5 завораживающих и красивых легенд Украинских Карпат - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

5 завораживающих и красивых легенд Украинских Карпат

Легенды карпатских гор

Карпатские горы — это, безусловно, места силы, которые способны очаровать туриста и исцелить душу и тело нуждающемуся. В этих местах можно сделать фотографии и снять фильмы, которым позавидует сам Голливуд, ведь таких панорам и игры красок еще нужно поискать. Крутые склоны и быстрая вода — это источники богатые фольклором, историями и легендами, которыми здесь дышит каждый камешек и деревце. Любителям разных историй здесь будет очень нескучно, ведь их здесь множество.

Легенда первая: гордячка Даяла и гусляр Павел

Пожалуй, самой известной карпатской легендой являеться легенда о вершине Пикуй. Она рассказывает о том, что в древние времена на одной из карпатских гор, высоко в горах, жила девушка невероятной красоты, имя которой Даяла. Очень много юношей хотели бы видеть ее рядом с собой в качестве жены, однако, девушка была несколько гордой и считала всех претендентов недостойными ее мизинца. Неподалеку от гордячки проживал парень Павел, который умел хорошо играть на гуслях. Он тоже был влюблен в Даялу, а она, насмехаясь дала ему приказ ночью прийти к ней и сыграть ей на гуслях.

Нужно сказать, что путь к дому, где проживала девушка был опасным. Под покровом ночи отправился парень к заветной милой. По дороге ему пришлось встретить стаю кровожадных волков, которых он отогнал силой своей игры. Вот наконец добрался юноша к дому Даялы, начал играть, и вдруг услышал он, что в доме есть мужчина. Затосковал Павел, поняв, что его обманули и поселилась в его сердце горькая обида. Затем он поднялся на вершину горы Пикуй и упал обессиленный походкой и обманом девушки. Свой инструмент парень положил рядом. Через несколько дней набрели на парня дорожные и они сразу поняли, что стало причиной гибели молодой жизни.

Старшие люди говорят, что так и осталась гордячка в девках сидеть, потому что прокляли ее люди за ее высокомерное сердце и больше ни один парень к ней не сватался. Утверждают, что до сих пор блуждает по тропинкам красавица, оплакивая свою обездоленной судьбу и тоскуя по своей утраченной любьви. Вершину, где уснул и больше не проснулся несчастный влюбленный Павел, назвали Гуслями, в честь силы его таланта.

Карпаты, вершина Пикуй

Легенда вторая: влюбленные Синь и Вир

Достаточно известной карпатской легенде является та, которая рассказывает о Морском Глазе Карпат — озере Синевир. Понятное дело, что ученые имеют свои версии относительно возникновения 10000 лет назад на этих местах озера. Но существует еще и другая версия, в которую, местные жители верят гораздо охотнее. Из уст в уста передается возрастная легенда, утверждающая, что якобы Морской Глаз — слезы дочери графа Синь, которые она пролила после того, как узнала о том, что ее любимый Вир был убит по приказу отца-графа. Кстати, значительно позже в Межгорье, на берегу этого озера был установлен памятник этим двум влюбленным сердцам.

Карпаты, озеро Синевир

Легенда третья: Прут и Говерла

Правда или нет в этой легенде решать каждому, но старые люди говорят о том, что в одной деревне жил юноша Прут. После работы, прилег он однажды под стройной зеленой елью. Снилась ему красавица-девушка, которая была одета во все зеленое и имела невероятный голос. Девушка исчезла, как только парень хотел коснуться ее ладонью. Что это на самом деле был не сон, а все происходило наяву, узнал с помощью зеленой ленты, оставленной девушкой на ветвях.

