7 историй о том, как сказки из детства могут разрушить взрослую жизнь - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

7 историй о том, как сказки из детства могут разрушить взрослую жизнь

Испытано на себе: как с помощью сказки можно изменить жизненный сценарий

В моей маленькой семье из четырех человек было три развода: родители, брат и я. “Ты явно в сценарии”, – часто слышала я от людей, увлекающихся психологией. “Ну круто. И что мне теперь с этим делать?” – спрашивала я.

Что такое сценарий, как он “пишется”, а главное – кем и зачем разыгрывается на сцене жизни, я пришла разбирать на психологический тренинг Елены Дубовик, чтобы под руководством специалиста заглянуть в лицо своим демонам.

Долгие годы я была убеждена в том, что то, как с нами обращались в детстве, не имеет такого сильного влияния на взрослую жизнь, как нас пытаются убедить психологи. В конце концов, мы выросли, отрастили когти и зубы, научились давать сдачи, а в крайнем случае – спасаться от боли бегством, шорами на глазах и словами “это ты во всем виноват”. Детство прошло и забылось, поэтому поверить в то, что слова мамы или папы, сказанные тебе в порыве злости в твои три года, смогли как-то повлиять на то, кто ты сейчас, мягко говоря, сложно.

Однако давайте попробуем разобраться

“Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К 4 годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет. К 7 годам ваша повесть была в основном завершена. С 7 до 12 вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты. Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи, основной сюжет и побочные сюжетные линии. Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали ее писать. Возможно, до сего момента вы вообще не подозревали, что писали ее. Но даже не сознавая этого, вы, скорее всего, воспроизводите в своей жизни повесть, которую сочинили много лет назад. Она – ваш жизненный сценарий. ” Этими словами Елена Дубовик начала двухдневный тренинг-интенсив, в ходе которого мы должны были вернуться на много лет назад и “вспомнить все”, а точнее – то, что до сих пор тихо отравляло наше существование и заставляло наступать на те же грабли: слова, болезненные эмоции и глубоко укоренившиеся страхи.

Сценарий – это план жизни

Своеобразная пьеса с ясно обозначенными началом, серединой и концом. Последний предопределяет то, как сюжет будет развиваться. Если выбранный вами-ребенком финал печален, то, будучи взрослым, вы будете бессознательно выбирать те формы поведения, которые приблизят вас к драматической развязке. Грубо говоря, если в детстве вы, вняв материнскому “какая же ты бестолочь”, решили, что ничего путного из вас точно не вырастет, то и к тридцати годам жизнь ваша будет идти по сценарию “черт-те что и с боку бантик” – ни семьи, ни детей, ни карьеры, ни мужа.

На формирование сценария активно влияют внешние факторы вроде родителей или окружающей среды (воспитание в детдоме, или бабушкой, или улицей). Но даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети способны принять противоположные решения насчет того, какой будет их жизнь. Хрестоматийный пример: случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они “кончат в психушке”. В итоге один стал стационарным пациентом психиатрической лечебницы, другой – психиатром.

При этом ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, а исходя из чувств (“мне плохо”, “меня бросили”, “я никому не нужен”) и опираясь на родительские послания (“зачем ты только родился” или “ты молодец, я горжусь тобой”). Послания могут быть как вербальными, так и бессловесными (думаю, все помнят выражение лица папы, когда он кипел внутри, но пытался сдержаться, или как театрально вздыхала мама, и казалось, что лучше бы наорали, чем так).

По словам Елены, сценарий не сознается: воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь в снах и фантазиях. И если внимательно не покопаться в себе и не осознать, откуда ноги растут у всех неудач во взрослой жизни, можно так никогда и не начать жить по-другому – лучше, успешнее, счастливее, чем сейчас.

Скажи мне, на каких сказках ты вырос, и я скажу тебе, кто ты

Помимо огромного количества упражнений, направленных на определение плодотворности жизненной позиции и усвоенных родительских предписаний и запретов, было одно упражнение, последствие которого я ощущаю до сих пор. Мы работали с любимой сказкой – анализировали ее, разыгрывали в ролях при помощи фигурок и в конце “переписывали” таким образом, чтобы “никто никого не съел и все остались довольны”.

Так, у каждого из нас в детстве была сказка, которую мы просили читать нам снова и снова, красочно представляя себе каждого героя и переживая за них отзывчивым детским сердцем как за родных. Причем нашей любимой сказкой становилась та, которая уже была похожа на наш сценарий, поэтому она так и западала в душу. Более того – в развитии ее сюжета мы интуитивно искали какой-то план, который подскажет, что же делать.

Будучи ребенком, мы не воспринимали Золушку или Лисицу-Хитрицу как несуществующих персонажей: в нашем воображении они были такими же реальными, как соседка тетя Люся. Поэтому и влияние оказывали такое же: тем, как себя вели в той или иной ситуации (обманывали, хитрили или были смелыми и сильными), как взаимодействовали с окружающими (родителями, детьми, супругами), добивались всего сами или при помощи волшебного зелья или потусторонних сил. Все это записывалось на подкорку детского мозга, чтобы потом причудливо вплестись в канву формирующегося сценария в виде значимых образов (например, чтобы в жизни всегда был добрый молодец, который придет и спасет) или мотивов (всеми понукаемая падчерица, необходимость заботиться об ораве голодных гномов, ощущение горошины в любом деле и даже через десяток перин).

