Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу

Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу

«Шесть шляп»

Что означает «шляпа»? «Шляпа» и ее «цвет» – это тип мышления, это то, как вы привыкли думать. Чтобы типы запоминались легче – Боно придумал «шесть шляп»: белую, желтую, черную, красную, зеленую и синюю. Цвет обозначает подход к делу.

Задача методики – научить вас «примерять» каждую из шести шляп. За жизнь человек привыкает «носить только одну шляпу», смотреть на проблему под одним углом – и не видеть всех остальных. «Надевая» все шесть шляп по очереди, вы заметите, насколько много решений проблемы есть на самом деле. Это возможность проявить свой потенциал, а он у вас – огромный.

Белая шляпа – информация

«Белая шляпа» означает информацию. Только факты. Без эмоций и поспешных выводов. Сядьте и подумайте – что конкретно вы знаете про проблему? Именно знаете, а не чувствуете. Расскажите себе или окружающим то, в чем уверены на все сто. Старайтесь говорить про проблему так, как будто она вас совершенно не касается, как будто вы пересказываете сюжет скучного фильма. Вспомните все детали, почувствуйте себя педантом. Только так, отрешившись от проблемы, у вас получится «надеть белую шляпу». Она первая и самая важная. С нее начинается обсуждение. Напишите на листочке все то, о чем рассказали – это и будет «материал» будущего обсуждения. Теперь перед вами лежат правдивые факты. А значит, можно приступать к следующей шляпе.

Желтая шляпа – позитив

«Желтая шляпа» – позитив. Именно эту шляпу люди реже всего «надевают» при обсуждении проблем. Казалось бы – какой здесь может быть позитив? Но он есть, просто мы не привыкли смотреть на вопрос под этим углом. Да, есть проблема. Но перед вами лежит листок, на котором написана информация, а значит, вы многое знаете о проблеме. А это уже 50% успеха. Обсудите – что вам даст решение проблемы? Если вы преодолеете это препятствие – то будет. Что именно? Помечтайте. Попробуйте увидеть пользу от ситуации, которая сложилась. Может быть, решение проблемы принесет вам выгоду? А еще – вспомните опыт по решению похожих проблем. Свой или чужой. Были у вас похожие случаи, которые счастливо закончились? Если да, то каким образом? И что было потом? Все решается, главное – настроиться на позитив. Почувствуйте себя оптимистом и верьте, что все будет хорошо.

Чтобы вдохновиться рекомендуем прочитать эти книги.

Черная шляпа – критика

«Черная шляпа» – критика.Именно эта шляпа «надевается» сразу, как только возникает проблема. Мы так привыкли, но это неправильно. С черной шляпы нельзя начинать. Она третья – и никак иначе. В этой шляпе вы обсуждаете все опасности, которые могут возникнуть при решении проблемы. Вы чего-то боитесь? Высказывайте свои опасения – ведь они возникли не просто так. Что плохое может произойти? Что может пойти не так? Критикуйте, находите риски. Высказывайте весь негатив, который накопился. В этой шляпе вы играете роль пессимиста. Смысл «черной шляпы» – найти и обсудить все слабые стороны, выяснить, как нельзя поступать в этой ситуации, чтобы не наделать ошибок.

Красная шляпа – эмоции

Это – ваши эмоции. Если раньше вы думали и анализировали, то сейчас – просто чувствуйте. Будьте эмоциональными. Что подсказывает интуиция? Вы догадываетесь, как будут развиваться события – расскажите про это. В «красной шляпе» вы не должны пояснять свои предчувствия, не надо говорить «потому, что. » Здесь принимаются самые разные эмоции, даже те, которые, на первый взгляд, не касаются проблемы. «Красная шляпа» нужна потому, что одной логикой дела не решаются. Если у нескольких людей, которые обсуждают проблему, чувства окажутся похожими – их нужно взять во внимание. Доверьтесь эмоциям – скорее всего, вы чувствуете правильно.