Другой же ночью Прут был намного проворнее и обустроившись под деревом на ночлег, он не позволил девушке пропасть бесследно снова. Он схватил девушку, прижал к сердцу и узнал ее имя — Говерла. Полюбили друг друга молодые и Прут больше не возвращался домой, а проводил все свое время рядом с милой сердцу. Кстати, девушка была дочерью царя горного, поэтому не могла уйти из юношей до его села, потому что жить среди людей не имела права. Узнал отец об измене дочери и не смог сдержать гнева. Девушка не представляла своей жизни без любимого Прута, поэтому в отчаянии она прыгнула с крутого обрыва. Вдруг, откуда ни возьмись, поднялся небывалый ветер, который все сметал на своем пути, когда он стих на месте бывшей долины возвышалась гора, которой не было видно конца.

Долго бродил Прут, ища свою любку, да услышал он наконец ее чарующее пение. С тех пор стал он нелюдимом, а дорогу между скалами проложила речка, которую в память о влюбленных назвали Прутом, а самую верхушку — Говерлой, в честь дочери горного царя, которая трагически погибла.

Карпаты, вершина Говерла

Не лишним будет сказать, что легенды и предания карпатских земель достаточно часто вдохновляют художников к созданию шедевров. Например, именно под впечатлением от этих мест была написана повесть «Тени забытых предков», где история влюбленных переплетена с мистикой, а мольфары, духи и прочая нечесть — представители самобытной гуцульской мифологии.

ЛЕГЕНДЫ КАРПАТ

Гусли
Как-то давным-давно жила в селе Жденево одна девушка – Даяла. Дом, где она жила, стоял на хребте, откуда были видны все окрестные горы. Даяла была самой красивой девушкой не только в своем селе, но и в соседних селах и городах.
Стройная, гибкая, светловолосая. В глазах отражалось синее небо Карпат. Свататься к ней приезжали отовсюду. Но на все предложения она отвечала отказом или шутками. В конце концов она так загордилась, что считала себя королевой.

Жил в том же селе один парень Павел – сын местного дьяка. Это был высокий, сильный парень, честный и доверчивый. Он славился тем, что прекрасно играл на гуслях. Его часто приглашали на всевозможные праздники. Долго он добивался благосклонности Даялы. Она хорошо относилась к нему, но прямого ответа не давала. В канун масленицы Павел не выдержал, и прямо предложил ей стать его женой. Даяла решила поиграть с ним и сказала, что если он придет к ней ночью и заиграет на гуслях, то она выйдет к нему. Он согласился, и той же ночью взял гусли и пошел к ней из села напрямую через лес. Идти было недалеко, но был глубокий снег, поэтому путь предстоял нелегкий. Зайдя в самую гущу леса, он услышал вой стаи волков. Они шли за ним следом, и Павлу пришлось играть на гуслях всю дорогу, чтобы отпугнуть их. Наконец он дошел к дому, где жила Даяла и заиграл. Долго он играл, но услышал только грубый и злой мужской голос – чего людям спать не даешь! И тут он понял, что Даяла его обманула. От обиды он пошел на самую вершину горы. Как только дошел он до вершины, силы его оставили и он лег и уснул. Так и нашли его с гуслями на вершине люди через несколько дней. Они поняли, почему он это сделал и прокляли Даялу. Все отреклись от нее. Больше никто не ходил к ней свататься. Так пришла старость. Даяла уединилась, стала ворожить.
Говорят, что и сейчас раз в год она ходит по горам и тоскует по бесцельно прожитым годам и своей любви. С тех пор люди зовут вершину горы Пикуй Гуслями.

