7 самых известных сказок и уроки, которым они нас учат - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

7 самых известных сказок и уроки, которым они нас учат

“Чему нас учат сказки”

Исследовательская работа ученика 1 класса на тему “ЧЕму нас учат сказки”.В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.

И учиться всему этому помогают нам не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
чему нас учат сказки118.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5» городского округа город Фролово.

Чему нас учат сказки детства.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории.

Глава 1 Общее знакомство со сказкой.

  1. Толкование слова «сказка»_________________________4
  2. Классификация сказок_____________________________5
  3. Что такое добро и зло?_____________________________5

Глава 2. Сказочные герои.

2.1. Положительные образы в народных сказках. Их поступки . _6

2.2. Отрицательные образы в сказках. Их поступки. _________7

Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»____________________________7

3.1. Русские народные сказки о животных. _________________9

Глава 4. Заключение________________________________________10

Список используемых источников______________________________11

«Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают.

Сказки – ложь, да в них намек.

Добрым молодцам урок.»

Сказки знакомы нам с раннего детства, их любят и дети, и взрослые. У каждого есть своя любимая сказка. Я помню первую рассказанную мне русскую народную сказку это сказка «Гуси – лебеди», помню, что мне было и интересно и страшно.

В этом году я пошел в школу и сам научился их читать, проникая в мир, где совершаются самые невероятные чудеса.

«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” – сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться, быть внимательным, и тогда можно найти в ней урок, знание.

В школе на уроках чтения мы тоже с удовольствием изучаем сказки, знакомимся со сказочными героями. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте.

И мне захотелось выяснить, зачем люди сочиняют сказки? Почему в народных сказках добро побеждает зло? Можно ли сказку назвать воспитательницей?

Выполняя данную работу, мне хотелось получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Тема моей работы: Чему нас учат сказки детства?

Мое предположение — я думаю, что люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям. Именно из сказок, прочитанных в детстве, мы узнаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», учимся различать добро и зло. Если ты будешь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к ручейку, к старичку и даже к Кощею Бессмертному, то добро твоё умножится и вернётся к тебе.

Вопросы на которые я искал ответы: Что такое сказка? Какие бывают сказки? Что представляют собой слова добро и зло? Какие поступки совершают сказочные герои? Чему они учат читателя?

Для поиска информации мне необходимо было: повторить, прочитать больше русских народных сказок. Обратиться за помощью к взрослым. Сходить в библиотеку. Найти полезную информацию в компьютере.

Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ.

1.1. Толкование слова «сказка»

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)

Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

В моей комнате, на книжной полке, на первом месте стоят самые любимые первые мои книги─ сказки. Чуть ли не с рождения многие сказки помню наизусть. Еще не умел читать, а уже водил пальцем по строчкам, по картинкам и рассказывал:

─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба.

Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?

Сказки пришли к нам из глубокой древности, создал их сам народ.

Что такое сказка?

Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) – это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.

В сказках светлому миру положительных героев и их помощников противостоят враждебные им тёмные силы сказочного царства. Именно эти образы являются представлением у детей о добре и зле.

В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.

Сказки бывают разные. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Животные здесь наделены человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью.

Е сть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. В таких сказках высмеиваются глупость, лень, жадность.

Волшебные сказки, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Именно в волшебной сказке герои добрые, борются со злом, ищут правду, справедливость.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО?

Русские народные сказки – веселые и грустные, страшные и смешные.

С ними связаны наши представления о добре и зле.

Что такое добро?

Добро – забота, нежность, внимание, радость, верность, дружба, любовь, свет.

Зло – предательство, зависть, месть, ложь, жадность, грубость.

Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Папа Карло, доктор Айболит, девочка Герда, Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, кот Леопольд и другие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

Глава 2. Сказочные герои.

2.1. Положительные образы в народных сказках. Их поступки.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло?

Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных.

Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.

Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью.

Иван – царевич – один из самых известных героев русских народных сказок.

Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Этот сказочный герой всегда изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым, потому ему и приходят на помощь силы природы, чтобы помочь справиться с трудностями. Всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

В сказке «Царевна – лягушка», добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания. Я считаю, что Иван – царевич смело боролся со злом, показал себя достойным представителем «добрых сил».

Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

Всем нам известны героини: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.

2.2. Отрицательные образы в сказках. Их поступки.

Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.

Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные. Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле. Сказочники не жалели красок, чтобы показать борьбу между добром и злом. Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.

Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»

Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.

Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими, поступки. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: “Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно”.

В своей работе я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них:

«Чему нас учит эта сказка?»

Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, о том, что нужно приходить всегда на помощь, выручать.

Сказка «Колобок» . Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило.

Из этой сказки можно сделать вывод, что нельзя уходить из дома без спроса, доверять посторонним людям.

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.

Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

3.1. Русские народные сказки о животных.

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера.

Например, Лиса — плутовка и обманщица.

Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам.

Но Лиса часто наказывается за свои проделки.

Волк олицетворяет жадность и злобу.

Медведь в сказках представляет собой силу, неповоротливость. Он может быть или свирепым, или добрым. Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) — трусоваты, но добры. Они готовы помочь, это хорошие друзья.

7 самых известных сказок и уроки, которым они нас учат

Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое — плохо. Классические детские сказки зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций, их можно приобрести в любом книжном магазине.

Неудивительно, что и взрослым нравятся сказки, и они с удовольствием проводят время за книгой, с головой окунаясь в мир сказочных историй. Ниже представлены наиболее популярные классические сказки, которые каждый из нас, наверняка, читал в детстве:

1. «Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» – это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.

Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.

2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.

3. «Дюймовочка»

Сказка «Дюймовочка» (дат. Tommelise), написанная Гансом Кристианом Андерсоном, впервые была опубликована 16 декабря 1835 года К.А. Рейтзелем в Копенгагене, Дания. Вместе со сказками «Скверный мальчишка» и «Спутник», «Дюймовочка» вошла в состав второго сборника под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своей сказке автор рассказывает о приключениях крошечной девочки Дюймовочки, о ее знакомстве с семейством жаб, майским жуком и о замужестве с кротом. Дюймовочка проходит очень много испытаний и в конце сказки выходит замуж за короля эльфов цветов, который был таким же маленьким, как и сама Дюймовочка.

Эта сказка одна из самых известных в мире. Детям нравится читать о приключениях маленькой девочки, о ее не легком путешествии. Своей сказкой автор хотел донести до нас, что самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия.

4. «Эльфы и башмачник»

Будьте всегда доброжелательны и любезны! Не забывайте говорить: «Спасибо» и действительно будьте благодарны. Это основные советы, которые дает нам сказка братьев Гримм «Эльфы и башмачник».

Сказочные эльфы помогали башмачнику делать очень красивые туфли, которые безумно полюбились многим зажиточным людям. В конечном итоге, Башмачник сильно разбогател, продавая чудесные пары туфель горожанам, но он не зазнался и всегда говорил слова благодарности и очень уважительно относился к маленьким существам, которые когда-то помогли ему воплотить в жизнь свои заветные мечты. Никогда не забывайте говорить «Спасибо» окружающим вас людям, и вы будете вознаграждены за свое уважительное отношение в сотни раз больше, чем вы ожидали.

5. «Гензель и Гретель»

Это сказка об юных Гензель и Гретель, брате и сестре, об их храбрости и о том, как они побороли чары старой ведьмы – людоедки. Но урок, который несет эта сказка, относится, скорее всего, к взрослым, а именно к отцам. Мораль такова: мужчина, если он женится во второй раз, должен очень ответственно отнестись к выбору второй жены, особенно, если у него есть дети от первого брака; будущая жена не должна хотеть избавиться от детей.

6.« Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» – очень известная европейская сказка, в которой речь идет о коте с необычными способностями и острым умом. Кот, с помощью хитрости и благодаря своей деловой хватке, помогает своему бедному и безродному хозяину получить то, что он хотел: власть, богатство и руку принцессы. Сказка была написана в конце семнадцатого века французским автором сказок для детей Шарлем Перро – бывший государственный служащий на пенсии, а также член французской Академии.

