезда (не скоростной поезд, а именно его движение) и сравните с тем, что сделал Северини:

Дж. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город», 1915

Хочу еще отметить картину Карра, похороны анархиста Галли. Предметом картины явилась стычка на похоранах убитого полицией в забастовке Анджело Галли. Правительство опасалось, что из похорон анархисты сделают политическую демонстрацию, и запретили им вход на кладбище. Стычки избежать не удалось, анархисты стали сопротивляться, и полиция жестоко с ними расправилась. Художник присутствовал при этой сцене; и работа его полна живых воспоминаний жестокой сцены и хаоса: движение тел, столкновение анархистов и полиции, черных, летящих в воздухе, флагов. Художник позже напишет в своих мемуарах: “Я видел перед собой гроб, покрытый красными гвоздиками, опасно колеблющийся на плечах людей, несущих гроб. Я видел беспокойных лошадей, клубы и копья, столкновения, и мне казалось, что в любой момент труп упадет на землю и будет растоптан лошадьми” …

Carlo Carrà, Funeral of the Anarchist Galli (Funerali dell’anarchico Galli), 1910–11

Тема вторая. Words-in-freedom, или, как в русском манифесте “слово-новшество”. Как я уже писала, футуризм начался с поэзии и ключевое его изобретение – свободная форма поэзии. Вслед за Маринетти футуристы освобождают слова от привычной нам формы, уничтожают синтаксис, отменяют пунктуацию, устраняют прилагательные и наречия, используют глаголы в неопределенной форме, вставляют в стихи музыкальные и математические символы, используют звукоподражание (ономатопею). Такие стихи читаются как литература, переживаются как визуальное искусство и исполняются как драматические произведения. Футуристы публикуют их в самых разных форматах и декламируют на специальных вечерах (Futurist serate). Маринетти представил идею свободной от формы поэзии, многие футуристы изобрели свои собственные интерпретации. “Лесенка” Маяковского нам наиболее знакома как эта часть творчества футуристов, но были и другие: Балла с конструкциями phonovisual, Фортунато Деперо и абстрактный язык звуков (onomalingua), круговая структура Карло Карра с вихрем голосов и звуков.

Francesco Cangiullo, Piedigrotta. Book (Milan: Edizioni futuriste di Poesia, 1916)

Тема третья. Архитектура. Футуризм с его отрицанием традиций и эпатажем мог существовать только в рамках города, и футуристы упивались современным городом. Множество архитекторов предлагали свои проекты мегаполисов, с использованием новых материалов и промышленных методов. Футуристические проекты имеют парящий вид, легкость, современность, с акцентом на скорость и беспрепятственную работу транспортных систем (воздушный и железнодорожный транспорт должен плавно вписываться в городскую архитектуру). Их проектам не суждено было воплотиться в реальности, за исключением нескольких футуристических конструкций, возведенных для временных ярмарок по эскизам Энрико Прамполини. Сравните эскиз и реальность:

Enrico Prampolini, Design for hall, decorations, and furnishings for Aeronautica Company: Plan for Milan Triennial Installation, ca. 1932–33

The Futurist Pavilion at the exhibition in the Parco Valentino in Turin (1928) was designed by Enrico Prampolini.

Тогда их идеям не суждено было сбыться, зато посмотрите сейчас на современные города – это ли не мечта футуристов?

Тема четвертая. Reconstructing the universe. Поэзии, литературы, живописи – этого было мало. Чтобы подвинуть старые идеалы и жить в новом времени, необходимо было изменить каждую деталь повседневного мира. В 1915 году уже знакомые нам Балла и Деперо пишут еще один манифест, который я особенно люблю за его название: “Реконструкция Вселенной”. Используя привычно агрессивный язык, они призывают к реконструкции каждого объекта мира вокруг себя, требуя даже футуристические игрушки. Футуриста должна окружать футуристическая среда, новая одежда, новый дизайн помещений, новая мебель, посуда и одежда. Балла и Деперо создали такие пространства в своей жизни: один перестроил дом в Риме, второй – студию в своем родном городе Роверто. На выставке было много предметов в футуристичном дизайне: керамика, сервизы, жилеты и костюмы. Сейчас все это выглядит довольно забавно и уж точно совсем не соответствует тому футуристическому видению дизайна, к которому привыкли мы. Для меня футуристичный дизайн – это голландцы и скандинавы. Но если бы футуристы не обратились тогда к таким мелочам, кто знает, получили ли бы мы современный дизайн (как и архитектуру) в том виде, в каком он есть сейчас?

