5 впечатляющих особенностей святого города Индии - города мертвых и святых - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

5 впечатляющих особенностей святого города Индии – города мертвых и святых

5 впечатляющих особенностей святого города Индии – города мертвых и святых

Когда я думала, что когда-нибудь поеду в Индию, я представляла себе только этот город. Я хотела попасть в Варанаси. И все – мне бы его хватило. Так думала я. Представляла, как сижу на гатах вместе с каким-нибудь мудрым садху (аскетом, святым, йогином, который отказался от жизненных благ и ушел в созерцание). Думала, что он наконец-то ответит на все мои вопросы, закроет тему страхов и тревог, а напоследок мы вместе с ним синхронно станем на голову и таким образом распрощаемся по-йогински. Я хотела увидеть мудрость на ощупь. Познать, какой же он – индуизм, о котором я столько читала. Увидеть благостность и спокойствие.

Ни одно из знаний про Варанаси мне не пригодилось

Меня пугали трэшем: более трэшевого города, чем Варанаси не найдешь, предупреждали меня. Там непонятно, из чего на самом деле сделана еда, если тебя это не смущает, то, конечно, езжай. Мы долго искали, где поселиться, пока не нашли единственное место, где не воняет крематорием, ты же в курсе, что там проводят кремации, увещевала знакомая. Еще до поездки в Индию я была укомплектована такими “полезными” знаниями про Варанаси по самое горлышко. И знаете, что? Ни одно из этих знаний мне не пригодилось. Я имею в виду вообще ни одно: ни хорошее, ни плохое. Потому что Варанаси на самом деле оказался совсем другим. Поэтому мой вам совет: будете ехать в этот город, забудьте обо всем, что вам говорили, вычистите из головы все, что вы читали, и, пожалуйста, вообще перестаньте представлять себе, не давайте волю воображению. Если вы все это выполните, вам здесь понравится. Да что там – вам везде понравится.

Я поделюсь тем, что меня впечатлило в Варанаси, одном из восьми святых городов Индии, городе мертвых и городе святых:

1. Предрассветный имбирный чай с молоком на гате

Каждое утро, еще до рассвета, мы выходили на гат и наблюдали, как пробуждается жизнь на Ганге. Варанаси – город, который практически на полную мощность живет на реке. С самого утра сюда сходятся местные на утренние омовения и молитвы. Мы сидели, кутались в теплые кофты, зябли от утренней свежести и от картинки, что разворачивалась перед нами: мужчины в саронгах и женщины в сари стояли по пояс в Ганге, молились и залихватски заныривали в воду.

“Ты каждый день приходишь на Ганг?”, – спрашиваю у местного парня по имени Шива. “Да, конечно. Это же Ганг. Как иначе?”, – удивляется он моему вопросу. “Извини, я сейчас задам глупый вопрос. Ты веришь в силу Ганга?”, – я понимаю, что задаю глупый вопрос индусу. “А зачем верить? Я знаю. Ганг может все. Вот, например, болит у тебя живот, приходи сюда, выпей воду из Ганга, и живот болеть перестанет. Поняла?” Поняла.

Здесь умываются, моются, стирают, купают буйволов и отдают прах после кремаций. Ганг принимает все. Смотрю на него и стараюсь не думать: интересно, а мой чай тоже сделан на воде из Ганга?

2. Люди, которые устали быть святыми

“Маджур, скажи, а где можно увидеть агхори? Тех аскетов, которые медитируют у погребальных костров, спят с костями и питаются трупами. Их реально тут встретить?”, – спрашиваю у местного режиссера. Он родом из Варанаси, сейчас учится на режиссерском в Мумбаи. Приехал на родину отснять документальный фильм. “Если честно, я их никогда не видел”, – смеется мне в ответ режиссер. “То есть вот эти парни, вымазанные сажей, это не агхори?”, – даже не удивляюсь я. “А ты как думаешь? – заливисто хохочет. – Просто туристы хотят видеть агхори, вот эти парни и отрабатывают, тем самым зарабатывая копеечку.” “А садху, Маджур? Вот эти медитирующие мужчины, которые за каждый твой шаг просят денег, они не. ” “Нет, они не садху. Настоящий садху никогда не будет брать деньги, запомни.

У меня есть свой садху. Мой гуру, мой учитель. Он учит меня всему. Я прихожу к нему за советом, спрашиваю у него, как поступить в той или иной ситуации, он слушает меня, наставляет меня. Он никогда у меня денег не просил. Впрочем, он никогда не выйдет на гат.”