Другая версия сказки под названием «Кальюзо», была опубликована в 1634 году Джовани Баттиста Базиле. Эта версия сказки, в печатном виде и с иллюстрациями, появилась за два года до того, как в 1967 вышла в свет версия Перро, включенная в состав сборника из восьми сказок под названием «Histoires ou contes du temps passé». Версия Шарля Перро была опубликована Барбином. Сборник сказок имел большой успех, а сама сказка про кота в сапогах остается одной из самых любимых в мире и по сей день.

Все возможно получить с помощью обаяния и капельки хитрости – это основная мысль, которую хотел донести до читателя автор. В сказке говорится о коте, который достался в наследство от отца одному бедному юноше. Благодаря интеллекту, сноровке и изобретательности, кот помог своему хозяину зажить лучшей, богатой жизнью. Он нашел для юноши новую одежду, помог впечатлить короля, кот даже справился с великаном-людоедом, одурачив его и превратив в мышь.

7. «Новое платье короля»

«Новое платье короля» (дат. Keiserens nye Klæder) – коротенькая сказка датского писателя Ганса Кристиана Андерсена о двух ткачах, которые пообещали Королю пошить для него такое платье, которое будет невидимо для людей, несоответствующих Королю по рангу – люди глупые, некомпетентные, бедные. Когда же Король прошелся в своем новом наряде среди обычных людей, один маленький мальчик заявил: «Король же голый!». Сказка была переведена на сотни языков мира.
Когда вам нужен совет или мнение по поводу чего-либо, спросите ребенка. Ребенок ответит вам честно, без утайки скажет правду. На самом деле, на Короле не было никакого нового платья, но народ на улице предпочел притворно восхищаться новым нарядом, каждый боялся показаться глупцом. Один лишь маленький ребенок искренне сказал правду.

Все мы родом из детства и прекрасно понимаем, что сказки нужны детям для лучшего мировосприятия и развития. Польза сказок просто бесценна, так как ребенок погружается в мир волшебства и чудес, вместе с любимыми персонажами переживает каждую ситуацию, каждое приключение, именно это позволяет развить воображение и память.

Сказки, рекомендуемые для прочтения: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Маршак «Двенадцать месяцев», братья Гримм «Рапунцель», Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави»

13 фактов, которые перевернут представление о сказках вашего детства

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В детстве мы даже не задумываемся, какой глубокий смысл скрывается в самых обычных сказках, и просто следим за приключениями их героев. Вместе с Аладдином мы отправляемся за волшебной лампой, вслед за Алисой отважно прыгаем в кроличью нору, танцуем на балу с Золушкой и вместе с Белль влюбляемся в обаятельное Чудовище. Но чем старше мы становимся, тем больше нового открываем для себя в историях, каждая из которых уже, казалось бы, прочитана вдоль и поперек.

Мы в AdMe.ru в очередной раз убеждаемся: с возрастом интерес к сказкам только возрастает, особенно когда есть возможность сравнить их с экранизациями или увидеть привычных персонажей с другой стороны.

13. История про Бэмби изначально не была детской сказкой

Австрийский писатель Феликс Зальтен создавал свой роман «Бэмби. Биография из леса» (Bambi. Eine Lebensgeschichte aus dem Walde) в расчете на взрослых читателей. Это издание, увидевшее свет в 1923 году, называют одним из первых романов об экологии.

Автор, который сам в прошлом был заядлым охотником, пытался привлечь внимание к необходимости защищать окружающую среду. Чтобы достучаться до сердец читателей, Зальтен включил в роман немало мрачных и эмоционально тяжелых сцен. Даже обычная гроза в лесу сопровождается «яростным грохотом сломленного ствола и горестным всхлипом, вырвавшимся из всех ран разбитого, умирающего тела дерева».

Каждый вечер олени обсуждают загадочного Его: «Как ужасен этот облик — никто не смеет взглянуть Ему в лицо. Его запах имеет тысячи оттенков, и все же его узнаешь мгновенно по тому ужасу, который он несет в себе». Несложно догадаться, что речь идет именно о человеке.

В добрую детскую сказку «Бэмби» превратили на студии Уолта Диснея. Мультипликаторы даже специально добавили двух милых персонажей — зайца Топотуна (Тампера) и скунса Цветочка.

12. Бременские музыканты собрались вместе от безысходности

После красочных экранизаций мы привыкли представлять героев этой сказки веселыми и жизнерадостными животными, которые отправляются в город Бремен, чтобы стать настоящими музыкантами.

