Великие любовники: Камилла Клодель и Огюст Роден - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Великие любовники: Камилла Клодель и Огюст Роден

КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ — ОГЮСТ РОДЕН

В глубокой провинции Шампань, в маленькой французской деревушке 8 декабря 1864 года родилась Камилла Клодель — уникальный скульптор, помощница и натурщица, муза и возлюбленная великого Огюста Родена, женщина поразительного таланта и трагичной судьбы. Её семья принадлежала к богатой буржуазии, однако детство Камиллы не было спокойным и беспечным. Властный характер матери, склочная и истеричная сестра омрачали покой в доме. И только любимый брат Поль был самым близким и искренним другом будущей скульпторши. Много лет спустя Поль Клодель станет великим французским дипломатом, поэтом и единственным, для кого Камилла не будет изгоем.

А пока жизнь только начиналась, и красивая девушка увлеклась ваянием, лепя из глины скульптурки всех домашних. Родители, сестра, слуги и особенно брат Поль постоянно позировали юной скульпторше.

В апреле 1881 года семья Клоделей переехала в Париж. Отец, давно почувствовавший талант дочери, показал её работы известному тогда скульптору Альфреду Буше, который был крайне поражён гениальностью девочки. Её работы «Наполеон», «Бисмарк», «Давид и Голиаф» были по достоинству оценены знаменитым французом. Он пригласил её для работы в свой собственный и очень известный салон на улице Нотр-Дам-де-Шан, где Камилла могла учиться у мастера и работать.

Спустя два года, когда молодой скульпторше не исполнилось и двадцати, она встретила Родена — кумира, учителя, любовника. Их встреча стала ярким событием в их судьбах, и каждый запомнил её на всю жизнь. Роден был взволнован и как истинный художник внимательно рассматривал Камиллу с ног до головы. «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, — так описывал новую знакомую Огюст Роден, — большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи».

Сам Роден предстал ей коренастым мужчиной с рыжими волосами, глубоко посаженными голубыми глазами и огромными, мощными кистями рук. Он показался ей мифическим героем, сильным и властным, умеющим защитить от любых бед.

Сначала Камилла приходила в его мастерскую лишь изредка, затем стала одной из его любимых натурщиц, а потом и вовсе помогала создавать скульптуры: многие до сих пор видят в роденовских шедеврах следы рук способной ученицы. Теперь всё своё время она проводила в мастерской на улице Юниверсите, совсем забыв Альфреда Буше. Её жизнь уже была посвящена другому.

Пять лет прошли в этой уютной мастерской. Ни о чём не подозревавшие родители, в дом которых Камилла приходила лишь переночевать, не догадывались, что дочь состоит в тайной связи с известным скульптором. Роза Боре, с которой Родена связывали двадцать лет совместной жизни, не проявляла ни малейшего беспокойства. Она была простой, милой и малообразованной женщиной, проводила все дни дома и даже не появлялась на светских вечерах (туда скульптор никогда не приглашал Розу, скрывая её от друзей и общества). Он предпочитал выходить в свет с умной, талантливой, остроумной Камиллой Клодель.

В 1888 году влюблённая пара решила снять новую мастерскую и присмотрела маленький обветшалый домик на бульваре Итали, где когда-то любили друг друга знаменитые Жорж Санд и Альфред де Мюссе.

Прошло ещё четыре счастливых года. Но тайная связь наконец была раскрыта. Роза узнала о длительном любовном романе Огюста и повела себя достаточно агрессивно. Родители не могли простить дочери столь возмутительного поведения. И, загнанная в угол, она поставила возлюбленного перед выбором. Тот его сделать не смог. Он не хотел предать Розу, мать его сына, с которой его связывали долгие годы совместной жизни. А Камилла, лелея мечту о том, что когда-нибудь Роден пойдёт с ней к венцу, теперь всё отчётливее понимала, что это невозможно. Дальше оставаться с любимым она уже не могла.

Камилла Клодель ушла из дома на бульваре Итали. Как оказалось, навсегда. Возможно, это была самая большая ошибка в её жизни. Останься она с Роденом, всё было бы совершенно по-другому.

Великий скульптор тяжело и долго переживал разрыв. Он надеялся, что обида Камиллы пройдёт и она вернётся к нему. Но гордая возлюбленная никогда больше не переступила порога его мастерской, сняла маленькую квартирку на той же улице, где, закрывая наглухо дверь, неделями не выходя из дома, создавала свои работы, которые, увы, не стали такими популярными, как шедевры великого мастера.

Ей было уже за тридцать. Детские мечты о славе и признании не осуществились. Редкие выставки, где Камилла расставляла свои скульптуры в маленьком скромном павильончике, не приносили ей удовлетворения. Денег постоянно не хватало. Иногда она жила на грани нищеты, влезала в долги, которые не могла погасить, из-за чего не раз подвергалась судебным преследованиям. Когда Роден приглашал её на званые обеды, нередко в его честь, она отвечала: «У меня даже нет платья, чтобы прийти к вам. А мои ботинки совсем износились». Всё чаще Камилле стало казаться, что Роден открыто издевается над ней.

Он покорял новые вершины, становился богатым, известным, и вскоре о нём говорила вся Европа. Часто Клодель узнавала в скульптурах мастера свои давние работы, которые, ей казалось, Роден просто дополнял и выдавал за свои. Стоило ей привезти на выставку свою новую скульптуру, как у бывшего учителя вскоре появлялась такая же.