Говерла и Прут
В одном селе жил парень, которого прозвали Прут. Как-то заработался он в горах и решил не идти домой, а заночевать прямо в лесу. Нашел он себе высокую стройную ель и расположился под ней. И приснился ему странный сон – будто пришла к нему красивая девушка, вся в зеленом. Девушка гладила его по волосам и пела песню. Но только парень протянул к ней руку, она тут же исчезла. Проснулся он, а вокруг никого. Заметил только на ветке зеленую ленту. Запала девушка ему в душу, и решил он ее найти. Следующим вечером он опять устроился под той же елью, но не спал. Уже стемнело, и он увидел, как из-под земли появилась та девушка и пошла прямо к тому месту, где спрятался Прут. Только подошла она к дереву, как парень выскочил и обнял ее. Он спросил, как ее зовут. Она сначала испуганно смотрела на него, но потом улыбнулась и сказала: – Говерла.
После той ночи Прут уже почти не появлялся дома. Все время он проводил в горах. Они полюбили друг друга. Однако Говерла была дочерью горного царя, поэтому она не могла спуститься с гор к людям.
Как только отец узнал о ее любви, он проклял ее. Не смогла она дальше жить без него и прыгнула вниз с высокого обрыва. Сразу поднялся страшный ветер, который разрушал все на своем пути. Утром снова засияло солнце, и люди увидели, что на месте долины теперь стоит огромная гора. Долго искал Прут Говерлу. Побежал он на гору и услышал ее голос. Не вернулся он больше к людям.
И с того времени потекла вниз горная речка, прокладывая себе путь между скалами. И прозвали люди речку Прутом, а гору Говерлой.

Читайте также:  Как посетить 10 самых необычных в мире мест… не выходя из дома

А вот другое продолжение этой легенды
…Полюбил Прут Говерлу. Эта любовь была искренней, радостной для обоих. Но Говерла была Дочкой Царя Гор и не могла, просто не имела права любить простого парня. Но любовь нельзя спрятать от людских глаз. Узнал про это Царь. Запретил Говерле выходить на свидание к Пруту. Но сила любви была выше запрета отца и Говерла тайком убежала в горы к Пруту. Но узнал об этом Царь, разгневался и спрятал Говерлу. Утром проснулись люди и увидели среди гор новую вершину, покрытую снегом, будто белой шапкой. Это была Говерла, которую отец, благодаря чарам, превратил в горную вершину. Долго искал Прут Говерлу, встретил в горах старого деда. Тот сказал ему: “Если хочешь видеться с Говерлой, то нужно идти на восток на вершину горы и горная вершина снова станет твоей любимой”. И пошел Прут. Продирался сквозь чащу, мочил ноги в горных потоках. Вот и солнце восходит, а Прут не успевает взойти на вершину. Сел он под ель и горько заплакал. Вот с этого места, где он плакал, потекла вниз речка, которая веками обнимает гору. Гору назвали Говерла, а реку – Прут.

Синевир
В далекие времена горы принадлежали богатому графу, и люди работали на него: пасли овец и коров, рубили лес. У графа была красавица дочь Синь. Девушку звали так потому, что глаза ее были синее самого неба.
Однажды граф взял дочь с собой в горы. Пока граф проверял работу лесорубов, дочь собирала на поляне цветы. Вдруг она услышала звуки свирели, и увидела, что на лугу сидит парень и играет. Это был Вир – пастух. Заметив девушку, он перестал играть. Так они познакомились.
После этого девушка стала часто приходит в горы к пастуху. Они стали часто встречаться и полюбили друг друга. Но отец узнал про это и запретил им встречаться. Но не могли они болше жить друг без друга. И тогда граф приказал убить Вира. Люди графа выждали момент и сбросили на него камень со скалы.
Узнав об этом, Синь прибежала к тому месту, обняла камень и заплакала. Долго она плакала, пока на том месте не образовалось озеро. Вода в озере синяя и чистая, как глаза Синь, а посредине видна верхушка того камня.

Новость отредактировал Core – 14-02-2011, 19:30

Легенды сердца Карпат: 5 самых красивых мест Ивано-Франковской области

Самым прекрасным отдыхом в близкой к Карпатским горам Ивано-Франковской области является экологический туризм. Уникальная природа области, горы, укрытые густыми лесами, широкие долины, бурные реки и тихие озера надолго зарядят вас энергией и жизнерадостностью. А также Ивано-Франковская область умеет порадовать своих гостей самобытной и очень вкусной кухней и множеством достопримечательностей. Українські Новини расскажут о пяти самых интересных местах, куда стоит поехать на майские праздники.