Для меня такой “сказкой детства” стали “Дикие лебеди” Андерсена. Напомню кратко сюжет: у девочки есть 11 нежно любимых братьев, которые из-за проклятья превращаются в лебедей. Разрушить чары способны только рубашки из крапивы, которые должна связать девочка. Причем от первой петли и до волшебного превращения лебедей обратно в мальчиков она не должна вымолвить ни слова, иначе братья погибнут. Ни тогда, когда она мнет своими нежными пальчиками крапивные стебли, чтобы получить пряжу, ни тогда, когда из-за ее молчания в ней заподозрили ведьму и приговорили к сожжению на костре. И даже прекрасный принц, который в нее влюбился, был не в силах помешать исполнению наказания.

Я не знаю, почему эта сказка когда-то так глубоко запала мне в душу, но эхо ее сюжета можно хорошо проследить в моей жизни. По словам Елены, и отец, и братья из сказки символизируют мужчин рода девочки – один женился на мачехе и никак не берег детей от ее пакостей, другие в ходе событий превратились в лебедей, которые, хоть и любили сестру, но сами отчаянно нуждались в помощи, то есть защитить ее от зла внешнего мира не могли. Вот ей и пришлось взять на себя роль спасительницы и стать сильной. Более того, принять это бремя молча. Проанализировав свою жизнь и отношения с мужчинами, я нашла в ней эхо этой сказки. “Я-сама” стало моим личным проклятьем. У меня никогда не было близких отношений ни с отцом, который ушел из дома в мои десять, ни с братом. Каждый из нас привык быть сам по себе, словно в параллельных реальностях. Мы никогда особо не разговаривали: мужчины моего рода этакие суровые сибирские мужики, которые не плачут, не танцуют и любую боль переживают наедине с собой. Первый по-настоящему любимый мужчина через пять лет стал мужем – человеком хорошим, но безответственным, замужем за которым я меньше всего чувствовала себя как за каменной стеной – скорее, как за фасадом ДСП, который мне собственным плечом приходится подпирать, чтобы не рухнул. В общем, в очередной раз поймав себя на мысли, что мужик в нашем доме я, я сдалась и подала на развод. Потому что слова закончились, а проблемы – нет, тянуть все на себе и конопатить все новые дыры в семейной лодке больше не осталось сил. В конце концов, каждый сам волен портить себе жизнь, “я сваливаю”.

Мужчины (родные, любимые, просто друзья) моей жизни были “лебедями”, нуждающимися в спасительных рубашках из крапивы – одного утешить, второго подбодрить, с третьим просто помолчать, а главное – никому не дать о себе позаботиться, потому что “я сама”, и со многим объективно справляюсь лучше, чем они. При этом сказать кому-то “помоги мне” я почему-то не считала нормальным и правильным. Кому и зачем я дала этот “обет молчания” – непонятно.

С другой стороны, время, которое девочка провела в пещере за вязанием – в полной тишине и одиночестве – оно ведь не было потрачено напрасно. Это было время, чтобы понять, кто она без своей семьи и братьев; осознать, как сильно она любит последних, даже таких, “заколдованных” (несовершенных, неполноценных); найти цель, ради которой стоит обжигаться – снова и снова. И здесь это уже не только “спасти братьев”, но что-то другое – глубоко личное и наконец-то для нее одной, не для кого-то.

Можно говорить, что, впав в анализ, можно дойти до маразма, притягивая за уши и находя параллели там, где на самом деле все проще: рок, судьба, фатум, родовое проклятье, гены. Но каждый верит в то, что помогает ему жить. И если детская сказка позволяет абстрагироваться и свежим взглядом посмотреть на то, как связано прошлое и настоящее, лучше верить сказке, чем сидеть у очередного разбитого корыта и вопрошать “за что”. Прототипы персонажей любимой сказки вдруг легко отыскиваются в жизни – и ведьмы, и коньки-горбунки, и злые сестрицы. Согласно теории сказок, все они – какие-то части тебя, зеркально отражающие то неприглядное болото из боли и страхов внутри тебя, которое тихо колышется и зарастает ряской. Поэтому, переписывая сказку, чтобы таким образом изменить жизненный сценарий, у всех героев должны быть выигрышные цели и никого нельзя убивать. Например, подумать, почему волк сожрал бабушку и как повернуть сюжет таким образом, чтобы охотникам не пришлось его вспарывать.

Вообще, если копнуть глубже, оказывается, что в сказках, которые нам читали в детстве, на самом деле очень много одиноких женских фигур, которые живут без мужчин и делают много глупостей, например, посылают детей одних в лес относить пирожки другой одинокой женщине. Да и мужчины все сплошь и рядом какие-то подкаблучники, слова поперек сварливой жене не скажут, как велит – так и сделают.

