Одежда будущего, или Бунт вымышленных миров - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Одежда будущего, или Бунт вымышленных миров

Как представляли моду будущего в фильмах

В фантастических фильмах всегда пытаются придумать не только технологии и общество, но и моду будущего. «Афиша» воссоздала образы из знаменитых фильмов — от «Бегущего по лезвию» до «Кин-дза-дза!» — и разобралась, с чем угадали художники из кино.

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Режиссер-визионер Фриц Ланг во многом предугадал приметы будущего: многоуровневые дороги и пробки, киборги и власть машин над людьми. Костюмы в фильме буквально повторяет стиль двадцатых. Авангардисты разрабатывали концепцию униформы «нового человека». Ею должен был стать комбинезон – и такие в фильме носят рабочие. Эксплуататоры из роскошного Метрополиса одеты по моде, вдохновленной джазом и Востоком: тут сплошь перья, смокинги, украшения каффы и другие атрибуты, сопутствующие бесконечной вечеринке. У Ланга активный макияж носят как женщины, так и мужчины — тенденция, которая сегодня набирает оборот.

TitrCollage

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

В конце 1960-х случился прорыв в области дизайна, мода стала практичной и сосредоточилась на молодежи — она в свою очередь сходила с ума по космических костюмам Андре Куррежа и Пьера Кардена. Мода будущего у Кубрика повторяет ретрофутуризм 60-х: укороченные жакеты, яркие колготки, мини-юбки, шляпы-таблетки и низкий каблук. Невозможно забыть розовый тотал-лук стюардессы. Большинство вещей не потеряло актуальность и в 2015 году, а розовый и пастельные тона за последние три года перекочевали из женской моды в мужскую. В этом смысле фильм заглянул далеко за 2001-ый год.

TitrCollage

«Звёздный путь / Star Trek» (1966-2016 гг.)

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Летом 2016 года телесериал обзаведется тринадцатым полнометражным продолжением — Paramount готовится выпустить новый фильм в формате IMAX. Первые эпизоды «Стартрека» греют душу наивностью 60-х: от мигающих лампочек и коротких платьев героинь до разноцветных топов, облегающих подтянутые мужские тела. Однообразие нарядов — пример популярной теории будущего; в каждом втором фантастическом фильме персонажи носят униформу. Наверняка, когда «Звездный путь» переснимут еще через 50 лет, облегающие водолазки и комбинезоны будут по-прежнему в ходу.

TitrCollage

« Звездные войны / Star Wars» (1977 — 2015 гг.)

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Космическая Кэрри Фишер в пятом эпизода саги конца 80-х — настоящая икона стиля. Взять хотя бы ее струящееся белое платье, фирменные косички-баранки и бластер в руках. А ее космическая форма, состоящая из удобного комбинезона и жилета? Практически лыжный комплект. Добавьте сюда удобные кроссовки и получите московскую принцессу, выплывшую из «НИИ», тоже в некотором космосе. Спортивный стиль, сформировавшись в 80-е, не только проник в эпопею, но и сохранился до 2010-х почти в первозданном виде. Признаемся, металлическое бикини и чокер на шее принцессы Леи из шестого эпизода 1983 года нам нравится не меньше.

TitrCollage

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

В этом году Гагарин впервые полетел в космос — и дискуссии о других галактиках, измерениях и мирах получили мощнейший толчок. В крымской бухте человек-амфибия в исполнении Владимира Коренева плавает в облегающем трико из пайеток, в некотором роде предвосхищая дресс-код лондонских клубов вроде Blitz. Комбинезон — пример советской смекалки.

Его сделали из женких колготок и разрезанной белой кинопленки, пришитой вручную. На суше Ихтиандр надевает брючный костюм пастельного цвета и шейные платки. Самый интригующий момент — появление актера Коренева в коротких шортах и топе из махровой ткани, напоминающей мягкое полотенце. Находчивые советские костюмеры утерли нос гениальным дизайнерам современности (и Джонатану Андерсону, и Миучче Праде). Похожий наряд можно найти в их последних коллекциях.