Семь чудес Верховины

Верховина – это поселок городского типа, расположенный в живописном месте, вдоль реки Черный Черемош. Верховину называют центром гуцульской культуры – этот край богат легендами, достопримечательностями и красивейшими пейзажами. Есть у этого места и свои семь чудес – обсерватория на горе Поп Иван Черногорский, геологическая достопримечательность Писаный Камень, высокогорное ледниковое озеро Маричейка, пикообразные скалы Шпицы, церковь Рождества Богородицы в Криворивне, Довбушевы Коморы на г. Синице и скалы в урочище Угорском.

Обсерватория на горе Поп Иван Черногорский считается одним из красивейших мест Украины. Фото: Світ Карпат

Скалы Довбуша: легенды украинских повстанцев

Скалы Довбуша – уникальные природные (и созданные человеком) образования, названные в честь опрышка (революционера) Олексы Довбуша. Тропа Довбуша неспешно поднимается по горе Маковица – по легенде, когда-то здесь скрывались опрышки со своим храбрым вожаком Олексой.Существует легенда, по которой среди камней действительно сокрыто золото самого Олексы Довбуша, которого у него было немало – какую-то его часть он и раздавал простому люду, за что и именуется теперь “гуцульским Робином Гудом”.

По легенде, когда-то здесь скрывались опрышки со своим храбрым вожаком Олексой. Фото: tripua.info

Манявский водопад: сказание о вечной молодости

Манявский водопад является одним из самых высоких в Украине -высота падения воды достигает 18 метров. Сам водопад спрятан от глаз прохожего туриста в гуще деревьев и с первого раза можно его и пропустить. Долина реки в нижней части напоминает каньон, обрамленный высокими стенами. Вода падает на землю каскадами из трех водопадов. Местные жители считают, что ночью около водопадов можно услышать пение нимф, которые так и манят каждого, кто решит остаться тут на ночь. У подножья водопада расположилось небольшое озеро, считается, что оно способно омолодить любого, кто рискнет тут искупаться. По преданию, тут находился храм языческих богов, которые являлись покровителями молодости.

По преданию, тут находился храм языческих богов, которые являлись покровителями молодости. Фото: KARPATY.LIFE

Ворохта: легенда о искуплении

Ворохта является именно тем местом, где можно искать умиротворение, спокойствие и радость в жизни. В высокогорном поселке каждая эпоха наложила свой отпечаток на архитектуру и культуру. Существует легенда, что якобы давно в селе Микуличине живой молодой гуцул Ворохняк, который во время ссоры со своим отцом выстрелил разъяренный из пистолета – и случайно его застрелил. В отчаянии парень пошел искать место, где бы мог искупить в одиночестве свой большой грех. И так пришел он на место сегодняшней Ворохты, где и поселился над рекой, которую со временем Ворохняк назвав Прутом. Впоследствии здесь появилось село его имени -Ворохта.

В высокогорном поселке каждая эпоха наложила свой отпечаток на архитектуру и культуру. Фото: KARPATY.LIFE

Гора Говерла: заколдованная дочь царя

Для любителей активного отдыха на майские праздники будет интересно взобраться на самую высокую гору Украины – Говерлу. Окрыляющий вид, порывы чистого воздуха и ощущение свободы – это только малая часть того, что можно почувствовать на вершине Говерлы. И у этой горы, как и у всех мест Ивано-Франковской область, также есть легенда о том, как же она появилась в этих живописных местах. В ней говорится, что одном поселке жил молодой человек, которого звали Прут. Однажды возвращался он домой поздней ночью и встретился с дочерью царя гор Говерлой. Они полюбили друг друга, но Говерле запрещено было встречаться с простолюдином. Чтобы парень не нашел Говерлу, отец превратил ее в скалу – и Прут не смог найти возлюбленную, а увидев гору, присел возле нее и заплакал. С его слез натекла целая река – которую люди назвали Прутом.

