Русская жена С.Дали и еще 3 музы известных художников: какими они были - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Русская жена С.Дали и еще 3 музы известных художников: какими они были

Русская жена С.Дали и еще 3 музы известных художников: какими они были

Верите ли вы в существование муз? Этот образ наполнен романтикой и тайной, ведь ни одной великой истории любви, сюжет которой взяли за основу своих произведений художники, поэты и режиссеры, не обошлось без музы.

Есть мнение, что существует несколько видов любви – духовная и физическая. Рыжеволосые, белокурые, нежные и легкие, как перо, яркие и запоминающиеся всего лишь на мгновение – музы были для творцов возлюбленными, которые одним присутствием дарили вдохновение своей второй половине.

Несмотря на то, что творчество и любовь могут быть непобедимой силой вместе, судьбы муз и тех, кто их воспевал, нельзя назвать легкими. Многим парам пришлось встретить на своем пути тяжелые испытания и пережить жизненные драмы. Однако, свидетельством того, насколько сильны были их чувства и как дороги эти люди были друг другу, вы можете найти в произведениях искусства.

Элизабет Сиддал – «Офелия» художников-прерафаэлитов

Где ива над водой растет, купая

в воде листву сребристую

повесить думала на ветках ивы,

но ветвь сломилась.

В плачущий поток

с цветами бедная упала. Платье,

широко распустившись по воде,

ее держало, как русалку, –

Уильям Шекспир, «Гамлет».

Элизабет Сиддал родилась в простой многодетной семье. Ее отец был рабочим на фабрике, а мать – швеей. С раннего детства Элизабет помогала сестрам и матери шить дешевые платья. К 18 годам девушка устроилась модисткой в небольшом шляпном магазине в центральном районе Лондона.

Элизабет славилась своей необычной красотой. Стройная, как тростинка, девушка с огненно-рыжими волосами и бледной матовой кожей обращала на себя внимание окружающих.

В 1849 году ее заметил художник, Уолтер Деверелл, и убедил родителей Элизабет разрешить ей позировать для него. Это был первый образ Сиддал – перед Уолтером она предстала Виолой из «Двенадцатой ночи» Шекспира.

Так началась история знакомства Элизабет с Братством прерафаэлитов. Это было общество, посвященное живописи художников эпохи раннего Возрождения – Фра Анжелико, Перуджино, Джованни Беллини, которые стали воспевать классический женский образ еще задолго до Рафаэля и Микеланджело. Братство изначально состояло из семи молодых людей. Оно было тайным и несло в себе протест против условностей викторианской эпохи. Самым видным представителем общества были: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Холман Хант и Томас Вулнер.

В одну из снежных лондонских зим Элизабет согласилась быть натурщицей Милле в образе Офелии, который представляет яркий пример поэтического мастерства Шекспира. Он стал для Элизабет самым тяжелым. Несмотря на то, что Офелия произносит всего 158 строк стихотворного и прозаического текста, в них можно найти всю суть душевных переживаний молодой девушки.

Милле заметил в красоте Элизабет отголосок чувств, которые перенес на полотно – это был образ волшебный нимфы, одетой в платье, расписанном жемчугом, цветами и погруженной в озеро.

Однако, позируя Милле в старинной, глубокой ванне, которая была наполнена холодной водой, Элизабет сильно подорвала свое здоровье. С тех пор она стала часто ощущать слабость и недомогание.

В 1982 году Сиддал знакомится с идеологом прерафаэлитов – Данте Габриелем Россетти. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, и Элизабет становится музой, натурщицей, а вскоре и женой молодого и перспективного художника.

Данте Россети говорил о ней как о новой Беатриче. На его полотнах девушка появлялась в образе бессмертной возлюбленной итальянского поэта.

Их свадьба состоялась в Гастингсе в 1860 году, но счастье и теплый климат французского юга так и не смогли улучшить слабое здоровье Элизабет. После медового месяца, который пара провела во Франции, Сиддал заболела туберкулезом, и ее состояние значительно ухудшилось. Чтобы облегчить боли, Элизабет вынуждена была принимать опиумную настойку в слишком больших дозах – сотню капель на стакан бренди — и одной февральской ночью не проснулась.

Данте тяжело переживал смерть любимой. Элизабет не стала последней женщиной в жизни художника, его сердце приняло и других муз. Но художник все еще продолжал изображать жену на своих картинах. Одним из его величайших произведений стала картина «Beata Beatrix», на которой можно увидеть все ту же музу.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн: 25 образов на полотне

« Жизнь – это дар: от немногих – многим, от тех, у кого он есть и кто знает, что это – тем, кто его не имеет и не знает », – Амедео Модильяни.

Французская художница и модель Жанна Эбютерн вошла в историю живописи как возлюбленная знаменитого художника-экспрессиониста Амедео Модильяни.

Свой стиль живописи Модильяни выработал самостоятельно. Он начал писать в начале 20-го столетия, в переломный период, когда Европа переживала перевороты и потрясения. Весь мир потрясла Первая мировая война, потери и боль стали обычным явлением, а драма и трагедия тесно сплелись с искусством.

Модильяни переосмыслил живопись Сезанна, но не повторил ее. Он не стал футуристом, не примкнул к «кубистам», хотя поэт Аполлинер был его другом, и долгие часы они вместе проводили в кафе «Ротонда» рядом с Пабло Пикассо.

В этот переломный момент для своего творчества 33-летний Амедео встретил Жанну Эбютерн. Они познакомились в студии известного французского скульптора и подруги Модильяни – Ханы Орлофф. Тогда художник был уже знаменит своими полотнами в стиле экспрессионизма и произвел на 19-летнюю Жанну неизгладимое впечатление.

Период с 1918 года стал для художника переломным: его глубокие чувства к Жанне Эбютерн объединились с творчеством и стали началом для рождения многих прекрасных произведений.

Нежная, застенчивая и хрупкая Жанна переезжает жить к Модильяни, несмотря на то, что ее родители были категорически против. Вместе они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Денег на жизнь не хватало, комната была без мебели, с голыми стенами, выкрашенными охрой.