Но на самом деле они сколотили свой бродячий ансамбль не от хорошей жизни. В сказке братьев Гримм кот, пес и осел были в преклонном возрасте, и владельцы хотели от них избавиться. А петуха и вовсе хотели пустить на суп. Все эти животные сбежали от своих хозяев и встретились друг с другом по чистой случайности.

Конечной точкой своего пути они выбрали Бремен, который тогда считался в Германии чуть ли не мегаполисом. Провинциальные музыканты верили, что в большом городе их ждет новая жизнь.

Помимо этого, в оригинале сказки нет даже намека на любовную линию: трубадур, принцесса и король со своей свитой появились благодаря фантазии мультипликаторов.

11. У сказки «Гадкий утенок» оказалась неожиданная мораль

Мы привыкли говорить, что это сказка о внешней и внутренней красоте, призванная пробудить в читателях милосердие и сострадание. Но Ханс Кристиан Андерсен объяснял смысл своего «Гадкого утенка» совершенно иначе. Он сравнивал птенца лебедя с настоящим аристократом, который случайно оказался среди простолюдинов.

Главного героя этой сказки писатель списал с самого себя: он искренне считал своим отцом короля Кристиана VIII. А обижавшие юного Андерсена «утки и куры» получили именно то, что им полагалось по происхождению: навсегда погрязли в быте и не совершили ничего достойного упоминания. Сказочник считал, что люди, которые окружали его в детстве и отрочестве, не могли стать великими, ведь они не были рождены от знатных родителей.

10. Кот в сапогах вряд ли был рыжим

Сомневаетесь? Тогда перечитайте сказку: в ней нигде не указывается его окрас. Рыжий цвет — фантазия иллюстраторов и мультипликаторов, которые хотели получить яркого персонажа на киноэкранах и обложках книг.

Да и особой порядочностью Кот явно не отличался. Сперва он потребовал от сельских жителей сказать королю, что земля, на которой они работают, принадлежит лжемаркизу Карабасу. Затем обманом отобрал замок у людоеда и вынудил короля отдать дочь за поддельного аристократа. Впрочем, во времена создания сказки подобное поведение никого не смущало — это называли настоящей деловой хваткой.

9. В каждой стране есть свой Пряничный человечек (он же Джонни-пончик, он же Колобок)

История про шустрый хлеб знакома практически всем детям мира. Немецкие мамы и бабушки рассказывали малышам сказку «Сбежавший пирог», а в Шотландии от хозяев укатывалась овсяная лепешечка.

Ученые насчитывают почти 40 вариантов этой сказки. В каждом из них участвуют и люди, и животные, а свою погибель главный герой находит в желудке у лисы (реже у свиньи). За право быть первоисточником спорят 3 персонажа — американский Пряничный человечек, английский Джонни-пончик (или Джонни-пряник) и русский Колобок.

8. В сказках братьев Гримм женщины ведут себя хуже мужчин

На 200 сказок братьев Гримм насчитывается 16 плохих матерей (мачех) и всего 3 отца (отчима) с такими чертами характера. Злобных ведьм там 23, а колдунов — только 2. Героини сказок нередко предают своих возлюбленных, в то время как мужчины так практически не поступают.

Конечно, подобные нападки на женщин следует приписывать не самим братьям Гримм, которые только собирали народные сказки. Просто в то время общество еще было патриархальным и любая сильная и активная женщина автоматически считалась источником зла.

Еще одна версия связана с особенностями семейного уклада. Пожилые овдовевшие мужчины часто женились вновь, выбирая в качестве спутниц жизни довольно молодых женщин. Разница в возрасте между мачехами и родными дочерями могла быть до смешного маленькой. Это приводило к ревности и соперничеству — «кто на свете всех милее».

И еще один маленький нюанс: какие бы козни ни строили злые героини, их всегда побеждает мужской персонаж. Один принц находит Золушку, другой пробуждает от сна Спящую красавицу, третий расколдовывает Белоснежку. Это тоже отголоски патриархального уклада.

7. Одна из самых честных экранизаций «Русалочки» — японская

В последних строках сказки Русалочка становится дочерью воздуха в надежде обрести бессмертную душу. Но конец первого издания сказки был трагическим: главная героиня просто погибала и становилась морской пеной.