Конечно, одной работы со сказкой мало, чтобы понять, как и кем был сформирован твой сценарий. Обычно нужно еще провести глубокий анализ предписаний и запретов, усвоенных от родителей: что они обычно запрещали, что говорили при этом? Нельзя приводить в дом друзей, потому что “еще украдут чего или сломают”. Нельзя гулять за домом, а только во дворе, чтобы мама “видела из окна”. Нельзя играть с какими-то дорогими вещами, ведь обязательно “разобьешь или испортишь”. Возможно, именно поэтому ты до сих пор паникуешь, если кто-то предлагает устроить вечеринку “у тебя”, потому как “в дом не водить”; боишься куда-то уехать далеко или надолго, неосознанно реализуя таким образом предписание мамы “быть на виду”; не покупаешь себе дорогие вещи, вообще на них смотришь, всегда выбирая что-то только из низкой или средней ценовой категории, потому как просто не веришь, что их достойна. Да пусть они хоть дважды разобьются или сломаются, черт с ними – это же всего лишь вещи…

Два дня тренинга взбаламутили мое душевное болото, устроив в нем соревнования по гребле. Наружу вылезло много недовольных кикимор и водяных, горланящих непристойные песни и угрожающих “позвонить кому надо, чтобы разобрались”. Но сегодня, спустя две недели, я действительно ощущаю изменения. Точки над “и” до конца не расставлены, но процесс пошел. С каждым днем все легче просить о помощи и принимать ее, отпускать от себя и расслабляться, не пытаясь все решить самой. Еще внутри меня проснулась какая-то странная тихая нежность к отцу, брату и даже, прости Господи, бывшему мужу. Я “вяжу им спасительные рубашки” из крапивы, и в часы этой медитативной кропотливой работы начинаю лучше понимать, чего же я в конце концов хочу от мужчин своей жизни. Возможно, однажды меня осенит, что они, эти рубашки, им вообще не нужны – им нравится быть лебедями, и я должна буду просто оставить их в покое, отпустив от себя. В конце концов, девочка в сказке встретила своего принца, и он влюбился в нее даже в такую – молчунью.

Мне хочется, чтобы каждому из нас для того, чтобы строить счастливые отношения, не приходилось идти на жертвы, замолкать на долгие годы и проходить испытания. Или наступать на одни и те же сценарные грабли. И поэтому оно того стоит – однажды найти время разобраться в себе, в своем прошлом, в словах и поступках других людей, которые ты сам того не ведая повторяешь в собственной жизни. С психологом, в группе или самостоятельно. Потому что что-то действительно меняется, причем на таком глубоком уровне, что кажется почти сказкой. Любимой сказкой твоего детства, и обязательно со счастливым концом.

Автор искренне благодарит Центр успешных отношений и лично Елену Дубовик за такт, терпение и мудрое руководство в непростом деле познания себя и поиска истины.

7 историй о том, как сказки из детства могут разрушить взрослую жизнь

1. «Золушка»

Ну какая девочка не любит эту сказку о том, как однажды на прекрасном балу простая девушка встретит принца, вскоре они поженятся и будут жить счастливо до конца своих дней? Стоит отметить, что сюжет сказки «Золушка» активно используется сегодня при написании сценариев для многочисленных мелодрам, которые заполонили просторы телевиденья. И ведь не зря – подсознательно многие из нас по-прежнему верят в то, что такая сказка может воплотиться в жизнь.

А теперь включим критическое мышление. Неужели мы хотим полагаться на случай? Или, может быть, ради этого случая мы готовы терпеть эксплуатацию и унижения (в сказке их исполнителями были злая мачеха и сводные сёстры)? И главное, обратите внимание, что бал – это ещё не решающее событие. На балу, как мы помним, было множество молодых достойных девушек, которые были собраны со всей округи, однако все они остались ни с чем, и только Золушка заполучила принца. Неутешительная, скажу я вам, статистика. Особого внимания заслуживает и образ отца: как мы знаем, с точки зрения психоанализа, невозможно, чтобы дочь, которая видит бесхарактерного отца, нашла дорогу к «идеальному» принцу, максимум – дровосек из соседнего посёлка.

2. «Белоснежка и семь гномов»

Как и вышеупомянутая нами сказка, эта история не лишена страданий бедной девушки. Но самое интересное в этой сказке это всё же гномы. Вспомним, с какой охотой и даже конкуренцией гномы оказывают внимание Белоснежке. Белоснежка же мило называет их своими друзьями. Как бы не так. Гномы – мифический персонаж, этим самым девушка, несмотря на то, что общается с ними, всё же относит их в некий «другой круг». Принца в своей жизни она ждёт не одна, а именно с ними. Ничего не напоминает?

Именно! Привычку многих девушек держать на расстоянии вытянутой руки «друзей» мужского пола, хронически влюблённых только в них, «на всякий случай». Этот «всякий случай» произойдёт тогда, если возраст девушки уже не будет позволять ей надеяться на встречу с принцем.

3. «Красная Шапочка»

Ну, для начала, стоит отметить взаимоотношения Красной Шапочки и её мамы. Думаю, любому из нас, если вырваться из оков сказки, понятно, что это абсурд – заставлять маленькую девочку идти одной через лес. Но мама сказала, значит нужно делать. Типичные отношения уже довольно взрослых дочерей, которые по-прежнему во всём и всегда беспрекословно продолжают слушать своих мам.

Ещё одним интересным моментом является то, что, несмотря на табу, Красная Шапочка всё же заговорила с Волком в лесу, тем самым идя на эксперимент: а вдруг зло на самом деле не такое уж и зло? Ну и потом, уже в доме бабушки, девочка задаёт вопросы переодетому волку: про большие уши, большие глаза, большие руки и большой рот. Такое количество вопросов символизирует собой то, сколько раз девочка, понимая, что что-то явно не так, продолжала вестись на поводу у воплощения зла. Этот маленький Шерлок в красной шапке продолжал выяснять, в чём же дело, вместо того чтобы бежать. То же самое делает женщина, которая вдруг начинает чувствовать, что это не тот мужчина: не после первого же такого чувства она решает расстаться, а кругами и бесконечно окунаясь в собственную ошибку, она всё же наивно надеется хоть с какой-нибудь стороны разглядеть в нём «именно того» мужчину.