Кадр: Ленфильм

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Цитаты героев народной советской сайфай-комедии в России знают наизусть лучше, чем слова отечественного гимна. Изношенные предметы быта с планеты Плюк и лохмотья героев режиссер Георгий Данелия нашел на помойках в Средней Азии, где проходили съемки фильма. Это мягкая сатира на перестроечную Россию удивительным образом сегодня не утратила актуальности. Жители планеты прозябают в нищете и носят драные байковые майки и кальсоны.

Костюмеры «Кин-дза-дзы» использовали нижнее белье фирмы «Заря», обесцвеченное хлоркой. Аксессуары мастерили из деталей летных костюмов. Вспомните гульфик на голове Евгения Леонова и винтики с колокольчками в носу. Что-то специально рвали и пачкали. Словом, делали примерно то же самое, что теперь устраивает Канье Уэст в коллекциях Yeezy для Adidas Originals. Доподлино неизвестно, знает ли Канье о существовании «Кин-дза-дзы». Однако его вещи весьма похожи на костюмы плюканцев. Получается, Георгий Данелия натурально заглянул на 20 лет вперед, предугадав современную моду. Ку, Канье Уэст!

Кадр: Мосфильм

«Назад в будущее 2 / Back To The Future 2» (1989 г.)

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Прошлой осенью в наш мир прилетел Марти Макфлай, все бросились искать параллели с режисерскими предсказаниями — и нашли их. От релиза знаменитых самозашнуровывающихся кроссовок Nike Mag (первую пару подарили актеру Майклу Джею Фоксу, ограниченный тираж отдали на благотворительный аукцион) до умной одежды, которая быстро сохнет и заряжает гаджеты. Даже аналоги ховерборда успели к 2015 году изобрести. Бомбер с длинными, как трубы, рукавами напоминают куртки из коллекций главного модного дома середины 2010-х Vetements. Герои из банды хулиганов выглядят как современные хэлс-готы и киберпанки: бомберы, сетчатые топы, широкие брюки в иероглифах, бра-топы.

Кадр: Universal

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Самый современный из фантастических фильмов словно подсмотрел будущее на полках магазина Uniqlo. Режиссер Спайк Джонс — не последний человек и в индустрии моды. Он дружит с Opening Ceremony, пишет для них сценарии презентаций, а дизайнеры Opening Ceremony, в свою очередь, выпускают коллекции по мотивам его фильмов. Хоакин Феникс в фильме «Она» выглядит как обычный пассажир нью-йоркского метро: цветные рубашки и пиджаки, твидовые брюки, куртка с мехом на вороте, шапка-ушанка.

Кадр: Warner Bros.

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Готовимся к новой медиа-атаке: действие фантастического нуара Ридли Скотта разворачивается в 2019 году, и через 4 года мы будем разбираться, случилось ли нашествие андроидов и охотников за головами, летающих автомобилей, генетических кукол и так далее. Внимания заслуживает стиль не только ключевых героев «Бегущего по лезвию», но и костюмы массовки на улицах неонового Лос-Анджелеса. Киборг-стриптизер носит сногшибателньое белье, прозрачный пластиковый плащ и лаковые ботфорты.

Довольно растиражированный образ в современных поп-клипах. Президент корпорации всегда в очках с причудливой оправой и в халате словно из коллекции Рика Оуэнса. Удивляет очередное совпадение с коллекцией Канье Уэста, наполовину состоящей из капроновых трико. Даже макияж, который Дэрил Ханна делает себе с помощью спрея, стал реальностью — похожим образом работают с моделями на неделях мод.

TitrCollage

Одежда будущего, или Бунт вымышленных миров

И на что только не идут дизайнеры, чтобы удивить модниц: создают одежду из листьев, шоколада, фарфора и собственной кожи. Мы подготовили для вас несколько самых бесшабашных дизайнерских находок. Смотрим, читаем и вдохновляемся.