«Я на дне пропасти, — жаловалась Камилла. — Я живу в мире до того удивительном, до того странном. Эта история — кошмар сна, каким была вся моя жизнь». Она словно падала вниз, всё чаще в голове мелькали мысли о том, что её возлюбленный насмехался над ней, использовал её идеи, талант, чтобы за счёт неё прийти к вершинам славы.

Навязчивые мысли усугублялись сильнейшими депрессиями, и иногда бедная женщина не выходила на улицу по несколько недель. Еду ей приносили друзья и просовывали под дверь. А Камилла лепила фигуры и потом разбивала их на мелкие куски. Вся её квартира превратилась в свалку, где среди хлама и осколков глины она сидела и смотрела куда-то вдаль. Часто тишину в доме нарушали приступы сильнейших истерик. В гневе она писала своему другу о Родене: «Я не позволю и дальше делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку, для него первое удовольствие издеваться над людьми. »

С начала 1905 года её подозрения превратились в настоящий психоз. Анри Аслен, её друг и натурщик, вспоминал один из дней этого года: «Дверь мне открыли лишь после долгих переговоров; наконец передо мной предстала Камилла, мрачная, растрёпанная, дрожащая от страха и вооружённая палкой от метлы, утыканной гвоздями. Она сказала мне: „Сегодня ночью двое мужчин пытались взломать окно. Я их узнала: это итальянские натурщики Родена. Он приказал им меня убить. Я ему мешаю: он хочет избавиться от меня“».

А ещё через четыре года её брат Поль Клодель, который к тому времени уже стал известным поэтом и всерьёз занимался политикой, после одного из визитов к сестре вспоминал в своём дневнике: «Безумная Камилла — огромная и чумазая, без умолку говорящая монотонным металлическим голосом». К тому же она посылала брату гневные письма: «Теперь я его поймала. Негодяй всяческими способами прибирает к рукам все мои скульптуры и раздаёт своим дружкам — модным художникам, а они его за это осыпают наградами и аплодисментами».

Спустя ещё восемь лет, в 1913 году, после бесконечных жалоб соседей на «сошедшую с ума, безумную Клодель», её насильно забрали в приют для умалишённых. Заточение продлилось долгих тридцать лет, до самой её смерти. Иногда, приходя в себя, Камилла умоляла мать и брата забрать её, обещала, что будет «вести себя тихо и никому не мешать». Тем не менее не переставала повторять, что виновником её заточения был Огюст Роден, хотя на самом деле, видя прогрессирующую душевную болезнь Камиллы, инициаторами госпитализации выступила её собственная семья.

Роден однажды попытался навестить возлюбленную, но Камилла повела себя настолько неадекватно, что врачи настоятельно посоветовали великому скульптору никогда больше не навещать её. Ни разу не побывала в приюте и мать Камиллы. Поль Клодель был единственным, кто приезжал к Камилле, стараясь скрасить унылую и однообразную жизнь сестры. Сначала она ещё что-то ваяла из глины, которую привозил брат. Но совсем скоро стала тихой, замкнутой в себе и отрешённой от мира и, бросив своё любимое занятие, до смерти так больше и не прикоснулась к работе.

Прошло много лет, как Камилла Клодель, красивая, талантливая, смелая, ушла из обычного мира, войдя в свой собственный, никому не понятный мир. Чем жила эта женщина долгих тридцать лет на территории приюта для душевнобольных? О чём думала она и вспоминала ли о своей прошлой жизни — многообещающей молодости, любимом Родене, которому отдала своё сердце, о друзьях, забывших и предавших её?

Роден ещё лепил свою возлюбленную по памяти. Он продолжал активно выставлять произведения Камиллы, интерес к которым в одно время был достаточно сильным. На старости, вернувшись в Медон к Розе Боре, он предложил ей наконец узаконить их отношения. 29 января 1917 года Роза стала законной женой Огюста Родена. Спустя две недели она умерла. В ноябре того же года в возрасте 77 лет скончался и её муж, великий скульптор Огюст Роден. Перед смертью он звал жену, которую называл Камиллой.

В сентябре 1943 года Поль Клодель, уже известный французский политик, академик и дипломат, узнал, что его сестра находится при смерти. Он приехал к ней после долгой разлуки. Старая, умирающая Камилла не узнала его. Её взгляд был направлен куда-то в сторону и не выражал ни единого чувства. 19 октября её не стало. Она скончалась в возрасте семидесяти девяти лет.

В своём доме в Париже, который сейчас является музеем скульптора, Роден хотел отвести Камилле Клодель отдельный зал, но по каким-то причинам, передумав, так и не осуществил свой замысел. Теперь работы Клодель представлены в этом музее рядом с роденовскими шедеврами. Кто знает, может этим поступком великий мастер хотел навсегда соединить их таланты и сделать единым, неразрывным целым.

Автор: сайт знакомств, знакомства, познакомиться

Великие любовники: Камилла Клодель и Огюст Роден

Сколь известно имя Огюста Родена в кругах искусства! Даже тот, кто совершенно не интересуется скульптурами, все равно, где-то, да видел «Поцелуй», вылепленный рукой этого мастера. Но является ли «Поцелуй» исключительно достижением Родена? Не приложила ли к этому свою нежную ручку его любовница – Камилла Клодель?

Его история

Огюст далеко не сразу добился своего признания. Впервые о нем заговорили только, когда ему исполнилось 40 лет. До этого Роден изо всех сил пытался выбиться в скульптурном поприще.