Зеленая шляпа – творчество и практика

«Зеленая шляпа» – творчество и практика. До этого момента вы говорили о проблеме как теоретик. Взяли факты – и посмотрели на них с позитивной стороны, потом покритиковали, а дальше высказали свои чувства. Теперь пришло время конкретных решений, практики. В процессе обсуждения вы точно узнали что-то новое про ситуацию. Теперь ответьте на вопросы: как можно решить проблему? А как еще? А может, есть какой-нибудь новый способ? Что еще можно придумать в этой ситуации? После обсуждений с разных сторон – идей будет достаточно.

Синяя шляпа – итоги

Синяя шляпа отвечает за подведение итогов. Какие выводы вы сделали после всего обсуждения? Пришло время определиться, как именно вы будете поступать. Это – результат, который появился благодаря предыдущим шляпам. Теперь вы видите цель и знаете, как идти к ней. Шляпы сделали свое дело, теперь все зависит только от вас.

Где еще можно использовать «шляпы»?

Кроме решения проблем, можно использовать метод Боно в обсуждении любой важной ситуации. Если вы не знаете, как лучше поступить или сомневаетесь в выборе – вспоминайте про шляпы. Посмотрите на дело с разных сторон. Так вы увидите его позитив и негатив, прислушаетесь к своим чувствам – и сделаете правильный выбор.

Попробуйте «менять шляпы» как можно чаще, а не только тогда, когда возникает проблема. Не стоит привыкать к какой-то одной шляпе – одинаковый подход к жизни сужает ваши возможности. Учитесь разным подходам – и вы увидите, насколько проще и понятнее станет все вокруг.

Учителям на заметку: школьники и студенты лучше запоминают материал, «играя» в шесть шляп. Научите их этой методике – и используйте на уроках. Метод прекрасно подходит для гуманитарных наук. Например, вы изучаете теорию какого-нибудь ученого. Раздайте учениками роли. «Белая шляпа» расскажет материал. «Желтая» назовет сильные стороны теории. «Черная» покажет, где ученый допустил ошибки, если такие есть. Интересней всего будет «красной» шляпе – ученик добавит эмоций в науку. «Зеленая» пофантазирует, как можно улучшить теорию. А «синяя» побудет в роли учителя – оценит выступления учеников и подведет итог.

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Метод шести шляп

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Читайте также:  25 книг и фильмов о душевнобольных людях: их внутренний мир и переживания

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.

В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.

Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Отзывы и комментарии

Дополните статью – поделитесь собственным опытом или знаниями и впечатлениями от книги.

Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу

Психолог Эдуард де Боно придумал, как подойти к любому вопросу с шести различных сторон. Метод именуется «шесть шляп». Он окажет помощь скоро и верно решить проблему либо ответственный вопрос.

Что свидетельствует «шляпа»? «ее» цвет и «Шляпа» – это тип мышления, это то, как вы привыкли думать. Дабы типы запоминались легче – Боно придумал «шесть шляп»: белую, желтую, тёмную, красную, зеленую и светло синий. Цвет обозначает подход к делу.

Задача методики – научить вас «примерять» каждую из шести шляп. За судьбу человек привыкает «носить лишь одну шляпу», наблюдать на проблему под одним углом – и не видеть всех остальных. «Надевая» все шесть шляп попеременно, вы увидите, как большое количество ответов неприятности имеется в действительности. Это возможность показать собственный потенциал, а он у вас – громадный.

Белая шляпа — информация

«Белая шляпа» свидетельствует данные. Лишь факты. Без поспешных выводов и эмоций. Сядьте и поразмыслите – что конкретно вы понимаете про проблему? Как раз понимаете, а не ощущаете. Поведайте себе либо окружающим то, в чем уверены абсолютно. Старайтесь сказать про проблему так, как словно бы она вас совсем не касается, как словно бы вы пересказываете сюжет неинтересного фильма.

Вспомните все подробности, почувствуйте себя педантом. Лишь так, отрешившись от неприятности, у вас окажется «надеть белую шляпу». Она первая и самая серьёзная.

С нее начинается обсуждение. Напишите на листочке все то, о чем поведали – это и будет «материал» будущего дискуссии. Сейчас перед вами лежат правдивые факты.