3d платья

По сути, еще совсем недавно 3d принтер был чем-то из ряда фантастики, а уже сегодня он стал мощным оружием в руках моды. Австрийский дизайнер Юлия Кернер долго и детально изучала возможности 3d печати. Она пыталась выяснить, безопасна ли отпечатанная на принтере одежда для здоровья человека. Модельер консультировалась со специалистами и читала толстые научные труды и в итоге отважилась на эксперимент: начала печатать одежду. Процесс, как и предполагалось, оказался далеко не простым. Подруга дизайнера Ирис ван Херпен рисовала на бумаге эскизы, потом их данные вносили в компьютер, туда же вводили размеры моделей. Информацию компилировали и отправляли на печать. Что получилось, смотрите на фото. Вне всякого сомнения, за 3d-одеждой большое будущее.

Био-кутюр

Идея относительно не нова: модельеры давно открыли, что бактерии можно использовать для создания тканей. Сегодня это направление принято называть «био-кутюр». Биоматериал выращивают в гигантских ванных. По консистенции он похож на чайный гриб, а на выходе получается кожа. От настоящей ее не отличит даже специалист. Не так давно дизайнер Сэмми Джоббинс Уэллс модернизировала существующие технологии. Сэмми поместила бактерии в банки. Через некоторое время она обратила внимание, что микробы разрастались сами, без специального микроклимата. Материал, производимый Сэмми, отличается своей особенной тонкостью и прочностью.

Читайте также:  5 креативных идей для ремонта на балконе. Минимум усилий – максимум эффекта

Одежда из дизайнера

Одежда Срули Рехта грубая и мужская. Дизайнер создает уникальные предметы гардероба и аксессуары, которые далеко не каждый мужчина наденет на себя. Еще бы! Как вам костюм из паучьего шёлка или человеческой кожи? В коллекциях Срули можно увидеть и то, и другое. Художник словно специально вызывает у публики отвращение. Или восхищение. В то время как многие коллеги Срули всеми силами пытаются показать уважение к природе и заботу об экологии и животных, Рехт стремительно плывет против течения. К примеру, куртка из древесины орешника не вызывает особого возмущения, а вот воротники из птичьих крыльев, жилеты из кожи ягнёнка и костюм из пяти тюленей и двух лис уж никак не вписываются в понятия «натуральности» и «природности».

Новогодняя елка

Или светящееся платье. Дизайнер Натали Уолш обожает все яркое и блестящее: шьет куртки с пайетками, украшает мотоциклетные шлемы кусочками зеркал. Будучи подростком, Натали занималась созданием витражей, училась искусству фотографии, шила из всего, что попадало под руку ювелирные украшения. Сегодня она моделирует одежду из непривычных материалов. Одно из ее последних шедевров – светящееся платье. Уолш нашла себя в использовании светодиодного оптоволокна. Согласитесь, чем не наряд для новогодней вечеринки: вполне можно заменить собой традиционную елку.

Иголки

Рассматривая наряды из новых коллекций модных дизайнеров, мы перестаем удивляться. Да и кого сегодня удивишь платьями из разбитых тарелок, полиэтилена и сырого мяса… Знаем, видели. Надоело, скучно. Однако воображение творческих людей границ не имеет. Очередное подтверждение тому дизайнер Маико Такеда. Маико создала свою первую коллекцию из пластиковых шипов. На работу что ли надеть?

Бумажный сарафан

Модельер Зое Брэндли создает одежду из бумаги. Такой смелый эксперимент ставит метров fashion-индустрии в тупик, ведь они не могут определить, к какому искусству отнести хэнд-мэйд англичанки. В уникальных образах, созданных художницей, можно найти элементы и моды, и скульптуры, и театра. Одежду Зое выгодно отличает неординарность и хрупкость, ведь каждая капля воды может разрушить уникальный туалет, созданный ножницами мастера. Наряды англичанки украшают страницы журналов и красуются в витринах бутиков.