Читайте также:  Стоп! Снято! Первые роли мировых актеров

Его отец, узнав, что сын хочет поступить в Академию Искусства отказал тому в содержании. Только любовь матери и сестры уберегла юного гения от голодной смерти, ведь те тайком пересылали ему деньги. И половину из сбережений он тратил на материалы для лепки.
Из-за своего отличающего видения на композицию скульптуры, штурмовать Академии и мастеров было ох, как тяжело. Он готов был идти в подмастерьи к кому угодно, лишь бы иметь доступ к материалам (это вам не художником быть, купил карандаш да бумаги и – вуаля! – твори).

Он жил в нищете, не имея ни натурщиков, ни возможности писать в любимой манере. И тут появляется она – Роза Бернс! Скромная и жалостливая девушка, которая соглашается быть натурщицей Родена бесплатно. И, как и многие натурщицы, стала любовницей художника. До конца своих дней она безгранично любила Родена.

Она была его верной помощницей (уборку и подготовку она брала на себя) и даже полностью содержала Родена. Так как сестра Огюста умерла, он больше не имел возможности арендовать мастерскую и покупать глину. И как же удачно ему подвернулась сердобольная Роза!

Более того, самоотверженная девушка взяла на себя заботу о его родителях, когда Роден переехал в Париж, ведь только там он может показать себя и найти славу. Он и правда нашел и славу и…любовь.

Ее история

Камилла с детства была замкнутым, задумчивым и своевольным ребенком. Она могла просидеть целый день возле скал, любуясь их формами. Из-за такого ее характера, у девушки были очень напряженные отношения с матерью, так как та совершенно не понимала сумасбродную тягу дочери к искусству.

А лепка действительно была даром маленькой Клодель. Еще в раннем возрасте ее скульптуры зачаровали и были совершенно непохожи на творения ребенка, скорее – бывалого скульптора. Да и начитанность девушки была на том уровне, который отличал ее даже от многих мужчин.

Как видно, у юной Клодель действительно был талант. В отличие от Родена, она не набивала руку 40 лет, чтобы создавать шедевры, она с самого начала, интуитивно, делала то же, что Огюст делал благодаря многолетнему опыту. Но не стоить забывать, что в отличие от Родена, Камилла всегда имела средства на материалы для лепки.

Скульптуры 15-летней Камиллы «Бисмарк» и «Наполенон» привели ее, вначале, к критику Мор Харду, а потом и к известному скульптору Альфреду Буше. Последний же, и познакомил девушку с Роденом, тем самым решив ее судьбу.

Как все начиналось

На момент их знакомства Огюсту было 45, а Камилле – 19. По факту, он годился ей в отцы, а стал учителем и любовником.

Познакомил их Альфред Буше. Впервые показав работы талантливой девушки в Академии искусств, он услышал уверенное: «Ваша ученица брала уроки у Родена». Действительно, их стиль был до того похожим, что и сейчас тяжело определить, кто на кого оказал более сильное влияние за время их совместной работы. Но нельзя не подчеркнуть удивительное совпадение работ тех, кто о друг друге даже не слышал до первой встречи.

Тот же Буше, предложил Родену взять Камиллу в его мастерскую, так как не желал, чтобы талант его ученицы пропадал по чем зря. На первых порах девушка выполняла там непыльную работенку: убирала, строила каркасы и т.п. И все это для того, чтобы иметь доступ к материалам лепки и к гению этой самой лепки.

По воспоминаниям Камиллы, Роден почти не обращал на нее внимание, хотя, когда думал, что она не видит, неотрывно следил за ней. И это не удивительно, ведь девушка была очень красивой, к тому же талантливой и активной. Через какое-то время, Роден предложил ей стать его натурщицей. Камилла согласилась и не побоялась отправится с мужчиной в его отдельную мастерскую.

Как на самом происходили события, и кто там кого соблазнил – неизвестно. Но можно себе представить, что чувствовала 19 летняя невинная девушка, когда опытный мужчина осматривал ее обнаженное тело (а иногда и ощупывал – чисто с профессиональным контекстом). Думаю, очевидно, что после первого позирования, они стали любовниками.

Любовь живет 15 лет

С того дня, Камилла стала незаменимой помощницей в искусстве, верным другом и возлюбленной Родена. Можете представить себе, что они чувствовали? Ведь они были художниками-экспериментаторами, их никто не понимал не в семье, не в художественных кругах. И тут они находят друг друга: люди с единым взглядом на искусство и гений.
Они были постоянно вместе: в мастерской, на прогулках, на выставках. Если поначалу и скрывались, то шила в мешке все равно не утаишь! Скоро, светские щеголи и дамы, вовсю чесали языки об их отношения.

Камилла помогала Родену со всеми его творениями, поэтому историки до сих пор бьются над головоломками и разряда «кому принадлежит эта часть, этой скульптуры». Их произведения отличались динамикой композиции, что было новым в кругах искусства и очень не приветствовалось в консервативном обществе. Делай как все или жди остракизма!
Но истинный гений не скроешь, и эти дивные скульптуры все чаще появляются на выставках. Правда имя под ними указано лишь одно – Огюст Роден.

Сама по себе, Камилла была довольно амбициозной девушкой (а какой талант обходится без амбиций?). Но даже если ее и коробило такое положение дел, ее любовь к Родену все перекрывала. Но не смогла перекрыть одно – Розу Бернс.