4. «Спящая красавица»

На самом деле сказка о том, что лень-матушка это не всегда плохо, а иногда наоборот – очень даже хорошо. Одна из тех многочисленных сказок, которые вверяют уже взрослых девушек в то, что вовсе не обязательно выходить из дому для того, чтобы встретить свою судьбу. Отсюда и множество девушек с абсолютно пассивным и наивным взглядом на то, как в их жизни может появиться принц. Примером в наши дни могут быть попытки девушек обрести своё счастье путём сайтов знакомств.

5. «Русалочка»

Русалочка – девушка, которая относится к подводному миру, тогда как принц, которого она полюбила – из мира земного. Здесь явно поднимается вопрос о том, а могут ли люди из разных классов быть вместе. Об этом уже написано немало романов и снято множество фильмов. Но, согласно сказке, любовь между представителями двух совершенно разных по своему устройству миров, возможна лишь в том случае, если девушка заплатит достойную цену за это. Так, Русалочка в обмен на ноги отдала свой прекрасный голос. Но ведь это вовсе не стоит расценивать как некую жертвенность по отношению к своей любви, а наоборот – как отсутствие понимания своей природы, своих преимуществ, самой себя в целом. Переступая через саму себя, обменивая собственные таланты и достоинства на нечто другое, воспринимаемое как дар, девушка тем самым становится обычной представительницей другого мира, теряя своё истинное Я.

6. «Гадкий утёнок»

Всем нам было жалко маленького утёнка, над которым издевались окружающие его животные и люди, и все мы радовались, когда наконец-то (как говорят в сказках, «в один прекрасный день») он увидел в отражении себя как прекрасного лебедя. Но сказка ведь о том, что в один момент всё вокруг, вы и мир, могут вдруг преобразиться чудесным образом. Важно то, что этот результат в сказке достигается тогда, когда маленький утёнок совсем отчаялся и уже решал свести счёты с собственной жизнью. Вот вам и анти-урок, который не мотивирует вас становиться лучше и работать над собой, а просто пуститься глубже в собственную несостоятельность и депрессию, для того чтобы получить желаемое.

7. «Снежная королева»

Образ самой Снежной королевы, у которой длительное время находится Кай, можно трактовать по-разному: и как маму избранника, которая выстраивает свой иллюзорный мир, в который заставляет поверить мужчину (именно поэтому он холоден даже к излюбленной ранее Герде), и как другую женщину, которая обманом завладела вниманием мужчины. Но есть и ещё один коварный момент: это история, которая рассказывает о том, что вне первой любви или после неё – только злой и страшный мир. Маленькие Герда и Кай описаны как настоящие влюблённые, как взрослые, которые снесли множество бед и готовы быть вместе друг с другом всегда. Как быть с разбитым сердцем или жить после первой любви сказка не учит. А жаль…

Вот такие они, сказки, которые мы с вами слушали на ночь. Их сюжеты откладываются в детском сознании и остаются там даже тогда, когда слово сказка приобретает оттенок лжи и несбыточных мечтаний. Подсознательно даже самые серьёзные из нас продолжают играть роли персонажей детских сказок. Проследив зависимость поведения взрослых людей от популярных детских сказок, которые читали им на ночь, хотелось бы вспомнить слова из песни Владимира Высоцкого: «Что остаётся от сказки потом, После того, как её рассказали?»

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни

Первый обязательный шаг к душевному исцелению – признаться себе в том, что у вас есть одна из психологических травм, полученных в детстве.

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни — это предательство, унижение, недоверие, одиночество и несправедливость. Душевные травмы — это последствия болезненных детских впечатлений, которые определяют нашу личность, когда мы становимся взрослыми, влияют на то, кем мы являемся, и определяют нашу способность преодолевать невзгоды.

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни

Мы должны признаться себе в наличии душевых травм и перестать маскировать их. Чем дольше мы ждем выздоровления, тем более глубокими они становятся. Страх снова пережить страдания, которые с нами приключились, мешает нам двигаться вперед.

К сожалению, достаточно часто наше эмоциональное и психическое здоровье разрушается еще в детстве. Уже став взрослыми, мы не осознаем, что нас блокирует. Мы не понимаем, что наличие душевных травм, которые мы получили при первом знакомстве с миром, мешает нам идти вперед.

1. Страх быть покинутым

Беспомощность — это худший враг человека, которого бросили в детстве. Представь себе, как болезненно для беззащитного ребенка испытывать страх одиночества, остаться одному в незнакомом ему мире.

Впоследствии, когда беспомощный ребенок становится взрослым, он пытается предотвратить ситуации, при которой он снова останется один. Таким образом, любой человек, которого бросили в детстве, будет все быстрее отдаляться от своих партнеров. Это связано со страхом снова испытать душевную боль.

Часто эти люди думают и говорят примерно так: «Я брошу тебя до того, как ты бросишь меня», «Никто меня не поддерживает, я не могу этого вынести», «Если ты уйдешь, можешь больше не возвращаться».

Такие люди должны работать над своим страхом одиночества. Это страх быть покинутыми и боязнь физических контактов (объятий, поцелуев, сексуальных отношений). Вы поможете себе, если заглушите страх одиночества позитивными мыслями.