Сценаристы и аниматоры студии Уолта Диснея решили исправить грустный финал и завершили экранизацию сказки свадьбой Эрика и Ариэль. Но если вы хотите увидеть оригинальную трактовку «Русалочки», посмотрите «Принцессу подводного царства» — полнометражный аниме-фильм японского режиссера Томохару Кацуматы, снятый в 1975 году.

6. Чеширский Кот назван в честь сыра

Этого персонажа книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» можно назвать земляком автора, уроженца графства Чешир (или Честершир). Там часто использовалось выражение grin like a Cheshire cat (улыбается как чеширский кот). По одной из версий, в этой местности готовили круглые сыры, похожие на голову веселого кота.

А свою способность исчезать герой сказки получил еще от одной здешней легенды — призрака Конглтонского кота. При жизни он обитал в Чеширском аббатстве, но однажды не вернулся после прогулки и стал являться людям только в виде привидения.

5. Аладдин был бедным китайским юношей

История про Аладдина входит в цикл знаменитых сказок Шахерезады. В первом европейском переводе «Тысячи и одной ночи», сделанном в начале XVIII века французом Антуаном Галланом, Аладдин живет «в одном из городов Китая». Эта же версия сохраняется и в популярном английском переводе Ричарда Бертона 1885 года.

Действие начинает смещаться в Аравию и на Ближний Восток только в начале XX века. Все экранизации сказки только укрепляют нас в этом мнении. И еще одно отличие от фильмов студии Диснея в том, что Аладдин вовсе не сирота. Это был ленивый юноша, сын портного, который жил вместе с овдовевшей матерью. Его наивностью решил воспользоваться дервиш из Магриба для того, чтобы добыть волшебную лампу. Колдун представился дядей Аладдина и заманил его в таинственное подземелье у подножья горы.

4. Зверь оказался жестоким мужем, а Красавица — бесправной женой

История «Красавица и Чудовище» публикуется в приложении к сказкам Перро. Ее автором считается француженка Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнёв. Изначально сказка критиковала действующую систему брака, при которой женщины имели мало законных прав. Их выдавали замуж в возрасте 14–15 лет за мужчин вдвое или втрое старше, они не имели права влюбляться, распоряжаться своим имуществом и подавать на развод.

Многие писательницы XVII и XVIII веков продвигали идеи цивилизованных отношений между супругами. «Красавица и Чудовище» де Вильнёв стала настоящим манифестом в защиту женщин. Эта сказка занимала более 100 страниц и была предназначена для взрослых читателей.

Зверь изначально был вовсе не заколдованным принцем с нежной душой, а свирепым и грубым существом — прообразом жестокого мужа. Но все же он нашел в себе силы измениться, чтобы заслужить любовь Красавицы.

3. У имени Рапунцель «огородные» корни

Как бы ни возмущалась по этому поводу прекрасная героиня, но ее имя переводится как «огородный колокольчик» (в другой версии — «полевой салат»). В Европе колокольчик рапунцель издавна выращивали как съедобное растение. Его корни по вкусу были похожи на редиску, а молодые листья — на салат.

Согласно оригинальной версии сказки, жена плотника, будучи беременной, увидела, что у соседки-колдуньи растет рапунцель, и захотела его съесть. Муж украл вкусные листья, но ведьма поймала его и отпустила только в обмен на обещание отдать ей первенца. Когда у жены родилась девочка, колдунья забрала ее к себе и назвала Рапунцель.

2. Одна из первых Золушек жила в Древнем Египте

Самый старый из известных сюжетов о сироте, потерявшей туфельку и вышедшей замуж за правителя, — это история о девушке из Египта.

Античный ученый Страбон в своем труде «География», написанном примерно между 7 годом до н. э. и 24 годом н. э. упоминает о некой Родопис («Розоволикой»). Когда она купалась, орел похитил одну из ее сандалий, принес в Мемфис и бросил на колени фараону.

Правитель пришел в восторг от прекрасной формы сандалии и решил, что само небо посылает ему суженую. Он послал слуг на поиски девушки, которая носила эту обувь. Родопис обнаружили в городе Навкратисе и привезли в Мемфис. История завершилась свадьбой, после которой египетская Золушка и ее супруг жили долго и счастливо.