Читайте также:  7 продуктов, которые ни в коем случае нельзя есть натощак

И у этой горы, как и у всех мест Ивано-Франковской область, также есть легенда о том, как же она появилась в этих живописных местах. Фото: svitkarpat.org

Ранее Українські Новини опубликовали топ-5 мест в Хмельницкой области, куда нужно поехать на майские праздники. А также описали топ-5 интересных мест Полтавской области и не забыли про самые интересные места для отдыха в Николаевской области.

Мистические существа или мифология Карпат

Кто хоть раз бывал в Карпатах, обязательно проникся их мистикой и загадочностью. У местных жителей, которые называются гуцулами, очень богатая и самобытная культура, полная странных потусторонних существ. Эти существа могут как помогать человеку, так и нести для нее серьезную угрозу. И хотя Гуцульщина не очень большая по территории, но суровая горная местность способствовала образованию многих верований. Таким образом демонический мир гуцулов оказался очень разнообразным и в нем часто можно запутаться.

Потусторонний мир гуцулов

Конечно, гуцулы уже давно христиане, но аутентичный потусторонний мир они свято и рьяно берегут. По сути он базируется на интерпретациях духов природы (леса, воды, ветра, грома итд), а так же доброго и злого начал.

Как и в демонологии других народов, наиболее популярным демоническим существом в традиционных верованиях гуцулов является черт (укр. чорт) – олицетворение злой силы. У гуцулов также есть своеобразная «чертова» иерархия.

Черти Карпат

Старейшим среди них является аридник(укр. арідник), которого еще называют «триюда», «иуда», «сатана», «беда», «ирод». Ему подвластны обычные черти – «дидько (укр. дідько)», «бесы», «юдники», «щезнык». В разных местах Гуцульщины черта называли по-разному: «осинавець», «пекун», «скуса», «клопотник» для того, чтобы не употреблять, собственно, слово «черт». Считалось, что оно привлекало нечистого к человеку, который его звал.

Гуцулы верили, что черта можно было для себя воспитать, или купить. Он мог помогать по хозяйству, служить. Такого черта называли «хованец», «слуга», «помощник» и он чем-то похож на домового. Его можно было приобрести у мольфара. Такой домовой добродушный, помогает хозяину, но если его обидеть – может натворить беды.

Чугайстер

Но наиболее известным потусторонним существом Украинских Карпат является, конечно же,Чугайстер, или «лесной человек». На Закарпатье его часто называли «ночником». Чугайстер неизвестен у других славян и есть только в гуцульской культуре. Он высокого роста, в белой одежде, или вовсе без нее. Гуцулы говорят, что этот человек проклят соседом. Встретив в лесу человека, Чугайстер не делает ему ничего плохого, а приглашает к танцу. Сам он танцует очень хорошо – как вихрь. Хорошего танцора может наградить. Чугайстра сравнивают с ветром или вихрем. Он может залезать в дымоход и петь. Когда пастухи или лесорубы варят еду, то всегда оставляют немного для Чугайстра. Также он защищает пастухов и лесорубов, учит людей ремеслу, пасет скот. Говорят, до сих пор встречается в диких карпатских чащах.

Мавки в Карпатах

Очень распространенными на всей территории Гуцульщины верования в лесных демонических существ в образе красивых молодых девушек. У гуцулов они связаны исключительно с лесом и горами, и в разных местах назывались по-разному: «нявка», «мавка», «майка», «малфа», «лесная».

Гуцулы считали, что они происходят из душ мертворожденных детей, или тех, кто умер некрещеным. Имеют вид красивых девушек, оставляют следы босых детских ног, любят игры, танцы и активнее всего в новолуние.