Цветочный стиль

Совсем недавно коллекция Елены Беленичевой «В цветах» перевернула всю индустрию моды с ног на голову по нескольким причинам: наряды были созданы искусно и Елене удалось легко угадать фактуру материалов. «Конструкция» цветочных платьев оказалась идеальной. Кстати, первой изящное платье, сшитое из живых цветов, примерила законодательница французской моды Жозефина – жена Наполеона.

Шоколадное платье

Настоящий памятник шоколаду. Съедобную одежду создают лучшие кондитеры-дизайнеры из разных уголков планеты. Ее демонстрируют на «Шоколадном салоне», а сам салон постоянно переезжает с места на место: сладкие коллекции принимают Лондон, Сеул, Брюссель и Каир. Сама идея «Шоколадных салонов» впервые появилась во Франции в 1994-м году, а сегодня в шоколадном показе мод участвуют топ-модели, известные актеры, телеведущие и певицы. Чего они только на себя не надевают: шоколадные кружева и рюши, корсеты и шляпки.

Фарфоровая куколка

Пекинский скульптор Ли Сяофэн влюблен в бессмертное китайское сокровище – фарфор. Его он и пытается ввести в мир высокой моды. И союз несовместимого с несовместимым становится по-настоящему божественным – произведения из фарфоровых осколков сложно описать словами. Платья Ли – одежда, они расстегиваются, их можно примерить. В коллекции есть даже купальник. Многие наряды заказывают у дизайнера для проведения свадебных церемоний.

Ну что, модницы, подобрали себе наряд по душе?

В будущем одеваются как в прошлом

В будущем одеваются в облипочку? Или круто и практично? А вот и нет: в моду опять вошли фасоны давно прошедших лет! Дамы носят кринолины и замысловатые прически, кавалеры щеголяют в камзолах и париках. Рукава вновь пышны, как в эпоху Ренессанса, или их вовсе нет, потому что все одеты в тоги и хитоны. Иногда наблюдается причудливое смешение эпох и стилей, и это не на маскарадах, а в повседневной жизни. Но в любом случае мода опирается на исторические фасоны.

Ватсонианский обоснуй: всю работу давно уже выполняют машины, и одежда больше не должна быть практичной, потому что люди не занимаются физическим трудом. Искусный робот-портной способен за считанные минуты сшить изысканнейший наряд по любому эскизу, а ткани красивы и неслыханно дешевы. Или наоборот: случилась планетарная катастрофа, и цивилизацию отбросило назад — а вместе с ней и моду. Тога считается верхом шика, потому что искусство кройки и шитья в удручающем состоянии. Или в будущем в будущем возникнет некая идеология, подчёркивающая связь с великими временами, и подчёркиваться она должна и в одежде (на заметку: в реальности было много идеологий, при которых хотели уподобиться древним римлянам или грекам, но никто в тоги не рядился) [1] . Обоснуй конкретно для провинциальных планет с экстремальными условиями: не все тогда будут достаточно богаты, чтобы носить одежду будущего, и большинство населения будет одеваться как народы Земли, жившие в сходных условиях: на планете-пустыне логично одеваться как бедуины, на ледяной планете — как чукчи… Ещё и может быть модифицированный вариант этого (например, костюм пустынников фрименов, не теряющий ни единой капли влаги).

Дойлистский обоснуй: автору хочется продемонстрировать разнообразие и красоту материальной культуры, а фантазия не особо работает. Или наоборот: автор показывает в будущем некую культуру, «ряженую под…» и выражает это с помощью костюмов. Или автор таким образом философски намекает, что время ходит кругами, и что одним будущее, другим — прошлое. Или он(а) попросту очарован(а) картинками из «Энциклопедии моды». Или не автор, а художник по костюмам, заполучив богатый бюджет, отрывается за годы своего детства, наряжая космических пиратов в камзолы и колеты. Или наоборот, бюджет маленький, и художник покупает по дешевке секонд-хэнд костюмы, оставшиеся после других фильмов.