Эту же легенду пересказывает римский автор Клавдий Элиан, живший в II–III веках н. э. Он даже указывает вероятное имя фараона — Псамметих.

1. И наконец главная интрига: Шалтай-Болтай был не яйцом

В детстве мы все автоматически повторяли стишок про Шалтая-Болтая. И даже не задумывались, что делало человекоподобное яйцо на стене и зачем королевской коннице нужно было собирать его после падения. Все эти странности мы списывали на фантазию Льюиса Кэрролла — автора «Алисы в Зазеркалье».

Историки полагают, что настоящий Шалтай-Болтай (Humpty-Dumpty) был большим крепостным орудием. Эта пушка стояла на крепостной стене английского городка Колчестер во время гражданской войны в Англии. Летом 1648 года сторонники Кромвеля метким пушечным выстрелом повредили стену ниже Шалтая-Болтая и орудие упало. Защитники города попытались установить пушку в другом месте, но она была такой тяжелой, что ее не смогли поднять «вся королевская конница и вся королевская рать».

Не ожидали такого от любимых сказок? А может быть, вы знаете другие неожиданные факты о популярных произведениях?

100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

Виды сказок, списки самых известных и популярных сказок мира

Сказкой обычно называют произведение эпического, волшебного, героического или бытового характера с нескрываемо вымышленным сюжетом и отсутствием претензий на историчность повествования.
Традиционно сказки делятся на фольклорные (народные) и литературные (авторские).
Сказка фольклорная (народная) —вид письменного и устного народного творчества включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел
Сказка литературная (авторская)—ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

Литературные сказки

Родоначальником авторской сказки можно считать французского поэта и критика Шарля Перро (Perrault, 1628–1703).
Влияние на традицию авторской сказки оказал итальянский драматург Карло Гоцци (1720–1806), в пьесах которого сочетались и мотивы, заимствованные из итальянского фольклора, и мотивы восточных сказок.
Одним из лучших мастеров немецкой авторской сказки был прозаик Вильгельм Гауф (Hauff, 1802–1827).
Якоб (1785 —1863) и Вильгельм Гримм (1786 —1859)- одни из самых известных и читаемых сказочников нашей планеты. Они собрали и записали около двухсот десяти сказок и легенд, которые читает и перечитывает уже не одно поколение.
Аудитории вне зависимости от возраста адресованы сказки датского прозаика Ханса Кристиана Андерсена (Andersen, 1805–1875).
Редьярд Киплинг (Kipling, 1865–1936) использовал в своей прозе знание не только родного фольклора, но и мировой мифологии.
Шведская писательница Сельма Лагерлеф (1858–1940) создала классическую детскую книгу Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции (1906–1907).
Другая шведская писательница, Астрид Линдгрен (Lindgren, 1907–2003) создала знаменитые книги Пеппи Длинный чулок (1945–1946) или Малыш и Карлсон, который живет на крыше (1955–1968) после Второй мировой войны.
Итальянский прозаик Джанни Родари (1920–1980) связан одновременно и с традицией народной сказки, и с традицией литературной, что отразилось в сказочных повестях Приключения Чиполлино (1951) и Путешествие Голубой Стрелы (1952), а также в книге Сказки по телефону (1962).