Людей, особенно молодых парней и мужчин, привлекают к себе пением, призывами. Тех, кто пойдет за ними – заведут в неизвестность. В некоторых местах гуцулы считают, что вслед за мавкой по земле тянутся ее внутренности.

Майкипомогают людям пасти скот в долинах, охраняют от диких зверей. Нявки– стройные, круглолицые, веселого нрава ласковые лесные красавицы с длинными кудрями. Нявки не опасны для человека, они сажают деревья, засевают в горах травы. Там, где нявки вмешивались в жизнь людей, всегда было добра и благополучие. Поэтому культ этих существ прожил у гуцулов довольно долго. У нявок есть даже собственный праздник – розигры(укр. розігри) – 6 июля.

Интересным является образ Повитрули (укр. Повітрулі) – прекрасной девушки – духа вольных ветров Карпат. Она обитает, конечно же, на полонынах и помогает чабанам (пастухам овец), которые не отказывают ей в любви :). Как любая красавица, может разозлится, хотя ее асоциируют с добрым духом.

Лисници (укр. лісниці) – более родственные нечистой силой, вредят людям. Поэтому против них гуцулы употребляли различные охранные средства: носили чеснок при себе, поддерживали постоянно костер (ватру).

«Лешие» (укр. лісові), или «дикие люди» – пасут животных и охраняют их от охотников. С людьми не общаются, хотя очень похожи на них. Их рожают оленихи, медведицы и волчицы, поэтому их называли «самосиямы»

«Дикая баба» – опасна для людей. Высокая, худая, с длинными волосами, жестокая женщина, которая может защекотать до смерти! 🙂 Часто подменяет человеческих еще не крещенных детей на своих, неугомонно кричащих и плохо развивающихся.

Среди других существ следует упомянуть ночниц(укр. нічниці),которые отбирают у детей сон, «потоплены», «стратникы» – самоубийцы и утопленники, которые появляются на месте своей смерти.

Очень важным (особенно для нас – пеших туристов))) является злой дух «блуд», который подстерегает невнимательных путников на карпатских тропах и водит их горами до конца их дней. Когда кто-нибудь теряется в лесах, так и говорят про него: – Блуд взял.

Это – далеко не полный перечень самобытных гуцульских мифических существ и духов.

Но не менее важны и посредники между двумя мирами – нашим и потусторонним, действительным и воображаемым. Это – своеобразные медиумы, проводники, иногда одержимые. Рассмотрим их подробнее.

Проводники и медиумы в гуцульской мифологии

Между обычными людьми и различными духами у гуцулов есть полуфантастические – «непростые» или «непевни» (непонятные, укр. непрості, непевні). Непростыми называли необычных людей, которые могли делать добро и зло, помогать и вредить. Считалось, что добрые берут силы от бога, а злые – от нечистого.

Добрые волшебники Карпат

К ним относятся знахари, примивникы, баильныки, ворожбиты, вищуны.

Основной сферой деятельности знахаря(укр. знахар) является лечение людей и животных зельем.

Если не помог знахарь – обращались к прымивныку (укр. примівник), лечившего заговорами, песнями и другими магическими действиями. Иерархически – они выше знахарей.

Иногда эти две функции были объединены в одном лице в основном в западной Гуцульщине. Назывались такие люди баильныкамы(укр. баїльник). Они помогали при различных болезнях, снимали порчу, лечили змеиные укусы.

Ворожбиты умели гадать, отгадывать прошлое и будущее. Вищуны или ведуны(укр. віщуни або відуни) – знают все наперед и даже читают мысли.

К непростым относятся также градивникы(укр. зрадівники), которые умели отводить грозу, град, останавливать бури. В западной Гуцульщине градивникамы могли быть даже женщины. Нынче старые гуцулы рассказывают, что лично знали таких. Градивником мог быть только добрый человек.