Содержание

Примеры [ править ]

  • Блестящие башни и тоги — целый сеттинг может быть выдержан в этой эстетике.
  • Военные мундиры XIX века в космоопере, начиная с «Дюны».
    • А вот у одного из основоположников жанра Э. Гамильтона в «Звёздных королях» как ни странно, непрактичной одежды мало — максимум, упоминаются плащи или платья (обоснуй — дело происходит на торжественных приёмах), либо обобщённые «мундиры», которые вполне можно вообразить как практичную униформу. Треуголки и эполеты пошли от художника Роберта Авотина, иллюстрировавшего роман в журнале «Техника — молодёжи».
  • А если имеются космические пираты, а сеттинг не очень серьезный, а то и юмористический/сатирический, то почему бы их не нарядить как стереотипных морских пиратов? Встречается не так уж и редко. А вот кто и в каких нарядах им противостоит — другой вопрос.

Литература [ править ]

  • Сага о Форкосиганах — Барраяр. Планета очень сильно деградировала во время Периода Изоляции, так что ко времени повторного открытия там была атмосфера XVII—XVIII вв. И за век она так до конца и не исчезла.
    • У модников Земли XXX столетия тоже популярны различные стили «под старину» — например, сапоги фасона двадцать четвёртого века .
  • Сердце меча: автора просто прёт всех рядить под японцев.
  • Проскальзывает у Кира Булычева в цикле про Алису: одна из вариаций моды конца XXI в. — тоги и хитоны. Впрочем, комбинезоны в будущем тоже носят с удовольствием, равно как и вполне современные джинсы.
    • И экстравагантные женские парики в духе 1960-х — начала 1970-х.
  • Обосновано в книге «Искупление Христофора Колумба» Карда — действие происходит после глобальной катастрофы. Общество отстраивает цивилизацию. И вот изобретается машина, способная взглянуть в прошлое. Естественно, люди хватаются за любые признаки славного прошлого и начинают перенимать моду минувших эпох.
  • Орешкин Борис, «Четыре дня с Ильей Муромцем» — в мире будущего отчего-то вошла в моду одежда в древнерусском стиле, так что подросток-попаданец, провалившийся в прошлое, выглядел там абсолютно естественно.

Кино [ править ]

  • «31 июня». В мире будущего в моде ретро: то, что носили в 1970-е годы. А что носили в 1970-е? То же, что в 1930-е.
  • Star Wars — явные японские мотивы в одеяниях джедаев, доспехах Дарта Вейдера и ещё во многих костюмах вплоть до новых фильмов. Имперские офицеры носят мундиры Вермахта (в армии и на флоте) и войск СС (в штурмовом корпусе) — Джон Молло, художник по костюмам IV и V эпизодов, был историком военной униформы.
  • Дюна — при дворе императора Шаддама одеваются как на параде XIX в.
  • «Парень и его пёс» (A Boy and His Dog, 1974) — время действия постапокалиптический 2029 год. На поверхности все, как обычно в посапокалиптике, ходят в лохмотьях. А вот в подземном городе царят порядки 1950-х годов. Жители реднеки (все-таки он находится в Канзасе), ходят в нарядах по образцу как минимум первой половины ХХ века. И мораль у них на момент выхода фильма (а сейчас и подавно) — устаревшая.
  • «Голодные игры» — одежда жителей Капитолия это что-то типа викторианской моды в цветах ЛСД.
Читайте также:  10 ярких моментов из жизни самого опытного путешественника в мире

Телесериалы [ править ]

  • Firefly. Как раз бюджетная причина и костюмы секонд-хэнд. На развитых планетах — камзолы, сюртуки и кринолины, на отсталых — крестьянские костюмы XIX в. Инара носит роскошные сари, Мэл — прикид кавалериста начала ХХ в.
  • «Дикие пальмы» — в киберпанковом будущем почему-то носят одежду XIX века.
  • Demolition Man (Нидерланды, 2016: не путать с американским фильмом 1993 «Разрушитель») — парадный официальный мужской костюм явно в японском стиле. А вот женский на тот же самый случай выглядит как современное короткое платье.
  • «Чародей: Страна Великого Дракона» — главную героиню заносит в параллельный мир где достаточно развитая цивилизация (способны создавать относительно человекоподобных роботов) снобов и моральных уродов носит камзолы, парики и высокие прически примерно ранней Эпохи Возрождения.
  • Тёмная материя — в будущем как ни странно одеваются как в настоящем, но планета Зайрон населена потомками японцев, а где японцы, там и традиции.