Вскоре у них родилась дочь, но так как Жанна не была женой Амедео, девочку зарегистрировали как ребенка Жанны Эбютерн от неизвестного отца. Модильяни написал заявление об оформлении брака, но они так и не стали законным мужем и женой.

История Жанны Эбютерн и Модильяни имеет несчастливый финал. Январским вечером друзья обнаружили художника лежащим в постели, в нетопленной ледяной мастерской. Рядом с ним сидела Жанна и писала его портрет.

22 января 1920 года Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. В бреду он повторял только два слова: «Care Italia, care Italia». Через два дня художника не стало. Жанна не перенесла разлуки с любимым и трагически закончила свою жизнь, выбросившись из окна шестого этажа.

Амедео изобразил Жанну не менее 25 раз. Она представала на его картинах с немного склоненной головой, черты ее лица были тонкими и удлиненными, фигура – гибкой, а цвет глаз – небесного оттенка. Каждый портрет Жанны получался совершенно новым произведением, которое выражало удивление своей возлюбленной, словно художник рисовал ее впервые.

Гала и Сальвадор Дали – гений и его муза

«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», – Сальвадор Дали.

Яркая и необычная любовь знаменитого испанского сюрреалиста и его музы наполнена самыми светлыми чувствами. История этой светской пары, которая блистала в середине 20 века, стала такой же легендарной, как и писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Зельды.

Гала родилась в Казани и имела русские корни, ее настоящее имя – Елена Дьяконова. Она была необычной, очень обаятельной и рациональной женщиной. До знакомства с Дали, Гала состояла в браке с французским поэтом Полем Элюаром и близко общалась с художником-авангардистом Максом Эрнстом.

С Дали они познакомились в 1929 году в городе Кадакес. Так начался их роман. Никогда раньше художник не переживал такого творческого подъема. Сальвадор писал картины легко и без утомления, а произведения этого периода завораживали и меняли представления о мире. Он подписывал их: «Гала – Сальвадор Дали».

Гала ушла от мужа, переехав к Дали, и он сделал ей предложение. Она взяла все бытовые заботы на себя, отгородив художника от обыденности так, чтобы он мог отдать себя творчеству без остатка.

Талантливая натурщица стала для Дали женой, музой и самым близким человеком, который оказывал поддержку его творчеству на протяжении всей жизни. Вместе они пережили Вторую мировую войну и вторжение фашистов во Францию, долгое время провели в США, где Дали почувствовал настоящий творческий подъем.

Дали называл Гала «сюрреалистической Мадонной». Не раз в тяжелые минуты творческого кризиса, который часто переживал Сальвадор, она была тем якорем, на который всегда можно было опереться. Взамен Дали посвятил ей свое искусство, обожествляя ее в картинах и скульптурах.

Гала занималась продажей и продвижением картин Дали, ведь в число ее друзей входило множество ценителей искусства. Одной из их первых побед было получение чека в сумму 29 000 франков за картину, которую художник еще не написал.

Под конец совместной жизни, Гала и Дали переехали жить в замок XI века, который до сих пор стоит на склонах зеленых холмов в Каталонии. Несмотря на то, что Гала стала немного отдаляться от Дали, закат их отношений не был омрачен печальными событиями – они продолжали наслаждаться спокойными днями в замке Пуболь.

В 1982 году, Гала умерла в клинике от сердечной недостаточности. Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Он не прекращал творить, ведь едва заметный огонек, который напоминал о покинувшей его музе, все же освещал его жизнь.

Энди Уорхол и Эди Седжвик – король и королева Манхэттена

« Люди должны влюбляться с закрытыми глазами. Закрой, закрой глаза. Не смотри », – Энди Уорхолл.

60-е годы 20 века начались с рок-волны, которая накрыла мир удивительной музыкой, самыми яркими образами в искусстве и необычными молодежными движениями.

Именно в это время в Нью-Йорке появляется творческий дуэт американской актрисы Эди Седжвик и арт-хаусного художника Энди Уорхола.

Он был скульптором, дизайнером, режиссером и продюсером первой альтернативной рок-группы – «The Velvet Underground», создавал картины кричащих цветов с банками от кока-колы, консервов и томатного супа.

Некоторые им восхищались, считая, что художник хорошо умеет подмечать недостатки западной культуры, другие – осуждали за слишком критические взгляды на общество. Но безразличным к его творчеству не остался никто.

Европейский провинциал Энди Уорхол приехал в Нью-Йорк из Питтсбурга, поставив себе цель стать частью богемной тусовки. В 1963 году он покупает здание в Манхэттене, которое вскоре стало известно всем как «Фабрика» или центр нового искусства. Сюда начала стекаться вся творческая молодежь и богема города.

Именно на «Фабрике» Уорхол знакомится с моделью, киноактрисой Эди Седжвик и признанной it-girl шестидесятых. Хрупкая девушка с короткими белыми волосами, в длинных серьгах и черном платье пленила Энди Уорхола с их первой встречи. Эди Седжвик показалась ему воплощением того образа, в который он вкладывал понятие современного искусства.

С тех пор Эди проводила на «Фабрике» практически все свое время. Энди снял Эди в своих лучших фильмах – «Винил», «Кухня», «Девушки из Челси», «Сага о Богатой Бедняжке».

Вместе, с одинаково подстриженными белыми волосами, они появлялись в обществе больше года – король и королева Манхэттена в серебристой одежде.

Причина разрыва отношений Энди Уорхола и Эди Седжвик – неясна. Есть мнение, что Энди не устраивало злоупотребление Эди наркотиками, другие источники утверждают, что конец дружбе между ними положило увлечение актрисы Бобом Диланом.

Однажды Энди Уорхол и Эди Седжвик появились вместе в ресторане, поссорились там и расстались навсегда. Спустя год Эди умирает от передозировки барбитуратами, оставляя Энди наедине со своими мыслями о лучших днях, которые они провели вместе.

Творческий путь этой пары нельзя назвать счастливым, но вдвоем они сумели создать одно из самых известных направлений в искусстве, известных под названием поп-арт и авангард.