Между полезными и вредными «непевнымы» в гуцульских верованиях стоят чаривникы (укр. чарівники,волшебники), чинытари(укр. чінитарі)имольфары.Все они могли использовать силу как во благо, так и напротив. Говорят, их любимой вершиной был Поп-Иван Черногорский, де сейчас стоит знаменитая обсерватория.

Карпаты – чрезвычайно мистическое и загадочное место. Их леса скрывают в себе множество тайн. Приезжайте в Карпаты, сходите с нами в походы в Карпатах -и вы сами в этом убедитесь. 🙂

Мистические существа или мифология Карпат

Кто хоть раз бывал в Карпатах, обязательно проникся их мистикой и загадочностью. У местных жителей, которые называются гуцулами, очень богатая и самобытная культура, полная странных потусторонних существ. Эти существа могут как помогать человеку, так и нести для нее серьезную угрозу. И хотя Гуцульщина не очень большая по территории, но суровая горная местность способствовала образованию многих верований. Таким образом демонический мир гуцулов оказался очень разнообразным и в нем часто можно запутаться.

Потусторонний мир гуцулов

Конечно, гуцулы уже давно христиане, но аутентичный потусторонний мир они свято и рьяно берегут. По сути он базируется на интерпретациях духов природы (леса, воды, ветра, грома итд), а так же доброго и злого начал.

Как и в демонологии других народов, наиболее популярным демоническим существом в традиционных верованиях гуцулов является черт (укр. чорт) – олицетворение злой силы. У гуцулов также есть своеобразная «чертова» иерархия.

Черти Карпат

Старейшим среди них является аридник(укр. арідник), которого еще называют «триюда», «иуда», «сатана», «беда», «ирод». Ему подвластны обычные черти – «дидько (укр. дідько)», «бесы», «юдники», «щезнык». В разных местах Гуцульщины черта называли по-разному: «осинавець», «пекун», «скуса», «клопотник» для того, чтобы не употреблять, собственно, слово «черт». Считалось, что оно привлекало нечистого к человеку, который его звал.

Гуцулы верили, что черта можно было для себя воспитать, или купить. Он мог помогать по хозяйству, служить. Такого черта называли «хованец», «слуга», «помощник» и он чем-то похож на домового. Его можно было приобрести у мольфара. Такой домовой добродушный, помогает хозяину, но если его обидеть – может натворить беды.

Чугайстер

Но наиболее известным потусторонним существом Украинских Карпат является, конечно же,Чугайстер, или «лесной человек». На Закарпатье его часто называли «ночником». Чугайстер неизвестен у других славян и есть только в гуцульской культуре. Он высокого роста, в белой одежде, или вовсе без нее. Гуцулы говорят, что этот человек проклят соседом. Встретив в лесу человека, Чугайстер не делает ему ничего плохого, а приглашает к танцу. Сам он танцует очень хорошо – как вихрь. Хорошего танцора может наградить. Чугайстра сравнивают с ветром или вихрем. Он может залезать в дымоход и петь. Когда пастухи или лесорубы варят еду, то всегда оставляют немного для Чугайстра. Также он защищает пастухов и лесорубов, учит людей ремеслу, пасет скот. Говорят, до сих пор встречается в диких карпатских чащах.

Мавки в Карпатах

Очень распространенными на всей территории Гуцульщины верования в лесных демонических существ в образе красивых молодых девушек. У гуцулов они связаны исключительно с лесом и горами, и в разных местах назывались по-разному: «нявка», «мавка», «майка», «малфа», «лесная».

Гуцулы считали, что они происходят из душ мертворожденных детей, или тех, кто умер некрещеным. Имеют вид красивых девушек, оставляют следы босых детских ног, любят игры, танцы и активнее всего в новолуние.

Людей, особенно молодых парней и мужчин, привлекают к себе пением, призывами. Тех, кто пойдет за ними – заведут в неизвестность. В некоторых местах гуцулы считают, что вслед за мавкой по земле тянутся ее внутренности.