Не смотря на свою безграничную любовь к Камилле, Роден не собирался бросать Розу. Сам мастер говорил своей возлюбленной, что той не за чем ревновать, ведь они с Розой совершенно разные. Роза ему нужна как домохозяйка, а Камилла как муза и любовь. Что было реальной причиной такого поступка не ясно до сих пор. Толи Огюст испытывал вину перед самоотверженной девушкой, что на алтарь его самолюбия положила всю свою жизнь, толи ему было просто удобно такое положение вещей.

Гром в раю

В какой-то момент ситуация начала выходит за края терпения Камиллы. Она видела себя в двух ролях: как известный скульптор и как жена Родена. В первом варианте, она была лишь помощницей Родена: никто не знал ни ее имя, ни о ее вкладе в работы великого художника. Во втором варианте, тоже были проблемы, так как их любовь с Роденом составляла не дует, а была лишь треугольником. Но последним толчком стал 30-летний возраст – самый распространенный момент для проявления симптомов шизофрении.

Камилла стала раздражительной и подозрительной. Она обвиняла Родена в том, что тот испортил ей карьеру и жизнь в целом. Спустя 15 лет их отношений, она ушла, громко хлопнув дверью.

Роден так и не смог оправится от потери возлюбленной. Он долго пытался выйти с ней на контакт, но шизофренические проявления уже взяли Камиллу в оборот. У нее началась паранойя: Клодель считала, что Огюст хочет либо украсть ее работы, либо убить. Все попытки примирения она воспринимала в штыки и давала интервью о том, какой Роден мошенник и плохой человек.

Она перестала лепить, закрылась в квартире, где царило запустение и все время беспокоилась о шпионах, которые Огюст якобы посылал за ее скульптурами.
В конце концов, ее мать и брат отправили Камиллу в психиатрическую клинику, где она прожила 30 лет, до самой своей смерти, пережив бывшего возлюбленного на 25 лет. И перед смертью, она не перестала его проклинать, хотя он тайно спонсировал ее пребывание в лечебнице.

Сам Роден, до конца жизни сберег свою любовь. Спустя некоторое время после разрыва, он решается осчастливить Розу и таки женится на ней (а между прочим у них уже 18-летний сын, которого Огюст отказывался признавать и говорил тому, что он незаконнорожденный). И вот счастливая Роза была таковой аж целые две недели, а затем умерла. Через полгода умер и Роден. Последнее, что он произнес – имя Камилла.

Пускай каждый отдельно решает, кто виноват в том, что их любовь прожила лишь 15 лет. Но что нужно знать наверняка: мир бы не узнал о таланте Огюста Родена, если бы не талант его возлюбленной музы – Камиллы Клодель.

Истории любви: Огюст Роден и его трагическая муза

Недаром говорят, что до любви до ненависти один-единственный шаг. Такова была история Камиллы Клодель, музы великого французского скульптора Огюста Родена. Он сохранил светлую память о ней до конца жизни, она же проклинала бывшего возлюбленного, обвиняя его в своей неудавшейся жизни и карьере. Впрочем, талантливые люди редко бывают счастливы…

Камилла Клодель родилась 8 декабря 1864 года в маленькой французской деревушке, в провинции Шампань. Ее родители были состоятельными буржуа. С детства Камилла увлекалась ваянием, лепя статуэтки из глины. После того как в апреле 1881 года семья Клоделей переехала в Париж, отец девушки показал ее работы известному в те времена скульптору Альфреду Буше. Пораженный талантом Камиллы, он взял ее в ученицы. А еще два года спустя произошла ее роковая встреча с Огюстом Роденом.

Сначала девушка стала натурщицей знаменитого скульптора, затем — его помощницей. И, наконец, возлюбленной… Ни родители Камиллы, ни гражданская супруга Родена Роза Боре долго ни о чем не догадывались. Роден стал появляться с Камиллой в свете. Розу он прежде никогда с собой не брал, так как она была простой, малообразованной женщиной. То ли дело Камилла — живая, остроумная, обаятельная…

Огюст Роден и Камилла Клодель сняли новую мастерскую на бульваре Итали, которая превратилась в гнездышко для влюбленных. Лишь через девять лет после начала их связи все открылось. Родные Камиллы и Роза Боре устроили грандиозный скандал. Тогда Камилла предложила Огюсту сделать выбор: или он расстается с Розой, или с ней… Роден предпочел остаться с Розой, которая была матерью его сына. Камилла ушла от возлюбленного и сняла крохотную квартирку неподалеку от его мастерской. Огюст Роден тяжело переживал разрыв с любовницей, пытался ее вернуть, но та даже не открывала ему дверь и больше ни разу не переступила порога мастерской на бульваре Итали…

Неделями не покидая стен квартиры, Камилла ваяла свои скульптуры. Но ни одна из них так и не стала шедевром, в отличие от творений великого мастера Родена. Камилла, которой было уже за тридцать, оказалась на грани нищеты. Несколько раз Роден пытался приглашать ее на званые обеды, но бывшая ученица отвечала, что у нее нет приличного платья, а башмаки совсем износились, так что не в чем пойти в приличное общество…

Читайте также:  Как жили самые богатые и бедные люди до революции 1917 года

Видимо, уже тогда у Камиллы Клодель начали проявляться признаки душевной болезни. Ей стало казаться, что Огюст Роден издевается над ней, что он переделывает ее старые работы и выдает их за свои… Впадая в депрессию, она целыми днями не выходила на улицу, а еду ей приносили друзья, просовывая под дверь. Камилла пыталась лепить статуи, но затем в ярости разбивала их на куски. По всей квартире валялись осколки глины.