2. Страх быть отвергнутым

Эта травма не позволяет нам открывать свои чувства, мысли и переживания. Появление такого страха в детстве связано с отказом, полученным от родителей, семьи или друзей. Боль вследствие этого ведет к неправильной самооценке и излишнему самолюбованию.

Этот страх провоцирует мысли о том, что тебя отвергнут, ты нежеланный член семьи/друг и поэтому ты плохой человек.

Отвергнутый ребенок не чувствует себя достойным любви и понимания. Он изолируется, чтобы вновь не столкнуться со страданием.

Скорее всего взрослый человек, которого отвергли в детстве, станет беглецом. Именно поэтому ему нужно работать над своим внутренними страхами, которые провоцируют панику.

Если это ваш случай, попробуйте научиться самостоятельно принимать взвешенные решения. Так вы перестанете беспокоиться, что люди от вас отдаляются. Вы перестанете принимать то, что кто-то забыл о вас на некоторое время, на свой личный счет. Для того чтобы жить, вам нужна только вы сами.

3. Унижение — одна из душевных травм родом из детства

Эта рана возникает, когда мы чувствуем, что другие люди не принимают нас и критикуют. Можно сильно ранить ребенка, говоря ему, что он глупый, плохой или не умеет себя вести, и сравнивая его с другими. К сожалению, это встречается очень часто. Это разрушает детскую самооценку и мешает детям научиться любить себя.

Этот тип личности часто превращается в зависимую личность. Некоторые люди, испытавшие унижение в детстве, становятся тиранами и эгоистами. Они начинают унижать других — это их защитный механизм.

Если с вами случалось что-то подобное, нужно работать над своей свободой и независимостью.

4. Страх довериться другому человеку после предательства

Этот страх развивается после того, как близкие ребенку люди не выполняют свои обещания. В результате он чувствует себя преданным и обманутым. В нем развивается недоверие, которое может трансформироваться в зависть или другие негативные чувства. Например, ребенок чувствует себя недостойным обещанных вещей или тех вещей, которые есть у других.

Из таких детей вырастают перфекционисты и любители все контролировать. Эти люди любят все перепроверять, не оставляя ничего воле случая.

Если вы столкнулись с подобными проблемами в детстве, очень вероятно, что вы чувствуете потребность контролировать других людей. Это часто оправдывают наличием сильного характера. Однако это всего лишь защитный механизм против еще одного возможного обмана.

Эти люди часто повторяют свои ошибки, подтверждая чужие предубеждения. Им нужно вырабатывать в себе терпение, толерантность к другим людям, умение спокойно жить и распределять полномочия.

5. Несправедливость

Чувство несправедливости часто развивается в детях холодных и авторитарных родителей. Это порождает ощущение бессилия и собственной никчемности и в детстве, и во взрослой жизни.

Альберт Эйнштейн отлично выразил эту идею в своем знаменитом высказывании: «Мы все гении. Но если мы будем судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь будет думать, что глупа».

Вследствие этого дети, пострадавшие от равнодушия и холодности, вырастая, превращаются в жестких людей. Они не терпят полумер ни в какой из сфер своей жизни. Кроме того, они чувствуют себя очень важными и могущественными.

Эти перфекционисты фанатично относятся к порядку. Часто такие люди доводят свои идеи до абсурда, поэтому им тяжело принимать взвешенные решения.

Для решения этих проблем нужно избавиться от подозрительности и эмоциональной жестокости, чтобы научиться доверять другим.

Теперь вы знаете все пять самых распространенных душевных травм, которые могут отрицательно влиять на вашу жизнь, здоровье и блокировать ваше развитие. Узнав о них, намного проще начать психически выздоравливать.

Первый обязательный шаг: признаться себе в том, что у вас есть одна из этих душевных травм, позволить рассердиться на себя и дать себе время, чтобы преодолеть ее. опубликовано econet.ru .

Источник идеи: Лиз Бурбо “Пять душевных ран, которые мешают тебе быть собой”

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Родом из детства: 4 психологических травмы, которые ломают нам жизнь

В современном информационном мире так много доступных материалов по психологии, что каждый из нас может смело считать себя немного психологом. Мы все много раз слышали и читали, что комплексы взрослых людей уходят корнями в глубокое детство. Ведь именно в этом хрупком возрасте человек наиболее уязвим. Ребенок безоговорочно верит значимым людям (а ими чаще всего являются мама, папа, бабушки, дедушки, друзья родителей, одноклассники и так далее) и совершенно не умеет фильтровать информацию, которая проникает напрямую в его подсознание.

Очень важно уже во взрослом возрасте научиться понимать причины того или иного сценария вашего поведения. Научившись осознавать свои (и чужие) комплексы, вы сможете лучше понимать себя и адекватнее реагировать на поведение окружающих, корректнее оценивать свои реакции и, может быть, даже придете к тому, что вовсе избавитесь от, мешающих жить, паттернов.

Приведу примеры зависимости взрослых комплексов от детских травм, чтобы было нагляднее.

Комплекс жертвы

Часто встречающийся сценарий, когда человек постоянно ноет, жалуется, но при этом всегда ставит чужие интересы выше своих, действует в угоду другим людям, в ущерб своим интересам и иногда даже здоровью. Такая жертва часто использует эту стратегию поведения для получения внимания и манипулирования окружающими.