Майкипомогают людям пасти скот в долинах, охраняют от диких зверей. Нявки– стройные, круглолицые, веселого нрава ласковые лесные красавицы с длинными кудрями. Нявки не опасны для человека, они сажают деревья, засевают в горах травы. Там, где нявки вмешивались в жизнь людей, всегда было добра и благополучие. Поэтому культ этих существ прожил у гуцулов довольно долго. У нявок есть даже собственный праздник – розигры(укр. розігри) – 6 июля.

Интересным является образ Повитрули (укр. Повітрулі) – прекрасной девушки – духа вольных ветров Карпат. Она обитает, конечно же, на полонынах и помогает чабанам (пастухам овец), которые не отказывают ей в любви :). Как любая красавица, может разозлится, хотя ее асоциируют с добрым духом.

Лисници (укр. лісниці) – более родственные нечистой силой, вредят людям. Поэтому против них гуцулы употребляли различные охранные средства: носили чеснок при себе, поддерживали постоянно костер (ватру).

«Лешие» (укр. лісові), или «дикие люди» – пасут животных и охраняют их от охотников. С людьми не общаются, хотя очень похожи на них. Их рожают оленихи, медведицы и волчицы, поэтому их называли «самосиямы»

«Дикая баба» – опасна для людей. Высокая, худая, с длинными волосами, жестокая женщина, которая может защекотать до смерти! 🙂 Часто подменяет человеческих еще не крещенных детей на своих, неугомонно кричащих и плохо развивающихся.

Среди других существ следует упомянуть ночниц(укр. нічниці),которые отбирают у детей сон, «потоплены», «стратникы» – самоубийцы и утопленники, которые появляются на месте своей смерти.

Очень важным (особенно для нас – пеших туристов))) является злой дух «блуд», который подстерегает невнимательных путников на карпатских тропах и водит их горами до конца их дней. Когда кто-нибудь теряется в лесах, так и говорят про него: – Блуд взял.

Это – далеко не полный перечень самобытных гуцульских мифических существ и духов.

Но не менее важны и посредники между двумя мирами – нашим и потусторонним, действительным и воображаемым. Это – своеобразные медиумы, проводники, иногда одержимые. Рассмотрим их подробнее.

Проводники и медиумы в гуцульской мифологии

Между обычными людьми и различными духами у гуцулов есть полуфантастические – «непростые» или «непевни» (непонятные, укр. непрості, непевні). Непростыми называли необычных людей, которые могли делать добро и зло, помогать и вредить. Считалось, что добрые берут силы от бога, а злые – от нечистого.

Добрые волшебники Карпат

К ним относятся знахари, примивникы, баильныки, ворожбиты, вищуны.

Основной сферой деятельности знахаря(укр. знахар) является лечение людей и животных зельем.

Если не помог знахарь – обращались к прымивныку (укр. примівник), лечившего заговорами, песнями и другими магическими действиями. Иерархически – они выше знахарей.

Иногда эти две функции были объединены в одном лице в основном в западной Гуцульщине. Назывались такие люди баильныкамы(укр. баїльник). Они помогали при различных болезнях, снимали порчу, лечили змеиные укусы.

Ворожбиты умели гадать, отгадывать прошлое и будущее. Вищуны или ведуны(укр. віщуни або відуни) – знают все наперед и даже читают мысли.

К непростым относятся также градивникы(укр. зрадівники), которые умели отводить грозу, град, останавливать бури. В западной Гуцульщине градивникамы могли быть даже женщины. Нынче старые гуцулы рассказывают, что лично знали таких. Градивником мог быть только добрый человек.

Между полезными и вредными «непевнымы» в гуцульских верованиях стоят чаривникы (укр. чарівники,волшебники), чинытари(укр. чінитарі)имольфары.Все они могли использовать силу как во благо, так и напротив. Говорят, их любимой вершиной был Поп-Иван Черногорский, де сейчас стоит знаменитая обсерватория.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить себе в:
Ссылка на основную публикацию