Самые знаменитые музы великих художников

Симонетта Веспуччи (Симонетта Деи Каттанеи)

Жена Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом.
Великий художник Сандро Боттичелли обессмертил красоту Симонетты на своих полотнах. Она изображена в центре почти каждого из них, будь то “Рождение Венеры”, “Весна” или “Поклонение волхвов”. За каждым женским обликом чувствуется единственный – облик Симонетты, в которую он был безнадежно и безответно влюблен.
Сама Симонетта никогда не увидела его картин – она умерла 26 апреля 1476 года. Ей было не больше 23 лет. Сандро Боттичелли похоронят у ног Симонетты через 34 года после её кончины.

Елена Фоурмен

В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла Брант. В 1630 г. он вступил во второй брак с Еленой Фоурмен, которая с той поры стала является почти в каждой картине своего мужа.
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры (“Суд Париса”, ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину “Сад любви” (ок. 1635 – все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой (“Шубка”, ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена)

Читайте также:  7 удивительнейших технологий, о которых вы никогда не слышали

Саския ван Эйленбург

Во многих своих произведениях Рембрандт запечатлел облик Саскии. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом, изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок Рисунок подписан художником: “Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633”.
Также в 1633 году были написаны её портреты: “Смеющаяся Саския” (ныне в Дрезденской галерее) и “Портрет Саскии в красной шляпе” (Кассель). В 1635 году Рембрандт запечатлел её в картине “Блудный сын в таверне”. Трижды Рембрандт изобразил Саскию в образе Флоры: в 1634 году (“Флора” (Эрмитаж)), в 1641 году (Дрезден) и в 1660 году (Нью-Йорк).

Герцогиня Альба

О герцогине Марии Тересии Каэтане дель пилор де Альба еще при жизни ходили легенды. Художники писали с нее картины, поэты посвящали ей стихи, тореадоры закалывали в ее честь быков. Ее называли Венерой, звездой Мадрида – и даже испанская королева Мария-Луиза ненавидела ее за то, что ее слава меркнет рядом с именем этой горделивой красавицы.
Однажды герцогиня посетовала подругам-аристократкам, что не может найти хорошего живописца для своего парадного портрета. И ее пригласили в мастерскую не очень известного, но чрезвычайно талантливого живописца Франческо Гойи… Их страстный роман продолжался семь лет, все это время герцогиня Альба была музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.

Сюзанна Валадон

Мари Клементин Валадон (имя Сюзанна взято позже) – дочь прачки, первая женщина-художник, принятая в Национальное общество изящных искусств.
Свою успешную карьеру она начала в роли натурщицы: сначала ее приметил Пюви де Шаванн, затем она стала позировать Ренуару, Тулуз-Лотреку, Берте Моризо. Пережила романы с некоторыми из них, училась у них рисовать. Рисунки Сюзанны первым из художников увидел Тулуз-Лотрек, а затем Дега, высоко оценивший чистоту линий и поощривший её к карьере художницы.
В отличие от многих своих современников, Сюзанна Валадон сумела добиться признания и финансового успеха при жизни.

Жанна Эбютерн

Жанна работала моделью у художника Цугухару Фудзиту. Однако желая сделать карьеру в области искусства и обладая незаурядным талантом, она поступила на учёбу в академию Коларосси.
Весной 1917 года Жанна Эбютерн познакомилась с Амедео Модильяни. За четыре года, которые они провели вместе, Модильяни успел написать около 25 портретов этой молчаливой девушки с грустными глазами. Она стала идеальной моделью для художника, который всегда изображал на своих картинах задумчивых меланхоличных женщин.
Эбютерн разделила с Модильяни его самые тяжелые годы нищеты и болезни. На следующий день после смерти художника Жанна, носившая его ребенка, выбросилась из окна, не в силах пережить разлуку.

Гала Дали (Елена Дьяконова)

“Елена Троянская, Святая Елена, Галатея Безмятежная” – малая часть имен, которые Дали дал своей возлюбленной. После первой встречи, когда художнику было 25 лет, они не расставались 53 года. Все это время Гала была главной моделью Дали. После смерти первого мужа, поэта Поля Элюара, они с художником обвенчались.
Они были совершенно разными, но вместе образовали идеальную пару, дополняли друг друга. Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход. “Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры”, – сказала однажды Гала.

Самойлова Юлия

Летом 1827 года они вместе путешествовали по Италии. Благодаря их знакомству, появились такие известные картины художника, как “Портрет графини Ю.П. Самойловой с Джованниной и арапкой”, “Всадница”, “Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Паччини”.
Лицо Юлии Самойловой узнаётся сразу в нескольких женских образах картины “Последний День Помпеи”: испуганная девушка, молодая мать, укрывающая младенца, тянущего ручки к упавшей птичке, женщина, обнимающая своих дочерей, погибшая женщина в центре изображения.
Все женские лица у Брюллова похожи на Юлию.

Лидия Делекторская

“В продолжение 20 лет я была светом его очей, а он для меня – единственным смыслом жизни”, – так Лидия Делекторская описала отношения с Матиссом.
Когда они познакомились, ей было 22 года, а художнику исполнилось 63. Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество. За двадцать два года они расставались всего на несколько дней, когда Делекторская, по его же делам, уезжала в Париж.
Еще при жизни Матисс дважды в год дарил ей рисунки, чтобы она могла обеспечить себе хорошее будущее.
После смерти художника Лидия продолжала служение его памяти – собирала работы и позже передала все унаследованные ей работы Матисса ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажу.

Ольга Хохлова

Художник познакомился с Ольгой, когда ей было 26 лет – она выступала в труппе Сергея Дягилева, а Пикассо работал там декоратором. Тогда он посчитал, что это любовь на всю жизнь, и даже женился, а при составлении брачного договора настоял на том, что половина его картин теперь принадлежит Ольге. Однако впоследствии, когда страсть угасла и появились новые возлюбленные, художник не хотел разводиться – ведь тогда жена получила бы его работы.
В счастливый период совместной жизни он написал множество портретов Ольги и их сына Поля. Позже, когда размеренная жизнь надоела Пикассо, Ольга была вынуждена покинуть его и провела остаток жизни в одиночестве. На ее похороны Пикассо не приехал, сказав, что работает над новой картиной.