Детские травмы, из-за которых так происходит: скорее всего, в далеком детстве мама, папа или любая другая значимая для ребенка фигура показали, как сильно они ради него стараются, как устают, как им тяжело его растить. Мамы, требующие ежеминутной благодарности за все, или бабушки, которые внушают ребенку как важно, что скажет про него «сосед Петр Иванович». Все подобные попытки приструнить и повоспитывать чадо могут привести к тому, что ребенок быстро поймет: первое – что сосед важнее, чем его собственные желания и чувства, и надо всем угождать, второе – что если ты что-то кому-то делаешь, то потом можешь манипулировать этим человеком сколько влезет.

Комплекс неполноценности

Это когда человек постоянно чувствует, что он недостаточно хорош сам по себе, например, для отношений с красивой девушкой и пытается компенсировать свои недостатки (которые зачастую он сам себе придумал) внешними атрибутами (большие машины, огромные дома). Все самое лучшее и дорогое, как правило, совсем не приносит счастья их обладателям, но зато громко кричит о том, что человек закрывается всем этим от своих чувств, от боязни быть недостаточно хорошим.

Что же было в детстве? Как правило, детство у таких людей было непростым. Родители часто сравнивали их с другими детьми, в стиле «посмотри, как Петя играет на скрипке, а у тебя никакого таланта». Часто ребенка унижают и дают ему почувствовать себя никчемным и бесполезным. Что для взрослого человека может показаться незначительной мелочью, для детской психики может оказаться травмой на всю жизнь. Мимолетно сказанное слово или пренебрежительный жест в адрес сына или дочки могут зародить в них целую бурю тайных эмоций, впоследствии выливающихся во взрослые комплексы.

Комплекс превосходства

Я лучше всех, умнее всех, я лучше знаю как надо, все вокруг дураки. Примерно такие мысли блуждают в голове у человека, который никак не разрешает себе оказаться хоть на йоту хуже других (читайте также: «Синдром отличницы: почему навязанные обществом стандарты мешают карьере и личному счастью»). На самом деле это обратная сторона того же комплекса неполноценности, просто с противоположным знаком. Наша психика так устроена, что закрывает самую сильную боль от нас, и вот в такой причудливой форме не разрешает человеку испытывать боль от своих промахов.

Откуда это взялось? Чаще всего родители таких деток не разрешали им ошибаться, не давали им право промахнуться, требовали от них первых мест на школьных олимпиадах, ругали за четверки и так далее. Наедине ругали. Но при друзьях и соседях папа гордо говорил «мой сын самый умный», а мама вздыхала и умилительно складывала ладошки у лица. И ребенок понимал, что он обязан быть самым лучшим, что на ошибку он не имеет права и что промахнуться равно смерти. И его психика закрывает для себя даже вероятность такого сценария. Он начинает считать себя заведомо правым, а остальных дураками, чтобы не испытывать боль от собственного несовершенства.

Комплекс Дон Жуана

Иветта, Лизетта, Мюзетта и так далее до бесконечности. Такие мужчины считают, что чем больше женщин он очарует, тем больше в нем мужского (читайте также: «22 признака того, что он вам изменяет»). Своими «победами» он пытается доказать себе и окружающим, что его все любят и хотят, когда на самом деле под маской Дон Жуана всегда скрывается очень ранимый маленький мальчик, который не верит женщинам, которого предавали и теперь он запрещает себе испытывать глубокие эмоции, чтобы избежать боли и разочарования.

Почему так произошло? Какая-то значимая женская фигура (мама/бабушка/учительница/первая любовь), скорее всего, больно и жестоко поступила с его мужским достоинством, каким-то образом унизила его мужское эго, посмеялась над ним, как над мужчиной, причем совсем необязательно имели место прямые насмешки. Иногда мальчику достаточно пренебрежительного взгляда в какой-то острой и важной для него ситуации, связанной с его чувствами и эмоциями полового характера.

Для взрослого человека очень важно обладать информацией о происхождении своих комплексов и реакций, как минимум для того, чтобы легче понимать окружающих и себя самого. А для тех, кто сейчас выступает в роли родителей и воспитывает новое поколение маленьких людей – это невероятно полезная информация, которая поможет избежать грубых ошибок в воспитании и вырастить из своих детей счастливых взрослых, а не закомплексованных Наполеонов и Дон Жуанов.

10 самых мрачных сказок

В детстве перед сном нам рассказывали разные сказки, которые были призваны помочь нам преодолеть темноту и отправиться в удивительный мир нашего воображения. Повзрослев, мы осознали, что эти истории содержали глубокие послания, необходимые нам, чтобы обрести правильное направление в жизни.
Тем не менее, в то время как волшебство никуда не исчезло, детские сказки были давно вытеснены кино. Песни, танцы и волшебная пыль покрыли глубокие, мрачные элементы древних историй. Самое интересное – изучать эти оригинальные истории, следуя за мыслями их авторов и открывая часто тревожные элементы, связанные с детством.
10. «Гензель и Гретель»