Телепередачи [ править ]

Топ вымышленных литературных миров

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение — и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего — два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков — под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе — он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали — тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей, взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ — например, вселенная «Песни льда и пламени» родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад — в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей — столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое — на что хватит вашего воображения. Главное — чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста»:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики — это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию — и наше восприятие станет иным.

Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее — в знаниях о настоящем мире и его законах.

Толкин называл это sub-creation. Будучи католиком, он признавал, что вселенная создана Богом, который один только и может сотворить совершенно оригинальный мир из ничего. Человек же способен лишь на «малое творение», то есть, на творческую переработку того, что дано ему в реальности.

Таким образом, любой вымышленный мир — это видоизменённый реальный мир.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать

Психологи называют стремление укрыться от забот и трудностей в вымышленном мире эскапизмом (от английского слова escape, в переводе означающего спасение или бегство). Эскапизм — не заболевание и не расстройство психики (таковым он становится лишь в том случае, если начинает мешать человеку нормально функционировать в социуме). Желание отдохнуть от будничной суеты, погрузившись в мир, например, эльфов — это вполне нормально. Более того, зачастую это необходимо. Не будем забывать, что одна из важнейших функций искусства — рекреационная. То есть, художественное произведение позволяет нам снять стресс, перевести дух, расслабиться, набраться сил.

Другая важная функция фантастических историй — компенсаторная. Жизнь в современном мире с постоянной гонкой за деньгами и работой на износ почти не оставляет места для приключений и подвигов. Литература, кино, компьютерные игры позволяют восполнить недостаток острых ощущений и хотя бы на время почувствовать себя героем.

Сам Толкин писал о том, что эскапизм — это здорово. Клайв Льюис соглашался с ним, при этом действуя ещё более радикально — он сравнивал реальность с тюрьмой, а укрытие в воображаемом мире называл побегом из заточения.

Соглашаться или не соглашаться с классиками — дело ваше. Но вот с чем вряд ли кто-то поспорит, так это с утверждением, что в случае с вымышленными вселенными, как и вообще всегда в жизни, важна умеренность. Если вам нравится на досуге прогуливаться по неведомым дорожкам в поисках следов невиданных зверей, то гуляйте на здоровье. Главное при этом — не забывайте, как найти путь назад.

Десятка вымышленных миров

Рассмотрим десять литературных и кинематографических миров, снискавших бешеную популярность. У каждого из них сегодня есть обширное фанатское сообщество. Все представленные ниже миры существуют в нескольких воплощениях — в виде книг, комиксов, сериалов, кинофильмов, мультфильмов и видеоигр. Если вы не найдёте ниже вашу любимую вселенную — что ж, просим нас извинить. К сожалению, вместить в небольшую статью все-все-все хорошие миры нельзя. Когда-нибудь мы расскажем отдельно про «Меекхан» Роберта Вегнера, про землю ООО из «Времени приключений», про «Ведьмака» Сапковского, и о многих других достойных внимания мирах.

Читайте также:  Топ-5 самых уникальных новогодних ёлок Москвы

«Властелин колец» Толкина — признанный эталон «миротворчества». Уже несколько поколений читателей покорились таланту Профессора и поверили в Средиземье. Причина успеха кроется в детальной проработке мира, архетипических образах, классической истории борьбы добра со злом и, конечно, в красивейших поэтичных языках, придуманных самим Толкином. В первую очередь, это два эльфийских языка: квенья, созданный на основе финского, и синдарин, вобравший в себя многие черты кельтских языков.

Даже те, кому не по нраву излишняя прямота «Властелина колец» с его чётким делением на добро и зло, признают, что мир, созданный Толкином, поистине велик и достоин восхищения.