Камилла Донсье

На Салоне Национального общества изящных искусств 1866 года работа Моне “Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье” имела большой успех. Многие критики считают, что именно после этого портрета художник стал известным.
Камилла Донсье, дочь мелкого лионского буржуа, была столь же умна и покладиста, сколь и красива. Она боготворила Моне, ловила каждое его слово и каждый взгляд, и никогда не доставляла ему хлопот. “Не женщина, а ангел”, – говорил про нее Моне.
Камилла была не только жизненной опорой для Моне. Отличаясь тонкой и самобытной красотой, она была идеальной моделью для картин своего мужа и долгие годы оставалась единственной натурщицей художника.
Камилла любила позировать мужу, и большая часть женских образов Моне списана именно с нее.
Когда Камилла умерла, Клод был вне себя от горя. Вглядываясь в любимое лицо, он заметил, как меняются его краски, как превращаются из голубых в серые и даже желтые тона. Инстинктивно, не осознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, ругал плакал, но все равно писал. Так появилось одно из самых волнующих его произведений.

Белла Розенфельд

“Когда я с Беллой, я не хожу, а летаю”, – часто говорил Шагал.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая поздний (после смерти Беллы) на нас смотрят ее выпуклые черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин.
Мифопоэтический образ родного Витебска также был немыслим для Шагала без Беллы. Их общая навеки утерянная родина была их общей заветной тайной, миром их грез.
Когда Белла в 1944 году умерла, Шагал целый год не мог вернуться к работе.

Гортензия Фике

“Моя жена любит только Швейцарию и лимонад”, – говорил Сезанн друзьям. На многочисленных портретах Гортензии Фике мы видим грустную уставшую женщину, некрасивую и замкнутую. Скорее всего, позировать мужу она была вынуждена – ведь они с художником прожили 20 лет в бедности, и средств на оплату натурщиц не было. Отец Сезанна, банкир, не давал разрешения на брак и даже лишил сына половины содержания. Кроме того, художник был очень строг со своими моделями, с ним было непросто работать. В общем, причин позировать с радостью у Гортензии не было. Тем не менее в этом году в Метрополитен-музее с успехом прошла выставка “Мадам Сезанн”, где было представлено 29 портретов Гортензии – и они составляют важную часть творческого наследия художника.

Берта Моризо

Эдуард Мане и Моризо познакомились в 1868 году в Лувре. Тогда художник искал модель для новой картины, и Берта идеально подходила на эту роль.
В последующие шесть лет, пока Берта не стала женой младшего брата Эдуарда, Эжена, он написал много ее портретов. Когда Моризо вышла замуж, художник отправил ей на прощание картину “Букет фиалок”, а с портретами было покончено.
Берта Моризо была не просто моделью братьев Мане, но стала известна как первая женщина-импрессионист.

Джейн Бёрден

Несмотря на то что Джейн Бёрден не вписывалась в каноны красоты того времени, для прерафаэлитов она была воплощением женского идеала: высокая, худая, с большими глазами и копной вьющихся черных волос.
Она родилась в бедной семье, и неизвестно, какое ждало девушку будущее, если бы в 1857 году в театре ее не увидели Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Художники уговорили красавицу позировать.
До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как “царственную” особу.
Существует мнение, что Джейн Бёрден стала прототипом Элизы Дулиттл, главной героини пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион”.

Викторина Мёран

Викторина позировала Эдуарду Мане для многочисленных полотен: “Уличная певица”, “Завтрак на траве”, “Олимпия”, “Железная дорога”, “Партия в крокет”, “Дама с попугаем”, “Мадмуазель Меран в костюме матадора” и др.
Викторина Мёран была также моделью Эдгара Дега.

Клео де Мерод

Клео де Мерод – французская танцовщица, муза многих европейских скульпторов и живописцев.
Ее красота сводила с ума короля Бельгии Леопольда ІІ.
Ее портреты писали живописцы: Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Гюстав Климт, Джованни Болдини, Жан-Луи Форен, Альфредо Мюллер, Мануэль Бенедито, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах и др.
Ее скульптуры делали скульпторы: Фридрих Голдшнайдер, Мариано Бенлёр, Э.Аррондель, Жорж Деспре, А.Фальгьер, Луис де Перинат и др. Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь.

Камилла Клодель

Камилла стала прообразом многих работ Родена. В середине 80-х годов XIX века, были созданы лучшие произведения Родена, главной темой которых являлась чувственная любовь, самые известные из них “Вечный идол” “Данаида” и “Поцелуй”. Роден доверял ей завершать свои работы. На это время приходится взлет популярности Родена.
После разрыва отношений Камилла в 1893 году делает одну из самых прекрасных скульптур – “Бронзовый вальс”, а в 1900 году скульптурную композицию «Зрелый возраст», изображающую мужчину и уводящую его старую женщину от молодой девушки, молящей его не уходить.
Камилла так и не смогла пережить разрыв с художником, с 1905 года у нее начинают проявляться психические отклонения и последние 30 лет жизни она провела в приюте для душевнобольных. Незадолго перед своей смертью Роден пожертвовал 500 франков на содержание Камиллы в сумасшедшем доме.
В 2013 году на аукционе Sotheby’s скульптура Камиллы “Вальс” была продана за $8млн.

Портрет его жены: русские музы европейских художников

К ем вдохновлялись Дали, Матисс и Пикассо? Ольгой Хохловой, Еленой Дьяконовой и Лидией Делекторской. Взглянем на портреты удивительных русских женщин, которые долгие годы были спутницами величайших художников ХХ века.

Муза законного брака

Имя: Ольга Степановна Хохлова
Место рождения: Нежин
Годы жизни: 1891–1955
Профессия: балетная танцовщица
Муж: Пабло Пикассо
Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)
Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.

«Портрет Ольги в кресле» Пикассо написал в самом начале их знакомства. Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная — такой была Хохлова, балерина легендарной труппы Сергея Дягилева. Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…» И она выходила узнаваемой — и на других портретах, и на этом — самом, пожалуй, известном.