Постепенно женщиной овладевала навязчивая идея о том, что Роден преследует ее. В начале 1905 года она сообщила своему другу и натурщику Анри Аслену, что ночью к ней через окно проникли двое итальянцев, которых подослал Роден, чтобы убить ее…

В 1913 году Камиллу Клодель забрали в приют для умалишенных, где она провела последние тридцать лет своей жизни. Женщина была уверена, что виновником ее заточения стал тот же Огюст Роден. Она винила его во всех своих бедах. Как-то великий скульптор попытался навестить бывшую возлюбленную в приюте, но она осыпала его проклятьями, после чего врачи посоветовали ему больше не искать встречи с Камиллой. Ее брат, известный писатель и дипломат Поль Клодель, привозил ей глину, из которой она пыталась что-то ваять. Но затем женщина бросила это занятие, замкнулась в себе и до конца жизни больше никогда не прикоснулась к работе…

Между тем, Огюст Роден так и не смог забыть Камиллу. Сначала он ваял возлюбленную по памяти, пытался выставлять ее работы… Мастер даже хотел отвести под скульптуры Клодель целый зал в своем доме, но затем почему-то передумал.29 января 1917 года Роден вступил в законный брак с Розой Боре. Спустя две недели Роза скончалась. В ноябре того же года 77-летний Огюст последовал за ней. Перед смертью он бредил, называя имя Камиллы…

Камилла Клодель умерла 19 октября 1943 года в возрасте 79 лет. Перед кончиной ее навестил брат, но она не узнала его. Сегодня в музее Огюста Родена можно увидеть рядом с его работами скульптуры, изваянные его ученицей Камиллой Клодель. Это было сделано по завещанию мастера. Возможно, таким образом он хотел увековечить рядом со своим прославленным именем имя женщины, которую любил всю жизнь.

Читайте другие статьи из серии “Истории любви”:

LiveInternetLiveInternet

Видео

Музыка

Метки

Рубрики

  • видео (6171)
  • Гении и злодеи (163)
  • Хроники московского быта (83)
  • Сделано в СССР (77)
  • Документальное расследование. (55)
  • Совершенно секретно. (45)
  • ПАРФЕНОН (41)
  • НЕФАКТ (39)
  • Тайны века (35)
  • “Борджиа” (32)
  • Из истории театра и кино. Великие актрисы (23)
  • Диссидентское движение в рассказах участников (22)
  • КАК ЭТО СДЕЛАНО (18)
  • “Хождение по мукам” (13)
  • Династия Романовых (12)
  • Острые козырьки (12)
  • Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
  • Легенды СССР (11)
  • “Белая королева” (10)
  • «Четыре танкиста и собака» (9)
  • “Пётр Лещенко. Все,что было” (8)
  • НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
  • кашемировая мафия (7)
  • “Миллениум” (6)
  • “Гордость и предубеждение” (5)
  • Багровый лепесток и белый (4)
  • “Крошка Доррит” (4)
  • История в кадре (4)
  • “Милдред Пирс” (4)
  • “Мастер побега” (3)
  • “Жизнь Берлиоза” (3)
  • Конец парада (3)
  • “Отчаянные домохозяйки” (3)
  • “Антропология” (2)
  • Тайны разведки с Екатериной Шерговой. (1)
  • Наша марка (1)
  • искусство (2695)
  • живопись (2042)
  • Любимые артисты нашей юности (96)
  • графика (24)
  • лики танца (23)
  • лики танца (11)
  • ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
  • Японский антиквариат и искусство (5)
  • история (1369)
  • История моды (26)
  • Женщины в XX веке (10)
  • ТОП 5 – Diletant.Media (9)
  • музыка (1160)
  • музыка на ночь (274)
  • Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (49)
  • музыкальная ретро-пауза (37)
  • ансамбль моей юности (18)
  • 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
  • РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (8)
  • 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
  • Новые клипы в музыкальной паузе (5)
  • АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
  • разное (1158)
  • кулинария (936)
  • кулинарный атлас мира (24)
  • Кулинарный комментарий (5)
  • новости (881)
  • интересно (818)
  • юмор (578)
  • фотоподборки (444)
  • жзл (373)
  • Знаменитые женщины (225)
  • великие композиторы (18)
  • здоровье (340)
  • ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (29)
  • биографии и интервью (335)
  • Портрет на двоих (79)
  • интересные факты (321)
  • ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (13)
  • креатив (253)
  • пролог к празднику (204)
  • странные люди (157)
  • ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (146)
  • познавательное (137)
  • поэзия (130)
  • Люди и судьбы (123)
  • интересные мысли (123)
  • Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
  • спорт (60)
  • нарочно не придумаешь (60)
  • история секса (44)
  • цитатник (42)
  • музыкальный ликбез (38)
  • “Не жалейте заварки” с Романом Гершуни (28)
  • ссылки (23)
  • МУЗЫКА (АУДИО) (15)
  • Перпетуум-Шмобиле (13)
  • Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (13)
  • приколы (12)
  • Секс-символы XX века (9)
  • мой город (7)
  • САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
  • аудио (4)
  • синдромы (3)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ОГЮСТ РОДЕН И КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ

Суббота, 11 Октября 2014 г. 12:26 + в цитатник

“Люблю тебя, леплю тебя. “

Любовь, разрушившая жизнь

Ночь, старый дом в провинциальном мелком городке, мерцающий свет фонаря… Маленькая девочка с мечтательными глазами и няня, укладывающая ее спать.
– Няня, расскажи сказку.
– Сказку? Хорошо, слушай. Жила-была одна маленькая девочка. И, вот она выросла и стала искать лорда, которому можно отдать всё… Но однажды, вместо прекрасного лорда, ей встретилась старая цыганка, и девочка спросила цыганку:
– Я когда-нибудь встречу того, кому все смогу отдать? Встретишь – сказала старуха. – А когда же я пойму – того ли я встретила, и тому ли я отдала всё?
И цыганка ответила:
– Поймешь, потому, что камни заговорят!