Больше всего меня тут удивляет размах: от скоростей и самолетов до чайных сервизов. Как может в одной идее уживаться столь большое и столь малое? Мне кажется, здесь большое значение имеет национальная принадлежность, итальянцам важна эстетика повседневности, а вот в русском футуризме все закончилось на уровне глобальных идей, без чайных сервизов.

Gerardo Dottori, Cimino home dining room set, early 1930s

Тема пятая. Arte meccanica, или эстетика машин. После Первой Мировой в футуризм пришли новые художники, привнесшие новые качества, одним из которых стала эстетика механических объектов. Не могу сказать, что это что-то принципиально новое в футуризме, так как изначально движение строилось на воспевании прогресса и скорости. Новые члены движения подчеркнули устойчивый интерес футуристов к механическим объектам. Изображенный мощный поезд на картине Иво Панадджи катится на вас по диагонали, что усиливает эффект присутствия (привет поклонникам 3D!), вы слышите оглушительный свисток поезда, громкую работу мотора. Панадджи не рисует картину, он передает сенсорный опыт. Художественные приемы, использовавшиеся тут, передают движения, скорость и мощь. Посмотрите на эту картину, она передает траекторию движения поезда фрагментировано (как у Северини), или, проще – как в анимации, по частям:

Ivo Pannaggi, Speeding Train (Treno in corsa), 1922

Тема шестая. Aeropittura или живопись, вдохновленная полетом. Парящая или пикирующая, иногда и просто абстрактная, аэроживопись появилась в 1930 году, на поздней стадии футуризма. Самолеты как нельзя лучше вписывались в идею культа машин в футуризме и как символ прогресса, и как воплощение скорости, поэтому они сразу смещают фокус на себя, оставив позади автомобили и поезда. Кроме того, самолеты открывают и новые перспективы на привычные объекты за счет новых, невиданных до этого ракурсов осмотра. Аэроживопись начинается с простого документирования полетов, и переходит к к изображению парения в пространстве. Она представляет собой новый подход к миру, который объединял и скорость, и технологию, и войну, и национальную гордость. В начале тридцатых в Италии, понятно, что были очень сильны националистические настроения, и мощь, и техническая оснащенность итальянской армии подстегивала футуристов к повышению национальной гордости. Казалось бы, у футуристов было все, чтобы стать официальным искусством в фашистской Италии – это и воспевание прогресса, и поклонение агрессии и войне, и отрицание старого мира, и разрушение. Помешал один нюанс: Гитлер не выносил “дегенеративное искусство” (любое НЕклассическое искусство), и со временем заставил Муссолини избавиться от фаворитизма футуристов.

Gerardo Dottori, Aerial Battle over the Gulf of Naples or Infernal Battle over the Paradise of the Gulf, 1942

Тема седьмая. Фотография. Футуристы не могли обойти своим вниманием и фотографию, которую начали адаптировать с 1911 года. Братья Bragaglia стремились оживить картину и разработали целый метод ловли движения: photodynamism. Движение фигуры на их фотографиях обычно идет справа налево, с размытыми стадиями начала движения. После этих экспериментов футуристы оставили фотографию до 1930 годов, до тех пор, пока Маринетти в соавторстве с Тато в очередном своем манифесте (ни у кого больше не было столько манифестов!) объявил фотографию прекрасным инструментом по ликвидации барьеров между искусством и жизнью, так как с помощью камеры можно и создавать искусство, и исследовать его социальную функцию (однако Тато использовал камеру для диаметрально противоположных целей, его произведения выражали идеологическую поддержку фашистского режима).