Сказка о Гензеле и Гретель по сей день остаётся одной из самых запутанных историй, созданных братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Будучи меланхоличным напоминанием о мрачной жизни в немецкой деревне, разорённой ужасным голодом, она также раскрывает в себе важную тему похищения детей.
История повествует о брате и сестре, Гензеле и Гретель, которых очень любит их отец, но ужасно ненавидит жестокая и злая мачеха, что весьма предсказуемо. Она решает, что наличие двух лишних ртов в бедной семье – это большая проблема. Её удаётся убедить мужа взять детей в лес и бросить их там. Отец делает всё, как она сказала, и оставляет сына и дочь посреди тёмного леса. Любовь тогда была явно тонкой.
Гензель и Гретель бродят по лесу, оставляя после себя след из хлебных крошек, и находят «пряничный» домик – рай для маленьких любителей сладкого. Короче говоря, дом принадлежит злой ведьме, которая заставляет Гретель тяжело работать, а в Гензеля время от времени тыкает палкой, проверяя, достаточно ли он набрал веса для того, чтобы его можно было съесть. Пока ведьма готовит печь к обеду, Гретель заталкивает её внутрь и запирает дверь.
Довольно мрачно, вам не кажется? Ну, а дальше всё становится ещё более странным – в конце истории брат и сестра идут по следу из хлебных крошек, чтобы найти своего отца. Семья воссоединяется. Отец бросает мачеху и остаётся с детьми. Они простили его. В сказочном мире легко дают второй шанс.
9. «Белоснежка»

Тёмные леса, отравленные яблоки и проблемы с мачехой. «Белоснежка» – одна из самых известных и популярных сказок всех времён.
В ней рассказывается о юной принцессе с «белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль». (Угадайте, как её зовут.) Девочка вырастает и превращается в красивую девушку, проживающую в богатом королевстве. Тем не менее, место её покойной матери заняла «злая мачеха». Но это не просто старая злая мачеха; она является коварной колдуньей, одержимой своей внешностью. Посмотрев в своё волшебное зеркало, королева обнаруживает, что Белоснежка лучше всех на свете.
Промотав события вперёд, мы видим неудавшийся заговор с целью убийства, Белоснежку, проживающую с семью гномами в лесу, и злую королеву, которая придумывает новые планы, чтобы избавиться от своей падчерицы. В конце концов, она отравляет Белоснежку яблоком, но волшебный поцелуй прекрасного принца возвращает её к жизни.
Что получается? Тщеславная женщина, достигшая сорока лет, решает, что лучший способ повысить своё эго – это убить падчерицу. Не лезвием, не рукой, а отравленным яблоком. Но даже этот метод не сработал. Сила истинной любви побеждает.
8. «Гамельнский крысолов»

Это единственная сказка, от которой у меня мурашки по коже. В неё рассказывается о немецкой деревушке, которая столкнулась с проблемой в виде нашествия крыс. Однажды в этой деревушке появляется эксцентричный флейтист, утверждая, что он может избавить жителей от грызунов. Играя волшебную мелодию, он заманивает крыс в реку и топит их. Но когда пришло время платить флейтисту, жители отказались от своего обещания. Разгневанный флейтист очаровывает всех детей деревушки своей мелодией, и они следуют за ним, исчезая навсегда.
Существует несколько версий концовки. Согласно одной из них, флейтист ведёт детей по холмам в прекрасную новую землю, где они остаются вместе навсегда. В соответствии с другой версией, он возвращает детей после того, как ему выплачивают часть денег. Но самой тревожной версией является та, в которой флейтист заманивает детей в реку, где они тонут, как крысы. Все дети из деревни погибают, за исключением одной глухой девочки.
7. «Красная Шапочка»

Кто боится большого плохого волка? Возможно, сейчас этот вопрос стоит как никогда остро. В этой истории Красная Шапочка идёт по тёмному лесу (есть много тёмных лесов), чтобы навестить свою бабушку. По пути ей встречается волк.
А теперь поговорим о волке. Хищный, подлый и граничащий с неуместностью, волк использует невероятно жуткий подход к Красной Шапочке, что заставляет людей считать, будто он является карикатурой на сексуальных хищников. Если вы не думаете, что это довольно мрачно, как насчёт того, что после того как волк съедает и Красную Шапочку, и её бабушку, приходят дровосеки и убивают волка, освобождая жертв? Может быть, поэтому нас учат не разговаривать с незнакомцами.
6. «Рапунцель»

Многие из этих сказок, похоже, связаны с плохим воспитанием, и «Рапунцель» – не исключение.
История начинается с того, что прекрасный принц (да, ещё один) находит башню, в которой живёт красивая девушка с очень длинными волосами. Они становятся красивой парой, поэтому принц часто навещает свою возлюбленную, пока не обнаруживает, что её охраняет жестокая, чрезмерно заботливая ведьма. Выясняется, что девочку забрали из семьи после того, как колдунья поймала её отца на краже колокольчиков рапунцель из сада. Ведьма заключила с ним сделку – неограниченное количество цветов для его беременной жены в обмен на первого ребёнка.
Перенесёмся на много лет вперёд – теперь Рапунцель сидит совсем одна в высокой башне. Однажды вечером принц поднимается в башню с помощью золотых локонов Рапунцель и сталкивается лицом к лицу с ведьмой. Колдунья сбрасывает его в терновый куст, из-за чего он становится слепым. Злая мачеха состригает волосы Рапунцель и выгоняет её.
В конце концов, девушка воссоединяется со своим возлюбленным! Хэппи-энд.
5. «Спящая красавица»