И камни заговорили! Да так, что не дай Боже никому испытать! Встретила Камилла в одном лице и господина, который “одарит тебя любовью, после которой уже никогда не умирают” и господина, который “ничего не даст тебе взамен, кроме безумия”. Этим роковым господином стал Огюст Роден.

Огюст и Камилла встретились, когда великому скульптору было около 40, а его возлюбленной – меньше 20 лет. Она стала его музой, его натурщицей, любовницей, вдохновеньем и радостью, он стал ее судьбой, ее злым роком. Когда разрушилась их связь, он не смог смириться с горечью утраты, а она от переполняющего чувства обиды и разочарования оказалась в психиатрической больнице.


Камилла Клодель

Камилла Клодель – милая и талантливая девушка, родившаяся в провинции Франции Шампань. Она росла в буржуазной обеспеченной семье, правда, ее детство нельзя назвать безоблачным, мать и сестра Камиллы устраивали постоянные склоки и скандалы. Только брат Поль любил и ценил ее, позировал для работ и понимал интересы будущего талантливого скульптора. Но надо отдать должное родителям девочки – ей не препятствовали лепить, соседи только сокрушались – в такой почтенной семье ребенок не шьет, не вышивает, только с глиной возится, как дядька – гончар с местного рынка.

В 1881 году семья Клодель перебирается в Париж, и отец Камиллы берет ее скульптуры на встречу с великим Альфредом Буше. Работы восхитили Мастера, он увидел большой талант. Буше зовет Камиллу в знаменитую мастерскую на улице Нотр-Дам-де-Шан.

С Роденом Камилла познакомилась волею случая – в 1881 г. Альфред Буше уезжает в поездку по Италии и передает руководство учебной мастерской Огюсту. Мастер сразу обратил внимание на одаренную девушку и взял ее в свою команду учеников трудиться над большим государственным заказом – монументом «Врата Ада».

Довольно скоро девушка становится помощницей и ассистенткой Родена – он доверяет ей лепить отдельные части своих композиций, она же набирается опыта у именитого скульптора, формирует художественный стиль, начинает экспонировать собственные произведения (например, ее «Шакунтала» удостоилась похвал французских критиков). Однако и мастер пользуется идеями ученицы – невозможно наверняка узнать, кто кого наследовал в своем творении периода их 10-летнего творческого симбиоза – Клодель Родена или Роден Клодель.

Первая встреча с юной красоткой подняли в душе художника бурю эмоций, ей даже удалось вызвать у Родена чувство робости. Это была любовь с первого взгляда, увидев строго коренастого мужчину с голубыми глазами и копной рыжих волос, Камилла поняла, что он останется в ее жизни надолго.

Для Родена Камилла стала воплощением идеала женщины, в ней было все совершенно, каждая черточка и изгиб приводили скульптора в восторг. Огюст вместе с возлюбленной появлялся на светских приемах, он гордился своей прекрасной, начитанной и оригинальной в суждениях подругой.


О. Роден

Работы, навеянные любовью, полные чувственности, драматизма и лиризма, приносят скульптору славу и известность. Его поняли! Он покоряет Париж.


Камилла Клодель. “Портрет Родена”

А Клодель сделала лишь один шаг к известности и признанию. Помогая Родену в работе, Камилла с каждым годом все четче осознавала, что она так и может остаться в тени великого скульптора. Когда в 1888 году Клодель выставила свое первое большое произведение «Забвение», критики увидели в нем отголоски роденовского «Поцелуя», для которого она служила моделью. Во всех ее скульптурах видели заимствование и копирование.


К. Клодель

«Свои произведения я извлекаю из себя самой, скорее страдая избытком, нежели нехваткой идей», — пыталась отстоять Клодель свою самобытность.


О.Роден. “Вечный идол”

В настоящее время искусствоведы утверждают, что многие из ранних работ Камиллы стали основой или частью роденовских скульптур и с уверенностью могут указать в произведениях мастера участки тела (руки, ноги), вылепленные ею. Клодель овладела всеми премудростями лепки и стала скульптором самого высокого класса, как форматор не знала себе равных, а мрамор тесала с такой точностью, какой не достиг и сам Роден. Но критики того времени предпочитали этого не замечать.


Камилла Клодель. “Вальс”

Однажды Камилла узнала о Розе, женщине, которая родила Родену сына и вела хозяйство скульптора, окружая его теплом и заботой.
Камилла думала – ее соперница – необразованная крестьянка, которую Огюст скоро бросит. Конечно, бросит! Он не признает своего сына, постоянно ставя ему на вид, что мальчик незаконнорожденный, он не может любить забитую Розу, когда рядом она, Камилла, красавица, умница и большой талант! Но время шло, а скульптор и не думал что-то менять.

О.Роден “Поцелуй”

И женщины стали соперничать и ревновать, а Огюст не хотел терять ни одну из них… Камилла ждала предложения стать официальной женой, но однажды поняла, что навсегда останется любовницей.
Через 15 лет отношений и работы с известным скульптором она осознала, что их любовь и ее творчество обречены на провал, но конец терпению пришел только после того, как под давлением Родена она сделала аборт и лишилась возможности иметь детей.