Читайте также:  Новинки кино, которые ни в коем случае нельзя пропустить

Anton Giulio Bragaglia, Waving (Salutando), 1911

В 1944 году умирает основоположник и идейный вдохновитель футуризма – Маринетти. С его смерть прекращает свое существование и футуризм. Русский футуризм стал исчезать и того раньше, в конце 20-х годах, с установлением в России советской власти, и окончательно изжил себя со смертью Маяковского и эмиграцией основных авторов (все же в России футуризм был больше литературным направлением, чем живописным). Авторы, начинавшие с футуризма, примкнули к другим направлениям.

Что принес футуризм для человечества? Эпатаж и агрессивная манера, свойственная футуризму, помогли популяризировать и воспеть прогресс. Современное развитие искусства многим обязано футуризму: к их заслугам можно причислить освобождение поэзии от привычной формы, поэтические перформансы, новый взгляд на изображение движения, фрагментирование скорости. Отрицание авторитетов – это всегда поиск нового, всегда расширение привычного взгляда на окружающий мир. Поиск новых идеалов и создание новых норм помогает не стоять человечеству на месте, помогает развиваться. Ну и конечно – воспевание “прекрасного далека”, прогресса, силы человеческой мысли, за это стремление к идеальному миру им особое спасибо.

Неофутуризм в архитектуре 21-го века

В начале ХХ века в Италии появилось новое художественное течение – футуризм. На его основе и как составная часть возникло новое направление в архитектуре и дизайне – футуристическая архитектура, характеризующаяся протяженными динамическими линиями, антиисторизмом, выражающая скорость и срочность. Неофутуризм в архитектуре, возникший в 60-х/70-х годах прошлого столетия, стал активно использовать эстетику космической эры. Сегодня мы наблюдаем очередное возрождение футуристической архитектуры на основе современных технологий строительства. Предлагаем посмотреть на несколько впечатляющих примеров и достижений современных архитекторов и строителей.

Можно сказать, что научно-фантастический стиль строений архитектора Заха Хадид установил ориентир для футуризма XXI века в архитектуре. На фото – музей современного искусства, строящийся в настоящее время в Кальяри, Сардиния, Италия.

По всему острову Сардиния расположены нураги – массивные смотровые башни, наследие загадочной цивилизации, построенные за несколько тысяч лет до нашей эры. В Кальяри решили основать музей, совмещающий древнюю культуру нурагов и современное искусство. Проект Захи Хадид, объединяющий прошлое и настоящее, выполненный в футуристическом стиле был признан лучшим.

Почти завершено строительство башни Agora Garden Tower в Тайбэе, Тайвань. Автор современного небоскреба, известный бельгийский архитектор Винсент Каллебаут (Vincent Callebaut), был вдохновлен завихрениями человеческой ДНК, которые он и выразил в необычном здании.

Здание оперного театра Harbin Opera House в китайском городе Харбин выглядит как инопланетный космический корабль, но тем не менее плавно и естественно сливается с окружающей природой. Архитекторы фирмы MAD Architects отмечают, что при разработке футуристического здания были учтены природные условия и холодный климат города.

Кунстхаус Грац (Kunsthaus Graz) – музей современного искусства в Граце, Австрия. Проект здания разработан архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье. Инновационные идеи и технологии объединили железобетонный каркас и фасад из синих пластиковых панелей, а флуоресцентные кольца образуют световую медиаинсталяцию.

Еще один пример шикарного современного футуристического дизайна в архитектуре в – Cybertecture Egg, расположенное в Мумбае, Индия. Китайская студия James Law Cybertecture International создала уникальное здание как отдельную планету – с собственной экосистемой, растениями и животными, объединенными концепцией «умный дом» с комплексным мониторингом здоровья «населения» этой планеты.

Для офиса центрального телевидения Китая в Пекине – невообразимо ультрасовременный небоскреб. Кольцеобразная структура с пустой центральной частью состоит из пяти горизонтальных и вертикальных секций. Авторы уникальной конструкции– известная международная студия OMA.