Толкин оставил после себя обширное наследие — множество черновиков и неопубликованных произведений (многие из них остались недописанными). Сегодня эти тексты постепенно начинают издаваться. К примеру, на русском языке выходит «Книга утраченных сказаний. Часть 1». Это произведения, написанные Толкином в возрасте 25 лет. Позже истории из «Книги утраченных сказаний» лягут в основу знаменитого «Сильмариллиона».

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье — это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально.

Как представляли моду будущего в фильмах

В фантастических фильмах всегда пытаются придумать не только технологии и общество, но и моду будущего. «Афиша» воссоздала образы из знаменитых фильмов — от «Бегущего по лезвию» до «Кин-дза-дза!» — и разобралась, с чем угадали художники из кино.

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Режиссер-визионер Фриц Ланг во многом предугадал приметы будущего: многоуровневые дороги и пробки, киборги и власть машин над людьми. Костюмы в фильме буквально повторяет стиль двадцатых. Авангардисты разрабатывали концепцию униформы «нового человека». Ею должен был стать комбинезон – и такие в фильме носят рабочие. Эксплуататоры из роскошного Метрополиса одеты по моде, вдохновленной джазом и Востоком: тут сплошь перья, смокинги, украшения каффы и другие атрибуты, сопутствующие бесконечной вечеринке. У Ланга активный макияж носят как женщины, так и мужчины — тенденция, которая сегодня набирает оборот.

TitrCollage

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

В конце 1960-х случился прорыв в области дизайна, мода стала практичной и сосредоточилась на молодежи — она в свою очередь сходила с ума по космических костюмам Андре Куррежа и Пьера Кардена. Мода будущего у Кубрика повторяет ретрофутуризм 60-х: укороченные жакеты, яркие колготки, мини-юбки, шляпы-таблетки и низкий каблук. Невозможно забыть розовый тотал-лук стюардессы. Большинство вещей не потеряло актуальность и в 2015 году, а розовый и пастельные тона за последние три года перекочевали из женской моды в мужскую. В этом смысле фильм заглянул далеко за 2001-ый год.

TitrCollage

«Звёздный путь / Star Trek» (1966-2016 гг.)

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Летом 2016 года телесериал обзаведется тринадцатым полнометражным продолжением — Paramount готовится выпустить новый фильм в формате IMAX. Первые эпизоды «Стартрека» греют душу наивностью 60-х: от мигающих лампочек и коротких платьев героинь до разноцветных топов, облегающих подтянутые мужские тела. Однообразие нарядов — пример популярной теории будущего; в каждом втором фантастическом фильме персонажи носят униформу. Наверняка, когда «Звездный путь» переснимут еще через 50 лет, облегающие водолазки и комбинезоны будут по-прежнему в ходу.

TitrCollage

« Звездные войны / Star Wars» (1977 — 2015 гг.)

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Космическая Кэрри Фишер в пятом эпизода саги конца 80-х — настоящая икона стиля. Взять хотя бы ее струящееся белое платье, фирменные косички-баранки и бластер в руках. А ее космическая форма, состоящая из удобного комбинезона и жилета? Практически лыжный комплект. Добавьте сюда удобные кроссовки и получите московскую принцессу, выплывшую из «НИИ», тоже в некотором космосе. Спортивный стиль, сформировавшись в 80-е, не только проник в эпопею, но и сохранился до 2010-х почти в первозданном виде. Признаемся, металлическое бикини и чокер на шее принцессы Леи из шестого эпизода 1983 года нам нравится не меньше.

TitrCollage

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

В этом году Гагарин впервые полетел в космос — и дискуссии о других галактиках, измерениях и мирах получили мощнейший толчок. В крымской бухте человек-амфибия в исполнении Владимира Коренева плавает в облегающем трико из пайеток, в некотором роде предвосхищая дресс-код лондонских клубов вроде Blitz. Комбинезон — пример советской смекалки.