Картина основана на фотографии Ольги в мастерской Пикассо, поэтому у нас есть редкая возможность сравнить, как видел ее влюбленный художник и как — беспристрастная камера. На всех портретах ранних лет их брака Ольга такая же, как на этом, увиденная через призму влюбленности, — задумчивая, воздушная, идеальная. Настоящая «русская душа».

Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой? Пикассо хватило на целых десять лет. Чем дальше, тем больше жена раздражала его. И вот — никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде). Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила. У Пикассо появилось новое увлечение, и в конце концов Ольга не выдержала и ушла. Развода он ей не даст — чтобы не делить картин. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо.

Читайте также:  Как понять, что собеседник испытывает симпатию?

Муза внутреннего мира

Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова
Псевдоним: Гала
Место рождения: Казань
Первая работа: учитель
Годы жизни: 1894–1982
Муж: Сальвадор Дали
Брак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти)
Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т. д.

«Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали, была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире — лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире. А там царила его жена, его величественная Гала. В полотне она становится новой Ледой, а сам Дали — Юпитером, лебедем, парящим рядом и почти не касающимся возлюбленной. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник. Наверное, их отношения можно охарактеризовать и так.

«Гала» — прозвище, которое переводится как «праздник». И его обладательница была для своих мужчин настоящим фейерверком. До встречи с Дали она успела побыть музой французского поэта Поля Элюара (и даже выйти за него замуж) и немецкого художника Макса Эрнста. Но не задумывась бросила всех ради Дали, который на был моложе ее на десять лет и еще не очень знаменит.

Гала станет для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой — словом, всем. Но, главное, она станет его музой. И если у художника на картине мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни построил, сама она почти всегда написана реалистично. Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.

Муза счастливой старости

Имя: Лидия Николаевна Делекторская
Место рождения: Томск
Годы жизни: 1910–1998
Образование: медицинское
Партнер: Анри Матисс
Знакомство: с 1932 до 1954 (до его смерти)
Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой (1940) и др.

Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой. Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж. Картина 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены — но милое лицо девушки остается узнаваемым.

Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака искать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22. Она стала помощницей мастера и сиделкой у его жены-инвалида. Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».

«Друг и помощница», которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои работы. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса. И пусть она покинула Россию еще в детстве, именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи. На ее надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».

Русские музы знаменитых художников

Кто знает, кем бы стали знаменитые живописцы XX века и каких бы высот достигли, не будь рядом с ними этих женщин. Вдохновительницами Сальвадора Дали, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Амадео Модельяни были русские женщины. Посмотрим, чем они пленили гениев и как выстраивали отношения с ними.

Ненасытная Галочка

  • Имя: Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова.
  • Псевдоним: Гала.
  • Место рождения: Казань.
  • Первая работа: учитель.
  • Годы жизни: 1894 – 1982.
  • Муж: Сальвадор Дали.
  • Брак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти)
  • Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944 – 1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т.д.

С русской музой и женой Еленой Дьяконовой – Галой – Сальвадор Дали обвенчался 8 августа 1958 г., спустя 29 лет после их первой встречи. В 1934-м они официально поженились – это была строгая юридическая процедура в парижской мэрии, никакого венчания. Католическая церковь не разрешает повторный брак, пока «смерть не разлучит» с предыдущим партнером. Скрепить перед богом экстравагантные, крайне запутанные отношения пара смогла лишь после ухода в мир иной первого мужа Галы поэта Поля Элюара.

Сходить под венец на склоне лет, после всех безумств, которым предавались дорвавшиеся друг до друга любовники, – скорее всего, эта идея принадлежала Гале. Ей тогда исполнилось 65 (или 66, а то и 67 – 68 – уроженка Казани скрывала возраст и другие факты биографии). Сальвадору Дали, привыкшему беспрекословно подчиняться своей музе, в мае 58-го стукнуло 53.

Гала в образе «атомной Леды» (1949 г.). Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019.

Впрочем, и на седьмом десятке Гала могла дать фору молодым. Окружала себя желторотыми любовниками, задаривала подарками. «Жаль, моя анатомия не позволяет заниматься сексом сразу с пятью мужчинами», – сетовала ненасытная Галочка. Она обожала устраивать представления: публично совокуплялась с одним или несколькими мужчинами, а Сальвадор наблюдал за этим, практикуя «самоэротику» – онанизм.

Дали утверждал, что Елена Дьяконова, которую он впервые увидел в 36 лет, была его первой женщиной. И это возможно, ведь в юности он был крайне не уверен в собственной сексуальной привлекательности. В школе любил померяться пенисом с одноклассниками, причем свой называл «маленьким, жалким и мягким». Подростком наткнулся на медицинский справочник о венерических болезнях и, пораженный видом разложившихся гениталий, надолго оставил мысль о сексе.

Сойдясь с Галой, художник радовался, что она уже не может родить. «Один из сыновей Пикассо бегает по Парижу полуголый и полубезумный. Если уж у гения Пикассо такой сумасшедший сын, представьте, кто родился бы у меня!» – писал Дали.

Прозвищем Сальвадора Дали было Avida Dollars, что означает «страстно любящий доллары». Он придумал логотип «Чупа Чупс». Но детей недолюбливал и обожал подразнить их: облизывал на глазах у всех леденец и бросал в грязь.

Ольга – королева танца

  • Имя: Ольга Степановна Хохлова.
  • Место рождения: Нежин.
  • Годы жизни: 1891 – 1955.
  • Профессия: балетная танцовщица.
  • Муж: Пабло Пикассо.
  • Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально).
  • Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919).

К моменту знакомства с Ольгой Хохловой самый дорогой и самый эпатажный художник в истории был уже именитым мастером и прожженным покорителем женских сердец. Радости секса он познал в 13, став завсегдатаем местного борделя.

Пикассо привык, что дамы готовы исполнить любой его каприз. Поэтому безошибочно определял тех, кто полностью растворится в нем.

– Для меня есть лишь два типа женщин: богини и подстилки, – утверждал художник.

Страсть Пабло к Хохловой убила женитьба. Фото: Getty Images

В 1917-м он отправился в Рим, куда его пригласил Сергей Дягилев – рисовать занавес и декорации для постановки «Русского балета».