Соответственно, возможно приступать к следующей шляпе.

Желтая шляпа — позитив

«Желтая шляпа» – позитив. Как раз эту шляпу люди реже всего «надевают» при дискуссии неприятностей. Казалось бы – какой тут возможно позитив? Но он имеется, легко мы не привыкли наблюдать на вопрос под этим углом. Да, имеется неприятность. Но перед вами лежит листок, на котором написана информация, соответственно, вы очень многое понимаете о проблеме. А это уже 50% успеха. Обсудите – что вам даст решение проблемы?

Если вы преодолеете это препятствие – то будет… Что именно? Помечтайте. Попытайтесь заметить пользу от обстановки, которая сложилась. Возможно, решение проблемы принесет вам пользу?

И вдобавок – вспомните опыт согласно решению похожих неприятностей. Собственный либо чужой. Были у вас похожие случаи, каковые счастливо закончились?

В случае если да, то как именно? И что было позже? Все решается, основное – настроиться на позитив.

Почувствуйте себя оптимистом и верьте, что все будет прекрасно.

Дабы вдохновиться рекомендуем прочесть эти книги.

Тёмная шляпа — критика

«Тёмная шляпа» – критика.Эта шляпа «надевается» сходу, когда появляется неприятность. Мы так привыкли, но это неправильно. С тёмной шляпы нельзя начинать. Она третья – и никак в противном случае. В данной шляпе вы обсуждаете все опасности, каковые смогут появиться при ответе неприятности. Вы чего-то опасаетесь? Высказывайте собственные опасения – так как они появились не просто так. Что нехорошее может случиться?

Что может пойти не так? Осуждайте, находите риски. Высказывайте целый негатив, что накопился. В данной шляпе вы играете роль пессимиста.

Суть «тёмной шляпы» – отыскать и обсудить все не сильный стороны, узнать, как нельзя поступать в данной ситуации, дабы не наделать неточностей.

Красная шляпа — чувства

Это – ваши эмоции. В случае если раньше вы думали и разбирали, то на данный момент –. Будьте эмоциональными. Что подсказывает интуиция? Вы догадываетесь, как будут развиваться события – поведайте про это.

В «красной шляпе» вы не должны пояснять собственные предчувствия, не нужно сказать «вследствие того что…» Тут принимаются самые различные чувства, кроме того те, каковые, на первый взгляд, не касаются неприятности. «Красная шляпа» нужна вследствие того что одной логикой дела не решаются. В случае если у нескольких людей, каковые обсуждают проблему, эмоции окажутся похожими – их необходимо забрать во внимание. Доверьтесь чувствам – вероятнее, вы ощущаете верно.

Зеленая шляпа — практика и творчество

«Зеленая шляпа» – практика и творчество. До этого момента вы говорили о проблеме как теоретик. Забрали факты – и взглянуть на них с хорошей стороны, позже покритиковали, а дальше высказали собственные эмоции.

Сейчас пришло время конкретных ответов, практики. В ходе дискуссии вы совершенно верно определили что-то новое про обстановку. Сейчас ответьте на вопросы: как возможно решить проблему?

А как еще? Быть может, имеется какой-нибудь новый метод? Что еще возможно придумать в данной ситуации?

По окончании дискуссий с различных сторон – идей хватит.

светло синий шляпа — итоги

светло синий шляпа несёт ответственность за подведение итогов. Какие конкретно выводы вы сделали по окончании всего дискуссии? Пришло время определиться, как как раз вы станете поступать. Это – итог, что показался благодаря прошлым шляпам.

Сейчас вы видите цель и понимаете, как идти к ней. Шляпы сделали собственный дело, сейчас все зависит лишь от вас.

Где еще возможно применять «шляпы»?

Не считая решения проблем, возможно применять способ Боно в дискуссии любой серьёзной ситуации. Если вы не понимаете, как лучше поступить либо сомневаетесь в выборе – вспоминайте про шляпы. взглянуть на дело с различных сторон.

Так вы встретитесь с ним негатив и позитив, прислушаетесь к своим эмоциям – и сделаете верный выбор.