100 лучших литературных сказок мира

1Ханс Кристиан Андерсен. Гадкий утенок
2Ганс Кристиан Андерсен. Русалочка
3Ганс Кристиан Андерсен. Принцесса на горошине
4Ганс Кристиан Андерсен. Стойкий оловянный солдатик
5Ганс Кристиан Андерсен. Дюймовочка
6Ганс Кристиан Андерсен. Снежная королева
7Шарль Перро. Золушка
8Шарль Перро. Красная шапочка
9Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик
10Шарль Перро. Спящая красавица
11Шарль Перро — Кот в сапогах
12Шарль Перро – Красавица и чудовище
13Братья Гримм. Белоснежка
14Братья Гримм. Бременские музыканты
15Братья Гримм. Рапунцель
16Братья Гримм. Волк и семеро маленьких козлят
17Неизвестный автор — Тысяча и одна ночь
18Эрнст Теодор Амадей Гофман — Золотой горшок
19Вильгельм Гауф. Маленький Мук
20Вильгельм Гауф. Карлик Нос
21Вильгельм Гауф. Холодное сердце
22Карло Коллоди. Приключения Пиноккио
23Джанни Родари — Приключения Чиполлино
24Сельма Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
25Антуан де Сент-Экзюпери — Маленький принц
26Льюис Кэрролл — Алиса в стране чудес
27Льюис Кэрролл — Алиса в Зазеркалье
28Астрид Линдгрен — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше
29Астрид Линдгрен — Пеппи Длинный чулок
30Астрид Линдгрен — Рони дочь разбойника
31Алан Александр Милн — Винни-Пух
32Лаймен Фрэнк Баум — Удивительный волшебник из страны Оз
33Туве Янссон — Сказки про Муми-тролля
34Клайв Льюис — Хроники Нарнии
35Редьярд Киплинг — Книга джунглей
36Памела Трэверс — Мэри Поппинс
37Джеймс Барри — Питер Пэн и Венди
38Лаймен Фрэнк Баум — Удивительный волшебник из страны Оз
39Джон Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
40Джон Толкиен — Властелин колец
41Джоан Роулинг — Серия книг о Гарри Поттере
42Морис Метерлинк — Синяя Птица
43Роальд Даль — Чарли и шоколадная фабрика
44Джеймс Крюс — Тим Талер, или Проданный смех
45Урсула Ле Гуин — Волшебник Земноморья
46Рудольф Эрих Распэ — Приключения барона Мюнхгаузена
47Роальд Даль — Чарли и шоколадная фабрика
48Вильгельм Гауф — Холодное сердце
49Джанни Родари — Джельсомино в Стране лжецов
50Карло Гоцци — Турандот
51Карло Гоцци — Любовь к трём апельсинам
52Карло Гоцци — Король-олень
53Оскар Уайльд — Мальчик-звезда
54Грейс Макклин — Самая прекрасная земля на свете
55Михаэль Энде — Момо
56Фрэнсис Элиза Бёрнетт — Таинственный сад
57Ян Бжехва — Академия пана Кляксы
58Джозеф Дилейни — Серия книг “Ученик ведьмака”
59Майкл Бонд — Медвежонок Паддингтон
60Морис Дрюон — Тисту-мальчик с зелеными пальцами
61Крессида Коуэлл — Как приручить дракона
62Жоржи Амаду — Полосатый кот и ласточка Синья
63Алан Гарнер — Совы на тарелках
64Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
65Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
66Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
67Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
68Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
69Александр Островский — Снегурочка
70Сергей аксаков. Аленький цветочек
71Петр Ершов — Конёк-Горбунок
72Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
73Корней Чуковский — Доктор Айболит
74Корней Чуковский — Мойдодыр
75Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
76Николай Носов — Незнайка на Луне
77Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
78Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
79Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
80Ян Ларри — Необыкновенные приключения Карика и Вали
81Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
82Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
83Павел Бажов — Уральские сказы
84Валентин Катаев — Цветик-семицветик
85Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
86Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
87Александр Волков — Жёлтый Туман
88Александр Волков — Огненный бог Марранов
89Александр Волков — Семь подземных королей
90Всеволод Гаршин. Лягушка-путешественница
91Владимир Одоевский. Городок в табакерке
92Юрий Олеша — Три толстяка
93Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
94Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
95Константин Паустовский — Сказки
96Виталий Бианки — Рассказы и сказки
97Владимир Даль — Сказки
98Евгений Шварц — Дракон
99Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени
100Евгений Велтистов — Электроник – мальчик из чемодана