– У меня 60 танцовщиц. Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима, – хвалился 36-летний Пикассо в письме давней подруге Гертруде Стайн.

И вдруг он забывает обо всех балеринах, сосредоточиваясь на 26-летней Ольге Хохловой – участнице труппы, дочери офицера царской армии. Та отвечает взаимностью.

– Осторожно, на русских надо жениться, – смеясь, предостерегает испанского мачо Дягилев.

Тот не успевает оглянуться, как оказывается перед алтарем православного собора Александра Невского в Париже. В медовый месяц молодожены не вылезают из постели. Пабло поначалу возбуждает все: русская жена, настоящая семья, дом – полная чаша, приемы, балы. В 1921-м у них рождается сын Пауло, но на этом все заканчивается. Женщина с младенцем интересует теперь живописца только как модель для картины. Пикассо скрывает от супруги свои похождения, пока не замечает в парижской толпе новую пассию. Жена раздражает его. Он пишет ее то в образе старухи, то в виде лошади. Или рисует ее в абстрактном стиле, который Ольга так не любила. В конце концов она не выдержала и ушла. Развода Пабло ей не даст – чтобы не делить картины. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо.

Когда Пабло Пикассо появился на свет, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребенка его дядя, который курил сигары и пустил дым в лицо лежащему на столе младенцу, после чего Пабло заревел во всю глотку.

Мадам Лидия

  • Имя: Лидия Николаевна Делекторская
  • Место рождения: Томск
  • Годы жизни: 1910 – 1998
  • Образование: медицинское
  • Партнер: Анри Матисс
  • Знакомство: с 1932 до 1954 (до его смерти)
  • Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом» (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой» (1940) и др.

22-летняя Лидия Делекторская пришла в дом Матисса по объявлению, которое прочитала на автобусной остановке: художник искал сиделку для больной жены. Эмигрантка из России покинула родной Томск в 13 лет. После смерти родителей знакомые увезли ее в Харбин, где она вышла замуж, а потом переехала во Францию. Правда, с мужем скоро рассталась и отчаянно нуждалась в заработке.

Матиссу в то время было уже 63. Очень скоро мастер понял, что белокурая голубоглазая сиделка вполне может стать моделью для его полотен. На этой почве они сблизились. «Все в ее облике привлекало ясностью. Почему-то не могу назвать ее красавицей, но Матисс рисовал ее с восхищением», – писал о Делекторской Даниил Гранин, хорошо ее знавший. Лидия позировала ему очень часто, а еще успевала вести хозяйство, создавать уют, быть личным секретарем. В благодарность дважды в год он дарил ей картины: они позволили бы ей выжить после ухода друга.

Лидия Николаевна была рядом с Матиссом 22 года – до последних его дней. Художник и его модель обращались друг к другу только на «вы». Матисс называл ее «мадам Лидия». «Когда мне скучно, – признавался художник, – я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».

– …Вас интересует, была ли я женой Матисса? – как-то спросила Ольга Николаевна Паустовского: она дружила с писателем и перевела его произведения на французский. – И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение двадцати лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни.

Все произведения Анри Матисса, которые Делекторской удалось собрать, она передала в русские музеи. Но когда попросила о разрешении вернуться на родину, ей отказали…

С любимой натурщицей мастер был исключительно на вы

После смерти художника 3 ноября 1954 г. Лидия Николаевна покинула дом. На похороны Анри ее не пригласили. Внук Матисса больно ранил женщину, назвав ее всего лишь «человеком на жалованье». Вторую половину жизни – 44 года – Делекторская прожила в одиночестве.

6 марта 1998 г. она покончила с собой, оставив записку: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса». Ей было 87 лет. Урна с ее прахом согласно ее воле была захоронена на сельском кладбище Павловска под Петербургом.

В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка», выставленная в Нью-Йоркском музее современного искусства, провисела вверх ногами 47 дней. Картину представили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то заметил ошибку.

Розы от Анны

  • Имя: Анна Александровна Ахматова (Горенко).
  • Место рождения: Одесса.
  • Годы жизни: 1889 – 1966.
  • Образование: Высшие историко-литературные курсы.
  • Партнер: Амедео Модильяни.
  • Знакомство: 1910.
  • Картины: серия рисунков в стиле ню.

26-летний Амедео Модильяни впервые увидел Анну Ахматову в парижском кафе «Ротонда». Здесь, на Монмартре, не слишком преуспевающий поначалу итальянский художник и скульптор просаживал все деньги, которые ему присылала мать. Каждая натурщица побывала в постели Амедео – он уверял, что прочувствовать модель можно, лишь переспав с ней. За плечами Моди, как его называли друзья, был роман с английской журналисткой и поэтессой Беатрис Хастингс, свидания с которой часто заканчивались дракой. В разгар баталий та, бывало, хватала любовника за мужское достоинство и грозилась его откусить. Пережил Амедео отношения и с натурщицей Симоной Тиро, свидания с которой проходили в таком пьяном угаре, что, когда женщина предъявила любовнику родившегося у нее сына, тот его не признал.

Читайте также:  Отбеливание зубов: за и против

На таком фоне дама в красивом платье и огромной шляпе с пером показалась Моди богиней. 20-летняя Анна Ахматова вместе с мужем, Николаем Гумилевым, прилетела в Париж в свадебное путешествие. Но замужество оказалось не помехой для романа с художником. Гумилев называл Амедео «пьяным чудовищем». А Ахматова через год снова приехала в Париж.

Они встречались всего несколько раз.

– Как-то она, зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать несколько минут. В руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я от нечего делать стала бросать в мастерскую цветы, – вспоминала Ахматова. Говорят, ее стихотворение «Сероглазый король» – о Моди.

Фото: Getty Images

Художник сделал 16 рисунков русской возлюбленной в стиле ню. Уцелело всего несколько. Анна Андреевна всю жизнь носила в папочке один из листков – говорила, что он составляет все ее богатство. «Все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете», – писала она.