Попытайтесь «поменять шляпы» как возможно чаще, а не только тогда, в то время, когда появляется неприятность. Не следует привыкать к какой-то одной шляпе – однообразный подход к судьбе сужает ваши возможности. Учитесь различным подходам – и вы заметите, как несложнее и понятнее станет все около.

Читайте также:  Уличный фотограф потряс мир своими работами: 10 ФОТО

Преподавателям на заметку: студенты и школьники лучше запоминают материал, «играясь» в шесть шляп. Научите их данной методике – и применяйте на уроках. Способ замечательно подходит для гуманитарных наук. К примеру, вы изучаете теорию какого-нибудь ученого.

Раздайте учениками роли. «Белая шляпа» поведает материал. «Желтая» назовет сильные стороны теории. «Тёмная» продемонстрирует, где ученый допустил неточности, в случае если такие имеется. Увлекательнее всего будет «красной» шляпе – ученик добавит чувств в науку. «Зеленая» пофантазирует, как возможно улучшить теорию. А «светло синий» побудет в роли преподавателя – оценит выступления учеников и подведет результат.

Случайные статьи:

Шесть шляп (притча)

Подборка похожих статей:

Татьяна Липовская Директор по маркетингу, Петербург В вашем отделе продаж трудятся квалифицированные и компетентные продавцы Вам крупно повезло! Но что,…

На рынке сейчас говорят довольно много слухов об SMM, о новых инструментах работы. Но нет вменяемых инструкций и успешных кейсов для начинающих. Мы…

Ольга Ивакина Нач. отдела, зам. начальника, Томск Избавьтесь от негатива к продажам, что достался нам от предков. О трех причинах нехорошего отношения…

Андрей Гавриков Директор по маркетингу, Москва Андрей Гавриков предлагает комплект аналитических инструментов интернет-маркетинга, каковые окажут помощь…

Прием “Шесть шляп мышления” на уроке: как его применять? Описание стратегии и примеры использования

Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей.

Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.

Примеры использования приема

Предмет: Русский язык.

Тема: Лексика и развитие речи.

Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.

  • Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».
  • Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.
  • Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.
  • Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.
  • Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы.
  • Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.

Предмет: литература.

После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания:

  • Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.
  • Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.
  • Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.
  • Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
  • Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.
  • Синяя — эксперты.

Это лишь два варианта использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.

Также о приеме “Шесть шляп” вы можете прочитать здесь и здесь.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

«Все дело в шляпе» – о методе шести шляп мышления

Давайте поговорим о методе, помогающем навести порядок в голове, обуздать стихийность, беспорядочное течение наших мыслей. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется непосильной задачей.

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, ученого и практика, специалиста в области развития творческого, нестандартного мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метод мышления.

Идея шести шляп позволяет выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Она основана на параллельном или критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума.

В мире шляп или почему все-таки «шляпы» мышления?

Когда-то без шляпы не выходил на улицу ни один уважающий себя человек. Шляпы, шляпки, панамы, платки – неотъемлемая часть образа и стиля человека прошлых эпох. И сейчас шляпы снова в моде. Новая шляпа – новый образ. Так и с нашими мысле-шляпами. Каждую из этих шести шляп можно надеть и снять в любой удобный момент, а вместе с ней поменять наш образ мыслей. Раз – и готово. Все просто, только для начала узнаем о каждой шляпе мыслетворящей и немного потренируемся.

Шесть шляп де Боно – шесть расцветок

Каждая из шести шляп имеет свой цвет, связанный с ее назначением и практическим применением, и помогает ярче представить и запомнить шляпу одного это будет цилиндр, для другого колпак, для третьего что-то еще. Суть не в форме, а в цвете и содержании.

Белая шляпа. Всеобъемлющий, отстраненный и безоценочный чистый цвет. Говорим емко, рассматриваем только факты, реальные примеры. Сторонний, объективный наблюдатель.

Красная шляпа. Огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Черная шляпа. Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа. Теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Зеленая шляпа. Свежие и новые взгляды, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа. «Собранный», холодный цвет, аналогия с ответственностью и организованностью, умением управлять и принимать решения, координировать работу.