Его сделали из женких колготок и разрезанной белой кинопленки, пришитой вручную. На суше Ихтиандр надевает брючный костюм пастельного цвета и шейные платки. Самый интригующий момент — появление актера Коренева в коротких шортах и топе из махровой ткани, напоминающей мягкое полотенце. Находчивые советские костюмеры утерли нос гениальным дизайнерам современности (и Джонатану Андерсону, и Миучче Праде). Похожий наряд можно найти в их последних коллекциях.

Кадр: Ленфильм

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Цитаты героев народной советской сайфай-комедии в России знают наизусть лучше, чем слова отечественного гимна. Изношенные предметы быта с планеты Плюк и лохмотья героев режиссер Георгий Данелия нашел на помойках в Средней Азии, где проходили съемки фильма. Это мягкая сатира на перестроечную Россию удивительным образом сегодня не утратила актуальности. Жители планеты прозябают в нищете и носят драные байковые майки и кальсоны.

Костюмеры «Кин-дза-дзы» использовали нижнее белье фирмы «Заря», обесцвеченное хлоркой. Аксессуары мастерили из деталей летных костюмов. Вспомните гульфик на голове Евгения Леонова и винтики с колокольчками в носу. Что-то специально рвали и пачкали. Словом, делали примерно то же самое, что теперь устраивает Канье Уэст в коллекциях Yeezy для Adidas Originals. Доподлино неизвестно, знает ли Канье о существовании «Кин-дза-дзы». Однако его вещи весьма похожи на костюмы плюканцев. Получается, Георгий Данелия натурально заглянул на 20 лет вперед, предугадав современную моду. Ку, Канье Уэст!

Кадр: Мосфильм

«Назад в будущее 2 / Back To The Future 2» (1989 г.)

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Прошлой осенью в наш мир прилетел Марти Макфлай, все бросились искать параллели с режисерскими предсказаниями — и нашли их. От релиза знаменитых самозашнуровывающихся кроссовок Nike Mag (первую пару подарили актеру Майклу Джею Фоксу, ограниченный тираж отдали на благотворительный аукцион) до умной одежды, которая быстро сохнет и заряжает гаджеты. Даже аналоги ховерборда успели к 2015 году изобрести. Бомбер с длинными, как трубы, рукавами напоминают куртки из коллекций главного модного дома середины 2010-х Vetements. Герои из банды хулиганов выглядят как современные хэлс-готы и киберпанки: бомберы, сетчатые топы, широкие брюки в иероглифах, бра-топы.

Кадр: Universal

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Самый современный из фантастических фильмов словно подсмотрел будущее на полках магазина Uniqlo. Режиссер Спайк Джонс — не последний человек и в индустрии моды. Он дружит с Opening Ceremony, пишет для них сценарии презентаций, а дизайнеры Opening Ceremony, в свою очередь, выпускают коллекции по мотивам его фильмов. Хоакин Феникс в фильме «Она» выглядит как обычный пассажир нью-йоркского метро: цветные рубашки и пиджаки, твидовые брюки, куртка с мехом на вороте, шапка-ушанка.

Кадр: Warner Bros.

Фотография: Афиша/Павел Самохвалов

Готовимся к новой медиа-атаке: действие фантастического нуара Ридли Скотта разворачивается в 2019 году, и через 4 года мы будем разбираться, случилось ли нашествие андроидов и охотников за головами, летающих автомобилей, генетических кукол и так далее. Внимания заслуживает стиль не только ключевых героев «Бегущего по лезвию», но и костюмы массовки на улицах неонового Лос-Анджелеса. Киборг-стриптизер носит сногшибателньое белье, прозрачный пластиковый плащ и лаковые ботфорты.

Довольно растиражированный образ в современных поп-клипах. Президент корпорации всегда в очках с причудливой оправой и в халате словно из коллекции Рика Оуэнса. Удивляет очередное совпадение с коллекцией Канье Уэста, наполовину состоящей из капроновых трико. Даже макияж, который Дэрил Ханна делает себе с помощью спрея, стал реальностью — похожим образом работают с моделями на неделях мод.

TitrCollage

Ссылка на основную публикацию