Время для небольшого дежавю. «Спящая красавица» имеет много разных версий. Первая версия была опубликована итальянским поэтом по имени Джамбаттиста Базиль, а позже адаптирована французом Шарлем Перро. Потом его собрали Братья Гримм. Мы рассмотрим версию Перро, поскольку она отличается от того, что написал Джамбаттиста.
Король и королева приглашают всех фей королевства, кроме одной, на крестины своей дочери. «Старая фея», будучи разгневанной из-за того, что её не пригласили, прилетает и проклинает девочку, говоря, что она умрёт от укола прялки. Другая фея, более добрая и милосердная, ставит условие, что проклятие будет разрушено искренним поцелуем. Король пытается сжечь все прялки в королевстве, но это ничего не меняет. Его дочь впадает в глубокий сон на 100 лет. В конце концов, приходит прекрасный принц и будит её поцелуем.
Учитывая, что прошло 100 лет, это, безусловно, означает, что у принцессы больше нет ни семьи, ни друзей друг. Некому позаботиться о ней, кроме этого случайного мужчины, появившегося в её спальне.
4. « Русалочка »

Теперь мы переходим к Гансу Христиану Андерсену. В отличие от его диснеевской адаптации 1989 года, его история куда более мрачная – вероятно, потому, что она лишена песен. В сказке русалочкам разрешают поплавать на поверхности в день своего 15-летия. Одна из них (назовем её для ясности Ариэль) замечает принца Эрика. Навещая свою бабушку, Ариэль рассказывает, что в то время как люди умирают и живут на небесах вечно, русалки превращаются в пену.
Ариэль отправляется к морской ведьме и получает в дар ноги, чтобы ходить по земле, как люди, в обмен на свой прекрасный голос. Вдобавок к этому (приготовьтесь), она сможет ходить и танцевать, но будет испытывать при этом ужасную боль, словно от вонзающихся в ступни ножей, в результате чего её ноги будут сильно кровоточить. Её путешествие на поверхность принимает ужасный оборот, когда принц влюбляется в другую женщину, в результате чего Ариэль убивает себя и растворяется в пене.
3. «Приключения Пиноккио»

По сей день я нахожу мультфильм «Пиноккио» невыносимым для просмотра. Превращение счастливых детей в испуганных ослов, а маленького деревянного мальчика в человека, всё ещё не укладывается в моей голове.
Но оригинальный Пиноккио родился в Италии. Плотник рубит сосну и приходит в ужас, когда полено начинает говорить с ним. В ужасе он отдаёт его своему бедному соседу Джеппетто. Тот вырезает из полена мальчика и называет его Пиноккио. Ребёнок, однако, получается невероятно озорным. Он убегает от Джеппетто в город и заключает своего создателя в тюрьму за очевидное плохое обращение.
Вернувшегося домой Пиноккио встречает говорящий сверчок, который пытается научить его важности доброты. Вместо того чтобы прислушаться к мудрым словам, Пиноккио бросает в него молоток. История раскрывает множество приключений мальчика, начиная от похищения лисой и котом и заканчивая продажей кукловоду. Узнав, наконец, как важно быть добрым, он превращается в человека.
2. «Золушка»

Мать Золушки умирает от болезни, связанной с чумой. Золушка каждый год навещает её могилу. Тем временем отец находит себе новую жену, тщеславную, напыщенную женщину с двумя дочерьми. Все трое жутко злые и коварные. Золушку заставляют работать на кухне, и она начинает больше походить на служанку, чем на дочь богатого барона. И хотя её отец знает об этом, он никогда не становится на защиту своей единственной дочери – кажется, в сказках есть серьёзная проблема, связанная с родительством.
Вместо феи-крестной, одетой в голубое платье, в сказке есть дерево, которое принадлежало матери Золушки. Всякий раз, когда она приходит к нему и загадывает желание, она получает это. Когда принц королевства устраивает бал, Золушка желает принять участие в нём и тут же получает красивое платье и хрустальные туфельки. После танца с принцем одежда Золушки превращается обратно в наряд служанки, и она возвращается домой. Когда принц ищет прекрасную девушку, он требует, чтобы все женщины в городе примеряли хрустальные туфельки. Злая мачеха понимает, что ноги её дочерей слишком большие, поэтому она отрезает пятку у одной и мизинец у другой. Это же братья Гримм.
1. «Питер Пэн»

Легендарные хроники Дж. М. Барри о мальчике, который не вырос, описывают истории и приключения потерянных мальчиков, а также Венди Дарлинг и её двух братьев, Джона и Майкла. Хотя мы все смотрели фильм и пьесы, а также видели головорезов, которые пытаются помешать веселью Пэна, мало что известно о странных отношениях, сложившихся между персонажами.
Во-первых, вы когда-нибудь задумывались об ужасно злонамеренной связи между Питером и Капитаном Крюком? Взрослый мужчина, явно подавленный и злоупотребляющий алкоголем, имеет порочные отношения с подростком – или, по крайней мере, человеком, застрявшим в теле подростка. В то время как Крюк постоянно пытается убить Питера на глазах у своей команды, в одной ситуации он желает сохранить мальчику жизнь. Без Питера Пэна каким был бы Крюк? Возможно, на этом пути ненависть переросла в любовь между ними.
А как насчет Питера и Венди? Уехав из туманного Лондона прямо в рай, Венди описывается как «почти женщина», что говорит о том, что она готовится вступить во взрослую жизнь. Питер, будучи предприимчивым и дерзким не флиртует с ней (как часто думают), а просто дружит. Тем временем Венди влюбляется в Пэна. Когда она говорит ему о своих чувствах, Питер признаётся, что видит в ней мать, которой у него никогда не было.
Странно. Это жестокий путь во фрэнд-зону.
via

Читайте также:  9 вариантов легкого перекуса: всего 200 ккал!
Ссылка на основную публикацию