Уехав из Франции, Ахматова долгое время ничего не слышала о далеком друге. А потом увидела в журнале некролог, из которого узнала, что Модильяни умер несколько лет назад, и что он – великий художник XX века.

Амедео Модильяни был беден и страдал алкоголизмом и опиумной зависимостью. В 33 он встретил 17-летнюю Жанну Эбютерн, но через два года умер. Жанна, находясь на девятом месяце беременности, шагнула из окна. Художник похоронен в скромной могиле на еврейском участке кладбища Пер-Лашез.

Музы великих художников: десять самых красивых историй любви

Считается, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. В преддверии 8 марта «МИР 24» мы решили рассказать о десяти самых неоднозначных музах великих художников.

Спрятанный лик под «Данаей»

Рембрандт/Саския в образе Флоры

Голландскому художнику Рембрандту мировое признание художнику принесла картина «Даная». Писал Рембрандт ее не для продажи. Картина, знаменитая своим эротизмом на грани фола, вызывала немало вопросов у искусствоведов. Они долгие годы спорили о том, чей лик запечатлен на шедевре Рембрандта. В середине ХХ века специалист Эрмитажа Юрий Кузнецов решил подвергнуть «Данаю» рентгенографическому исследованию. Аппарат высветил лицо Данаи, и в ее чертах вдруг проступила сама Саския ван Эйленбург – муза и жена художника.

Влюбились они в друг друга в Амстердаме, куда Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския – погостить у родни. Тогда художнику было 27, а его будущей супруге – на 6 лет меньше. Саския вдохновила его на создание целого ряда портретов. Один из них – «Блудный сын», на котором муза творца изображена в образе блудницы, сидящей на коленях у самого Рембрандта. Полотно было написано в первые дни медового месяца супругов. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры – римской богини цветов и плодов.

Камилла на смертном одре

Клод Моне дал рождение художественному направлению «импрессионизм» благодаря картине «Впечатление. Восходящее солнце». Но самой знаменитой его работой считается серия полотен «Водяные Лилии».

Однако критики считают, что известность ему принесла картина «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье». На ней творец изобразил свою музу и жену Камиллу Донсье (Камиль Домкьюз). Долгие годы она оставалась единственной моделью художника. Камилле нравилось замирать перед холстом, и большая часть женских образов Моне списана именно с нее. Супруга позировала мужу во многих картинах. Ее задорный портрет можно увидеть на картине «Японка». В отличие от большинства других работ Моне, эта работа не столь насыщена светом. Она же прогуливается вместе с сыном по лугам на полотне «Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)».

Клод Моне/Женщина с зонтиком

Клод прожил с супругой 15 лет. После смерти он решил изобразить Камиллу на смертном одре, окутанной голубой дымкой. Так появилось одно из самых волнующих произведений, вышедших из-под кисти импрессионистов – «Посмертный портрет Камиль Домкьюз».

Образец французской кокетки

Пьер Огюст-Ренуар считается знаковой фигурой в импрессионизме. Холст «Большие купальщицы» – самая значимая работа французского художника. Для этой картины позировала одна из его муз – Сюзанна Валадон, впоследствии ставшая известной художницей. В «Больших купальщицах» Сюзанна предстает в образе соблазнительной пухлой красотки. Изящная фигурка и очаровательное личико Валадон очень нравилось Ренуару и он взял ее себе в натурщицы на долгие годы. Пьер был готов днями напролет рисовать свою любимую музу. Он с наслаждением наносил на холст ее большие голубые глаза, густые темные волосы и пышную грудь. Так появился портрет «Девушка, заплетающая косу».

Ренуар/Девушка,заплетающая косу

Еще одной неимоверно популярной работой художника стали две картины из цикла «Городские танцы», на которых в роли танцующей дамы была изображена Валадон. Сам творец называл свою Музу образцом французской кокетки конца XIX века.

Муза в образе Демона

Творчество Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ, в первую очередь известно по его иллюстрациям к произведениям Лермонтова. Образ лермонтовского Демона можно часто встретить в его картинах. Но в молодые годы Михаил расписывал церкви и писал ангелов. И вдохновение ему дарила Эмилия Прахова, жена профессора Адриана Прахова.

Врубель/Демон сидящий

Профессор очень долгое время искал человека, который мог бы отреставрировать фрески XII века в Кирилловской церкви. Однажды он услышал о начинающем художнике Михаиле Врубеле и позвал его к себе, где и познакомился со своей музой. Во время реставрационных работ до Адриана доходят слухи, что у его жены появился молодой любовник в лице Михаила. Опасаясь за свой брак, он решает избавиться от соперника и отправляет художника в Италию, чтобы тот закончил работу над четырьмя иконами – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем». Врубель пробыл в Венеции 3 месяца и закончил всю работу. Однако многие в образе Богородицы увидели черты лица Эмилии, а в образе Иисуса Христа – портрет ее маленькой дочери Оли. Прахова не оценила творчество и прервала отношения с Врубелем. Единственное, что оставалось художнику – это рисовать любимую. И он продолжал. Удивительно, но искусствоведы угадывают черты Эмилии Праховой даже в поздних работах художника – в знаменитом шедевре «Демоне сидящем».

Поцелуй Эмилии

Полотна австрийского художника Густава Климта известны во всем мире. Его работы входят в топ-10 самых дорогих картин мира. Мировую известность ему принесли полотна «Поцелуй» и «Золотая Адель». Любопытно, что многие дамы с портретов для виртуозного австрийца позировали в платьях модельера Эмилии Флёге. Она же была его музой.

Климт/Поцелуй

Эмилия познакомилась с Густавом, когда ей было 18 лет. Климту было уже под 30. Браком они не стали себя связывать, скрепили свою пару негласным дружеским союзом с толикой романтики. Впоследствии она оставалась постоянной спутницей Климта более 20 лет. Художник лишь раз нарисовал свою музу, но Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась его принять. Спустя несколько лет картину приобрел Венский исторический музей. Однако эксперты считают, что Эмилия как минимум дважды появлялась на полотнах творца. Считается, что на картине «Поцелуй» изображен их автопортрет. Она же вдохновила его на написание уникальных пейзажей – мозаичные полотна из точек и узоров. Многие из них были сожжены нацистами во время Второй мировой войны. В 2017 году его пейзаж «Цветущий сад» был продан на лондонском аукционе «Сотбис» за 59 млн долларов.