Чему научит метод шести шляп

  1. Предлагая новый способ мышления, шляпы помогают вжиться в новую роль, побыть в несвойственном нам образе, тем самым развивая многогранность мышления.
  2. Это действенный метод управления своим вниманием. Согласитесь, было бы здорово уметь направленно переключать свое внимание. В результате возрастет эффективность в обучении и работе.
  3. Шесть думающих шляп учат договариваться, находить верное решение в конфликтной ситуации, достигать соглашений, выговаривать накопленные эмоции.
  4. Важным для ребенка будет умение играть по правилам, которые предлагает метод 6 шляп. Дети быстро усваивают эти правила и начинают играть в «людей с определенным типом мышления», применяя новые знания на практике.
  5. Метод шести шляп, в понимании Эдварда де Боно, действует на головной мозг так, что нейромедиаторы[i] выстраиваются в определенном соотношении. Это приводит к разрушению стереотипных схем реагирования человека в состоянии стресса и приучает мыслить творчески, нестандартно реагировать на внезапные сложности.

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Читайте также:  10 самых интересных и красивых мест в Центральном Парке Нью-Йорка

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Где применяют шесть шляп мышления

Использование шести шляп мышления возможно в самых разнообразных сферах жизни, в личной (для решения трудной ситуации, важного вопроса, для того, чтобы лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты), трудовой (как вариант мозгового штурма, для поиска нестандартного способа выхода из любой ситуации, продвижения продукта, роста продаж и сбыта услуг). Многие известные мировые компании применяют успешно эту технику.

Работает метод 6 шляп и по отношению к детям, начиная с 6-7-летнего возраста. Для родителей это отличная возможность в игровой форме развить творческое мышление своих детей, способ избежать однобокости суждений в будущем и использовать в полной мере их умственный потенциал. Методика может быть адаптирована для домашнего применения, в детских садах, для школьных и внеклассных занятий.

Плюсы и минусы практического применения

Начнем с недостатков, их совсем немного. Единственными минусами шестишляпного метода можно считать такие:

  1. Некоторая сложность применения метода. Она состоит в том, что для освоения техники требуется время.
  2. Сложно вводить и применять новшество в группе, в личной практике все проходит легче.
  3. «Детскость» метода 6 шляп может быть причиной несерьезного отношения взрослого коллектива и нежелания его применять. Задача модератора (синей шляпы) повлиять на это решение. Дети же воспримут идею с азартом и удовольствием.

На этом минусы заканчиваются, а плюсов будет, несомненно, больше. Некоторые из них мы уже упоминали:

  1. Шесть шляп де Боно превращают скучные мыслительные процессы в веселую и увлекательную игру, делают их захватывающими и интересными, с восторгом принимаются детьми.
  2. Есть такое свойство головного мозга – считать все новое ложным, неправильным. Это наш ум защищает свою целостность, а метод шести шляп делает возможным всесторонне рассмотреть новую идею, увидеть то, что раньше было недоступно для понимания.
  3. Позволяет рассмотреть все стороны – информационную, творческую, эмоциональную, сильные и слабые моменты, сделать объективные выводы.
  4. Учимся высказываться, давать другому человеку такую возможность и решать мирно спорные вопросы.
  5. Шесть шляп мышления тренируют наше внимание, делая его концентрированным, способным переключаться с одного объекта на другой произвольно, по нашему желанию.
  6. Шляпы де Боно способствуют появлению новых, креативных мыслей за счет упорядоченного, структурированного мышления. Когда идеи не противоречат, а дополняют друг друга, находятся в единстве, вся деятельность мозга направлена на генерирование подходящих решений.
  7. С помощью мысле-шляп легко вовлекаются в диалог застенчивые люди. Им легче выразить свое мнение, даже противоположное мнению других, от лица шляпы. Со временем они станут увереннее отстаивать свою жизненную позицию.
  8. И, как мы уже говорили, это способность влиять на баланс химических веществ головного мозга – нейромедиаторов.
  9. Метод 6 шляп позволяет совладать с эмоциями, мешающими заниматься делом, растерянностью перед неизвестностью, как от большого количества информации, так и множества разных точек зрения. Развивает веру в себя и свои способности.