Читайте также:  35 вещей, которыми должны гордиться все украинцы!

Камилла Клодель. “Зрелый возраст”

Безумная страсть закончилась решением Камиллы уйти раз и навсегда.
После расставания она чувствовала себя растоптанной и униженной, избавиться от опустошенности не помогало даже искусство.
Она постепенно нищает. В письмах друзьям Клодель признается, что ее одежда столь изношена, что она не может позволить себе явиться к ним в гости в таком неприглядном виде.


О.Роден. “Портрет Камиллы”

Не только свои собственные неудачи, но и все зло мира воплотилось для художницы именно в лице Огюста Родена, которого она обвиняет в плагиате. «Я не в настроении и дальше позволять делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку (всеобщему нашему учителю, как он утверждает), для него первое удовольствие издеваться над людьми», – утверждает Клодель в одном из своих писем.


К. Клодель

А Роден не мог забыть свою возлюбленную даже после того, как узаконил отношения с Розой, а на смертном одре бредил только Камиллой. Она, хоть и пережила своего возлюбленного, не испытала в жизни счастья и провела в психиатрической больнице долгие 30 лет.

Рубрики:история
искусство

Метки: скульпторы

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

История любви: Огюст Роден и Камилла Клодель

Восстание природы

Когда Огюсту Родену представили Камиллу , ей было всего 17 лет. Ему не нужны были ученики , ему не нужны были помощники — он просто после долгих уговоров согласился посмотреть на девушку , которая , по рассказам , делает какие-то неожиданные скульптурные эксперименты в его , Родена , духе. И она оказалась пугающе талантливой и близкой: они как будто думали одинаково , подхватывали мысли друг друга , одинаково сбивали с несгибаемых ног казалось бы устойчивое академическое искусство. Только Родену уже почти 40 — и он успел поработать подмастерьем , он десятки лет реставрировал чужие работы , готовил мрамор для чужих скульптур и украшал едва заметными фризами чужие заказы , он набивал руку и наращивал опыт. Лишь несколько лет назад он получил первый государственный заказ и распоряжение нанять помощников.

А Камилла — вундеркинд. Двенадцатилетней девчонкой в небольшом городке на севере Франции она ходила по лесам , копала глину , чистила ее от мусора , превращала сарай в мастерскую , а младших брата и сестру — то в натурщиков , то в подмастерьев. Она лепила все: бюсты родных , сюжеты , вычитанные в книгах и высмотренные на книжных гравюрах , героев , святых. «Нечто уникальное , взбунтовавшаяся природа: гениальная женщина», — позже писал о ней Октав Мирбо, не вполне серьезно и не то чтобы в шутку.

Перебравшись с семьей в Париж , Камилла учится в частной Академии Коларосси , где женщинам даже разрешено изучать обнаженную натуру. Невиданная смелость. Ведь в Академию изящных искусств в то же самое время женщин не принимают ни под каким предлогом — будь она хоть трижды гениальной. Посещение мастерских вольное — и Камилла работает в студии по 11 часов в день. Эта нечеловеческая работоспособность начинает давать результаты. В 1882 году ее работу « Старуха Элен» впервые примут в знаменитом парижском Салоне.

В 19 лет она станет единственной девушкой , помощницей и ученицей , Родена — в сплошь мужской компании. Поначалу не делает ничего важного: подметает мастерскую , строит каркасы , подмостки , готовит глину и гипс , почти всегда молчит. Как будто доказывает физическую выносливость ( а скульптура действительно требует атлетических физических данных) и готовность отдаваться делу. Все это время она продолжает работать над собственными скульптурами , ожидая нечастых замечаний от учителя. Постепенно Камилла становится его первой помощницей: увеличивает и уменьшает макеты для самых востребованных скульптур , делает эскизы , обтесывает мраморные глыбы , делится идеями и вдохновляет уверенностью , напором , юной силой , блестящим умом.

Вальсирующие

Начинается страстный , изматывающий , вдохновляющий роман , который приходится скрывать. Роден встречается с Камиллой в секретной мастерской , куда больше никто не приходит. И возвращается домой к другой женщине , с которой прожил уже больше 20 лет и с которой у него общий ребенок. Роза Бёре не разбирается в скульптуре , не вникает в работу мужа , не может поддержать беседу о судьбе искусства , не знакома с друзьями и коллегами Родена , но это она кормила семью в годы безденежья , хватаясь за самую простую и утомительную работу. Она терпеливо ждала , когда Роден работал в Бельгии — хранила его скульптуры , растила сына , подрабатывала швеей и никогда не жаловалась. Он не может теперь бросить Розу.

« Когда мать узнала , что я сплю с Роденом , она запретила мне показываться в ее доме , утверждая , что страсть захватила мой ум и глубоко его поразила. Это ужасное , ранящее состояние — быть человеком , от которого отреклись », — писала Камилла. Теперь она финансово зависит от человека , с которым работает , в которого влюблена и которому позирует всякую минуту , когда не занята своей работой. Каждый год она посылает в Салон свою работу , всякий раз ее принимают , хвалят в газетах — но никто не спешит купить скульптуру или сделать ей заказ. По настоятельной рекомендации друга Родена лишь несколько ее скульптур оказываются в музеях. Но на признание это совсем не похоже. Она талантливая ученица Родена — и в глазах судей останется ею до конца жизни.