После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него. Она пережила художника на 34 года и все это время вела уединенный образ жизни.

Девушка с картины «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов – русский художник. Самым главным произведением в творчестве мэтра искусствоведы считают полотно «Последний день Помпеи». Написал он его в возрасте 28 лет во время своей экспедиции на раскопки древней Помпеи. Потом была картина «Итальянский полдень», моделью для которой стала неизвестная симпатичная пышная итальянка.

Его музами становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками, но главной была – графиня Юлия Самойлова. Яркую красавицу Брюллов встретил в Риме. К слову, время знакомства художника и Самойловой совпало с работой Карла над «Последним днем Помпеи». Темперамент графини был взрывным, поэтому в качестве главной героини Брюллов изобразил Юлию. На полотне ее образ запечатлен трижды: девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, женщина с младенцем на руках, мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.

Брюллов/Последний день Помпеи

На картине «Всадница» Брюллов запечатлел графиню с приемной дочерью Джованиной. Полотно вызвала огромный восторг публики. Другая приемная дочь Амацилия сопровождает Самойлову и на другом портрете Брюллова – в «Маскараде». Эта работа стала последней в их совместном творчестве.

Дама Пикассо

Картину «Девочка на шаре» искусствоведы называют самой знаменитой работой испанского художника Пабло Пикассо. Знаменитое творение художника своим появлением обязана Фернанде Оливье. Она была его первой большой любовью. С художником Фердинанда познакомилась, когда им обоим было по 23 года. В то время Пикассо был беден и никому не известен. Сначала Оливье стала его натурщицей, а потом музой. Она вдохновила творца на написание более шестидесяти картин, на которых предстает в самых разных образах. Самой яркой совместной работой считается картина «Дама с грушами». На полотне возлюбленная Пикассо изображена вовсе не изящно. Она похожа на вырезанную из дерева массивную скульптуру, чем на стройную и утонченную женщину, какой Фердинанда была от природы.

Пикассо/Алжирские женщины

Их роман закончится через девять лет. Оливье потом всю жизнь будет пытаться опубликовать дневники с воспо­минаниями о Пикассо, а гениальный художник – платить ей, чтобы эти истории никак не повлияли на его репутацию. Мемуары выпустят сразу после смерти обоих – в 1988 году.

Белорусская Муза Шагала

Русско-французский художник Марк Шагал один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Мировое признание ему принесла картина «Над городом». Главные герои – сам художник и его жена Белла Розенфальд, парящие над землей.

Шагал/Над городом

Марк неоднократно рисовал свою музу Бэллу. Шагал познакомился с ней в Витебске (Беларусь). Через 6 лет они поженились и провели вместе 29 лет. Все это время он посвящал любимой супруге картины. Их были сотни. Картина «Прогулка» была создана в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой. Искусствоведы считают ее одной из самых романтичных картин Шагала.

Белла прожила с Шагалом счастливую жизнь. Как настоящая муза она делила с ним победы и поражения. Художник пережил свою жену. После смерти он напишет в шагаловском стиле картину «Одиночество» – свою Беллу, вознесшуюся на небеса.

Прекрасная Елена

Сальвадор Дали – главный сюрреалист мирового искусства. За всю жизнь он создал сотни картин. Пожалуй, самая узнаваемая – «Постоянство памяти». На написание этого шедевра вдохновила его муза и жена Гала, или Елена Дьяконова. Однажды она произнесла: «увидевшие картину хотя бы раз никогда не забудут ее». Так и случилось, искусствоведы до сих пор спорят о том, что на ней изображено.

Дали/Галатея cо сферами

Гала и Дали встретились, когда ему было 25, а ей 35. Они не расставались 53 года. Все это время Гала была главной музой и натурщицей Дали. В картине «Галатея cо сферами» жена Сальвадора изображена из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый коридор. Испанский художник беспрестанно рисовал свою Галу. В картинах Дали она была его Девой Марией и Еленой Прекрасной. Маэстро помещал ее лицо рядом с муравьями и отбивными. Последние годы Галы были омрачены болезнями, поэтому день смерти она ждала как «самый счастливый в жизни». Муза художника умерла в 1982 году, Дали пережил ее на семь лет.

Царственная Анна Ахматова

Амедео Модильяни знают во всем мире как итальянского художника и скульптора. В России он известен не только своими картинами, но и тем, что у Модильяни был бурный роман с поэтессой Анной Ахматовой. Впервые художник и его муза встретились в парижском кафе «Ротонда». Она была «Царственна!», – вспоминал Модильяни свою первую встречу с Анной Ахматовой. В ту пору 20-летняя Анна приехала в Париж на медовый месяц со своим мужем Николаем Гумилёвым, но это не помешало чувствам между Анной и Модильяни. Они провели вместе три романтичных месяца. В маленькой съёмной комнате поэтесса позировала маэстро для его новых картин. Амадео написал 16 карандашных рисунков Ахматовой, однако судьба многих работ остается неизвестной: говорили, что Анна спрятала портреты, желая скрыть свою страстную любовь. Искусствоведам известны только две работы, которые напоминают русскую поэтессу.

Модильяни/Портрет Жанны Эбютерн в красной косынке

Ахматова вернулась к мужу в Россию. Влюблённые расстались навсегда. Модильяни вскоре увлёкся французской художницей Жанной Эбютерн, которая впоследствии стала его музой на всю жизнь. Он успел написать около 25 ее портретов. В картинах Модильяни она всегда представала в образе задумчивых меланхоличных женщин. «Портрет Жанны Эбютерн в красной косынке» эксперты называют «одной из самых совершенных работ художника».

Жанна Эбютерн была очень привязана к Модильяни. Когда художник разрушал себя наркотиками и алкоголем, Жанна Эбютерн с ужасом наблюдала, как он умирает. На следующий день после того, как Амадео умер, Жанна выбросилась из окна. Ей не было и двадцати двух лет.

Ссылка на основную публикацию