Правила метода шести думающих шляп

Этот метод достаточно универсальный. Применить его можно индивидуально, для одного человека, либо в работе с группой. Во втором случае доступны два варианта ролевой игры:

  1. Все надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно.
  2. За каждым участником или группой участников закрепляется роль, которая не меняется до конца игры.

Роли даются участникам, противоположные их характерам.

Сами правила для коллективной работы таковы:

  • Управляет игрой модератор – устанавливает правила, следит за их выполнением, за порядком, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Модератор – это синяя шляпа. Начинается игра со знакомства с методикой шести шляп де Боно. Затем модератор предлагает проблемную ситуацию, задачу, требующую решения.
  • Игроки надевают шляпы одинакового цвета (если участники разделены по группам, то выступают поочередно, начиная с группы белых шляп) и описывают проблему, исходя из своей цветовой роли.
  • Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и проблемной стороны в черной шляпе. Желтые помогут определить сильные стороны и поверить в положительный исход дела.
  • После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. С узнаванием всех тонкостей и объективной информации, мы начинаем видеть целостную картину и искать альтернативные способы решения, нестандартные комбинации, креативные ходы.
  • Красная шляпа надевается изредка, на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос. Если долго ее носить, ситуация выйдет из-под контроля от накала страстей.
  • Новые идеи перепроверяются еще раз желтыми и черными шляпами, а синяя – подводит итог, обобщает полученные данные.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.

Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома

В наших школах тоже начали успешно применять эту методику на уроках литературы, английского языка, истории. От имени шести шляп рассказываются сказки, что интересно использовать для изучения лексики на уроках русского языка. Сказка, рассказанная желтой шляпой, в сухих фактах, с использованием деловой речи, будет кардинально отличаться от эмоциональной, чувственной сказки красной шляпы. Желтая сказка веселая, образная, позитивная, наполненная художественными сравнениями. Черная – сказка-триллер, со страшными подробностями. В сказке, рассказанной зеленой шляпой, будет непредвиденное окончание, а можно рассказать ее без слов. Синяя сказка может быть рассказана в виде отчета. Хорошо совмещать метод шести шляп мышления с интеллектуальными картами. Это графические схемы, систематизированные мысли, разложенные по полочкам и помещенные в наглядные пособия, простые и понятные.

Научиться мыслить «шляпным» методом могут взрослые, старшие школьники и самые маленькие ученики. Дома метод шести шляп мышления успешно используется родителями в решении всяческих задач. Чтобы сделать процесс обучения понятным и наглядным, можно сделать шляпы из цветной бумаги. Экспериментировать можно, рассматривая «под шляпами» бытовые ситуации, непонятные ребенку, рассказывая сказки, помогая школьнику справиться с домашним заданием.

Люди за всю жизнь примеряют многие роли. В одном человеке уживаются и внутренний ребенок, и взрослый, родитель, партнер. Так, девочка вырастает и играет роли мамы, жены, дочери, сестры, подруги, возможно, бизнес леди или наемной работницы. Мальчик становится мужчиной, мужем, папой. Эти роли живут параллельно и не всегда могут договориться между собой. Одна часть нас, одна роль, желает больше времени проводить с семьей, другая – на работе, третьей недостаточно времени на свои хобби, личные интересы. Они начинают конфликтовать между собой, а мы не понимаем, что же с нами происходит. И что со всем этим внутренним балаганом делать? Вот тут и приходит на помощь метод шести шляп мышления и умение структурировать свои мысли, чтобы дать нашим ролям высказаться, прийти к общему решению и восстановить душевный покой.

А вы как считаете, стоит ли тратить время на изучение метода 6 шляп? Будет ли он применим в вашей жизни? Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. Так что иду за ножницами и цветной бумагой, претворять замысел в жизнь. Начну с желтой шляпы энтузиазма и оптимизма и вам скажу словами Эдварда де Боно: «Попробуйте этот метод на себе».

Ссылка на основную публикацию