Здание музея Ordos museum, как архитектурный шедевр студии MAD Architects, можно смело рассматривать как один из знаковых объектов планеты. Расположенный на вершине небольшого холма в Ордосе (Внутренняя Монголия, Китай) он представляет собой поистине фантастическое зрелище недалеко от пустыни Гоби.

Футуризм (Futurism)

Футуризм

Футуризм возник в начале прошлого века в Италии. Его главной идеей была тотальная перестройка мира, разрушение старых, отживших форм. Футуристы отрицали все достижения прошлого, их интересовал научно-технический прогресс и все, что с ним связано. В футуризме ценилось умение передать энергию, скорость, силу, динамизм. Отсюда отсутствие назидательности и какой-либо сюжетной линии в произведениях футуристов, а также их излюбленные приемы – использование техногенных мотивов, монохромных деталей, плавных или ломаных линий. Итальянский футуризм подхватили русские художники и поэты, именно в их творчестве этот стиль искусства нашел наибольшее выражение, стал известен по всему миру.

Впоследствии футуризм на долгие годы потерял свою актуальность, оставаясь музейной ценностью. Он стал снова модным в середине 20 века. Но на этот раз он начал применяться в дизайне интерьеров, что отражало интерес заказчиков к научной фантастике, к далекому будущему.

Футуристический интерьер, как правило, напоминает декорации к фантастическому фильму, в нем всегда присутствует что-то космическое. Обтекаемые формы делают помещение похожим на каюту космического корабля. Один из основных принципов стиля – минимализм. Футуризм требует открытого пустого пространства, он не признает декора, в футуристическом интерьере не допускаются узоры или орнаменты на стенах или элементах оформления. Все строго – в комнатах присутствует только техника и мебель. При этом бытовая техника должна быть самой современной, желательно, чтобы дизайн ее был без излишеств и без какого-либо оттенка ретро, особенно на кухне, где кухонные комбайны, чайники и кухонные панели должны выглядеть по меньшей мере как «начинка» лаборатории на космической станции.

Кстати, повышенный интерес к технике проявляется и в том, что мебель чаще всего используется многофункциональная. Самый оптимальный вариант – трансформеры (задвигающиеся в стену кровати, кресла-кровати и пуфики, которые легко превращаются в столики).

В футуристическом интерьере используются только искусственные современные материалы или металл. Образ квартиры из далекого будущего позволяют создать высокопрочный пластик, металлизированные поверхности, стекло различных оттенков. Еще один незыблемый принцип – отсутствие обоев. Стены либо покрашены неяркой однотонной краской, либо спрятаны под панелями из пластика. Их украшением могут служить только несколько абстрактных картин или черно-белые фотографии. Что касается пола, то он во всем должен соответствовать общему облику квартиры или офиса: используется либо гладкий сияющий ламинат, либо кафель строгих оттенков.

Если вы решили оформить свою квартиру в футуристическом стиле, то выбор цветов у вас будет ограниченным: признаются только все оттенки белого, черного, серого, серебристого, стального цвета. Возможны вкрапления других цветов, но они не должны быть особенно яркими. Игра цветов происходит за счет использования различных поверхностей – матовых или светоотражающих. Еще один прием – современные системы освещения. Дизайнеры используют неоновые, люминесцентные, светодиодные светильники, которые могут освещать как всю комнату, так и определенные зоны или даже отдельные предметы интерьера. Приветствуется размещение разнообразных подсветок в нишах, стеллажах, шкафах, уровнях потолка.

Еще один важный футуристический принцип – четкая, но необычная геометрия пространства. Здесь используются странные обтекаемые формы, изогнутые линии, асимметричные углы. Особенно это прослеживается в дизайне мебели, окон, дверей и потолков.

Футуристический стиль хорошо подходит для оформления современных офисов, вокзалов, аэропортов, холлов гостиниц – тема скорости, движения, а также некая обезличенность таким интерьерам не вредит. Что касается домашних интерьеров, выполненных в стиле футуризма, то они больше подходят молодым, смелым людям, интересующимся новинками техники и готовым жить в несколько холодном, отстраненном, но зато невероятно оригинальном пространстве.

Ссылка на основную публикацию