Зрелость

Сначала Камилла ничего не знала о Розе Бёре , потом старалась не замечать признаков ее существования и не задумываться о далекой сопернице , но уже через несколько лет мысль о другой женщине в жизни Родена начинает ее мучить. Она пробует сбегать и жить без него , как будто доказывая самой себе , что справится. Уезжает на всю весну в Англию , живет и работает там сначала с подругой , потом с братом. Возвращается — и требует от Родена подписать сумасбродный контракт: он никогда не наймет ученицу-женщину в свою мастерскую и он на ней женится. Роден так соскучился , что с восторгом все подписывает.
Камилла ездит с учителем и любимым по родным местам Бальзака — и вместе с ним собирает информацию для будущей работы над памятником. Некоторые биографы говорят , что поиск двойников Бальзака был лишь поводом для совместных путешествий и железным алиби для Розы. Но Камилла требует больше , теряет единственного зачатого в этих отношениях ребенка ( то ли выкидыш , то ли аборт), плачет и кричит , вымаливает для себя больше времени.

Роден между прочим говорит Розе , что уезжает на пару дней — и исчезает на месяц. Он уезжает с Камиллой в Турень гулять вдоль реки , рассматривать старые соборы , засыпать каждый вечер с ней в обнимку , как будто так может быть всегда. В путешествиях они могут быть целыми днями вместе , им по-настоящему хорошо , но каждый раз , возвращаясь в Париж , возвращаются к тайным свиданиям в мастерской на Итальянском бульваре. Правда , их роман уже ни для кого не секрет — Роден с удовольствием знакомит Камиллу с коллекционерами , скульпторами , художниками своего круга.

«Вместе с Роденом Камилла вращается в высших кругах общества , знакомится с выдающимися людьми той эпохи. Несомненно , Роден предпочитает появляться в свете со своей красивой , жизнерадостной и остроумной подругой , а не с Розой , которую держит в тени. Камилла Клодель бывает у Гонкуров , у Доде , у Октава Мирбо. Ею начинают интересоваться серьезные критики , особенно Матиас Морхардт , в ту пору редактор газеты „Тан“, который много сделает для нее впоследствии» , — рассказывает Пари Рейн-Мари , автор книги о Камилле Клодель.

Но с каждым возвращением Камилле становится только хуже. Ей почти 30 лет , но она до сих пор остается ученицей и любовницей.

Персей и Горгона

У Камиллы случится непродолжительный , скорее всего невинный , роман с Клодом Дебюсси. Она работает как одержимая , полна идей и энергии — уже в собственной мастерской , без Родена , она создает невероятные вещи: «Вальс», «Клото». Ее охотно принимают на выставках , пишут в журналах. Но всякий раз , когда перед ней открывается возможность государственного заказа , сделка срывается или отменяется без объяснений. Камилла становится нищей , едва поддерживает содержание скульптурной мастерской , делает модели каких-то бытовых вещиц за скромные деньги , на приглашения старых знакомых отвечает часто , что у нее нет ни шляпки , ни обуви для выхода в свет. Но иногда она садится на поезд и приезжает в Медон , прячется среди деревьев рядом с новой виллой Родена и ждет его возвращения. То ли набирающее силу психическое расстройство , то ли затяжная депрессия приводят к срыву и одержимости. Она начинает видеть во всех событиях заговор Родена: он хочет украсть ее идеи , как делал это во время совместной работы , он шпионит за ней и ее новыми скульптурами , нанимая для этого служанок , прохожих , знакомых.

«А затем — июль 1913 года , когда пришлось вмешаться обитателям старого дома на набережной Бурбон , обеспокоенным тем , что в квартире на первом этаже всегда закрыты ставни. Что это за личность , нелюдимая и осторожная , которую можно было увидеть только по утрам , когда она забирала на пороге доставленные ей скудные продукты? Однажды два дюжих санитара психиатрической клиники силой проникли в квартиру , где обнаружили ее испуганную обитательницу , уже давно ожидавшую их в окружении гипсовых и высохших глиняных скульптур. По их словам , беспорядок и грязь в жилище были неописуемы. На стенах были прикреплены булавками 14 этапов Скорбного пути Спасителя , вырезанных ножницами из обложки журнала. Перед домом их ожидала карета скорой помощи. Камиллу увезли в клинику. Пришлось пойти на такой шаг… и это на 30 лет» , — вспоминал брат Камиллы Поль.

Родену больше не нужно заботиться о деньгах — его помощники не успевают уменьшать и увеличивать макеты знаменитых скульптур , которые десятками отливаются в его мастерской. Но новые работы , созданные после разрыва с Камиллой , лишаются головокружительной чувственности. Алчные девицы , которые сменяют одна другую в его парижской мастерской и в постели , Роза , которая стареет , потухает и дожидается Огюста на вилле в Медоне , уже никогда не вернут ему этого опыта: обладать телом женщины , лепить его каждый день , слушать ее и говорить то , что она обязательно поймет , делить на двоих мастерскую , идеи , работы , видеть , как ученица превосходит все ожидания.

Камилла последние 30 лет проведет в больнице для умалишенных. Там ей предложат глину и возможность работать , но она откажется и больше никогда ничего не создаст. Несколько раз врачи пишут ее родным , матери и брату , убеждают , что нет необходимости держать ее в клинике и просят забрать. Но Камиллу никто не посещает и из больницы не забирает. Ходили слухи , что Роден до самой смерти отправлял ей в больницу деньги , опасаясь появиться лично и вызвать нежелательный приступ.

Ссылка на основную публикацию