ЛАБИРИНТ. КНИГИ С ВЫСОКИМ РЕЙТИНГОМ

33 знаменитых сказки для детей и для взрослых

1. Джонатан Свифт — Путешествия Гулливера
2. Антуан де Сент-Экзюпери — Маленький принц
3. Льюис Кэрролл — Алиса в стране чудес
4. Льюис Кэрролл — Алиса в Зазеркалье
5. Александр Пушкин — Руслан и Людмила
6. Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
7. Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
8. Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
9. Николай Гоголь — Вий
10. Александр Грин — Алые паруса
11. Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
12. Леонид Филатов — Про Федота-стрельца, удалого молодца
13. Редьярд Киплинг — Книга джунглей
14. Джон Толкиен — Властелин колец
15. Джон Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
16. Морис Метерлинк — Синяя Птица
17. Оскар Уайльд — Кентервильское привидение
18. Александр Грин — Бегущая по волнам
19. Рудольф Эрих Распэ — Приключения барона Мюнхгаузена
20. Чарльз Диккенс — Рождественская песнь в прозе
21. Неизвестный автор — Тысяча и одна ночь
22. Евгений Шварц — Обыкновенное чудо
23. Евгений Шварц — Дракон
24. Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени
25. Шарль Перро — Сказки Матушки Гусыни
26. Роальд Даль — Чарли и шоколадная фабрика
27. Урсула Ле Гуин — Волшебник Земноморья
28. Виталий Бианки — Рассказы и сказки
29. Юрий Олеша — Три толстяка
30. Мариэтта Шагинян — Месс Менд, или Янки в Петрограде
31. Евгений Шварц — Голый король
32. Евгений Шварц — Тень
33. Степан Писахов — Морожены песни

Фольклорные (народные) сказки

Единой научной классификации фольклорных сказок до сих пор не существует, и исследователи по-разному выделяют жанры или группы сказок.
Фольклорист Э.В.Померанцева выделяет сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические 4) бытовые.
Фольклорист В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.

В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном на основе указателя Аарне представлены следующие жанры сказочного фольклора:
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
Волшебные сказки.
Легендарные сказки.
Новеллистические (бытовые) сказки.
Сказки об одураченном чёрте.
Анекдоты.
Небылицы.
Кумулятивные сказки.
Докучные сказки.

Фольклорные сказки ярко отражают традиции, старинные поверья, религия и другие национальные особенности.
Сюжеты народных сказок отличаются национальным оформлением деталей, но неизменно следуют законам добра и справедливости.

Русские народные сказки несут в себе идею победы добра над злом, поддерживают акцент на установление социального равенства и наличие «супер-героев» – выходцев из народа, наделенных волшебством и житейской мудростью.
Европейские сказки имеют особенный «вкус» древних мифов и легенд, они нередко сатирически высмеивают алчность, несправедливость и другие человеческие пороки.
В английских сказках персонажи часто имеют конкретную профессию: портной, фермер, продавец. Основная идея английских сказок: человек, который сделал себя сам.
Немецкие сказки делают акцент на семье, доме, труде, каждый занят своим делом, и получает соответственно то, что заслужил.
Французские сказки наполнены романтизмом и волшебством. Герои Итальянских сказок ищут славы, денег, власти.
Арабские сказки напротив, учат тому, что не стоит брать лишнего, и довольствоваться тем, что есть, ибо на все воля Аллаха.
Индийские и африканские сказки отображают обилие животных в тех краях и особое отношение народов, которые часто отождествляют качества людей с обликом животных.
Китайские и японские сказки всегда несут смысловую нагрузку и по содержанию и построению часто напоминают всем известные басни, в которых история сопровождается эпилогом в виде вывода.
А вот сказки Австралии наоборот – не несут назидательных интонаций. Мифы мункан оставляют за слушателем право самостоятельно делать выводы и не акцентируют внимание на распределении «плохих» и «хороших» ролей.

ЛАБИРИНТ. КНИГИ С ВЫСОКИМ РЕЙТИНГОМ

Почитать народные сказки

Сказки народов мира

Детская электронная библиотека «Пескарь»

Чему учат сказки для детей и какие сказки лучше читать ребенку?

Чему учат сказки для детей и какие сказки лучше читать ребенку?

Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушка с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причем касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополнится самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научится размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

Чему учат сказки?

Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

  • Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
  • Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
  • Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути. Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
  • Героем может стать любой. Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
  • Сила – это еще не все. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
  • Справиться в одиночку не всегда возможно. Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.

Какие сказки лучше читать?

Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.

После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.

Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.

Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.

Какие сказки читать летом? Узнай по ссылке летнее чтение.

Читайте также:  Как 4 человека смогли изменить мир
Ссылка на основную публикацию