3. Жизнь, которая быстротечнее, чем мы думаем

Только на двух гатах тут проводят кремации. Но этого хватает. Кремацией занимается самая низшая каста. “Почему ты занимаешься этим?”, – спрашиваю у мужчины, который взялся рассказать нам об обряде кремации. “Мой дед этим занимался, мой отец, и я должен. Понимаешь, я хочу отмыть свои грехи, очистить карму, чтобы в следующей жизни родиться в другой касте, – отвечает и неспешно продолжает путь. — Мы три раза окунаем тело в Ганг. Семья приносит огонь из храма Шивы, сын (или самый близкий родственник) поджигает тело. Семья пять раз обходит его по кругу. Вот и весь ритуал.” – рассказывает. “Ты этим занимаешься? Я имею в виду готовишь к кремации, приносишь дрова и все?”, – мне правда интересно, до этого я никогда так долго не общалась с человеком, который постоянно смотрит в лицо смерти. Более того, он знают ее на запах. “Нет, не только. Видишь это старое обугленное здание? Это хоспис. Там живут люди, которые ждут смерти. Некоторые сами сюда приезжают, других мы отыскиваем и приводим. Тех, кто неизлечимо болен, стар, немощен, у кого нет родных и близких. Мы их кормим, смотрим за ними. ” “Пока они денно и нощно смотрят на погребальные костры?” “Да. Они ждут своего часа.”

В йоге есть теория: каждому человеку отмеряно определенное кличество вдохов. А мы все торопимся, бежим куда-то, спешим. Запыхавшись, хвастаем своим мультитаскингом: дескать, смотри, сколько я всего успела, и то, и это, я молодец. Не надо так. Не торопитесь. Расслабьтесь. Дышите глубоко и медленно. Только тут, стоя на гате, смотря на погребальные костры, я поняла главное, что хочу вам сказать: дышите медленно. Не торопитесь. Успеется.

4. Жизнь – это эмпатия

Американец Том вчера прилетел в Варанаси. С собой он привез целый рюкзак вакцин. И сегодня утром занялся своим привычным делом: Том – ветеринар. Он устроился на гате и лечил бездомных собак, которые сами к нему бежали. Он их колол в холку, натирал мыльными растворами, давал таблеточку и отпускал восвояси. Через три минуты вокруг него собралась толпа собак и индусов: одни бежали лечиться, другие помогали лечить. И это был так трогательно. До слез. Люди, вы такие крутые!

5. Город, где каждый день восходит солнце

– Ты завтра улетишь на юг, в свой Бангалор, тебя же там будут спрашивать про северян, что ты про нас расскажешь?, – спрашивает меня Наив, у которого мы поселились.
– Я скажу, что ни черта вы не разные. Вы одинаковые. Просто хотите быть не похожими, вот и выделываетесь. Расскажу, что Варанаси – город, который пахнет кострами. Только не погребальными. А обычными. Кострами, которые разжигают на улицах, чтобы заварить чай. Расскажу, что это город, где готовят самый вкусный утапам, индийскую пиццу. Расскажу, что это город, где каждый день восходит солнце. Что бы ни случилось с тобой сегодня, ты точно знаешь, что завтра взойдет солнце. Не бывает иначе. Оно всегда восходит. Всегда.

В индуизме существует понятие святости места. Это места, где произошло какое-либо религиозное или священное событие, например, родился или жил кто-либо из божеств, или же проходили какие-либо битвы. Они носят название кшетра – священная земля. Практически каждый храмовый город является кшетрой и местом для паломничества.

И таких святых мест в Индии множество и они посвящены самым различным событиям духовной жизни Древней Индии. Но самыми святыми являются те, где можно достичь мокша – освобождения духовной сущности человека от пут материальности и выхода из сансары (круговорота рождений и смертей). Согласно писаниям Гаруда-пурана, таких мест в Индии всего семь – это города Айодхья, Матхура, Майя (Харидвар), Каши (Варанаси), Канчипурам, Авантика (Удджайн) и Дваравати (Дварака).

Город Айодхья – место рождения полулегендарного царевича Рамы, героя древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» и шестого воплощения индуистского бога Вишну. В этом городе, согласно легендам, он жил со своей женой Ситой и здесь же оставил свою телесную оболочку, вознесшись прямо на небеса. Паломники верят, что совершив омывание в Ганге на том же самом месте, возможно, при наличии достаточной святости, по примеру царевича Рамы попасть на небеса. Также, по легендам этот город был основан Ману, первым из людей, а земля, на которой стоит Айодхья, была пожалована ему богом Вишну. Это не простой город, а «город, построенный богами», согласно Ведам. И где же, если не здесь, в священном месте, должны были родиться джайнские святые – тиртханкары…

Город Матхура – место рождения Кришны. Когда-то этот город, согласно легендам, был «прекраснее, чем сад богов». Здесь родился Кришна, здесь он рос и здесь же сразил своего демонического дядю Камсу, который так достал людей и богов, что однажды к Вишну пришла богиня Земли с просьбой избавить мир от этого чудовища. Матхура является важным паломническим центром для всех последователей Вишну – вайшнавов – со всего мира, почитающих его аватары. Также сюда приходят для поклонения последователи учения кришнаизма, для которых Кришна является верховным божеством. Матхура является отправной точкой для путешествия по местам, где проходило детство Кришны, таким как Бриндаван и холмы Говардхан и Барсана. Когда-то город был одним из важных центров буддизма в Индии, где сам Будда основывал монастыри. Двое из двадцати четырех джайнских святых ведут отсюда свое происхождение.

Харидвар – одно из четырех мест, где на землю пролилось несколько капель нектара бессмертия из сосуда, который нес сын Индры, защищая его от демонов. Остальные три места – это Праяг (Аллахабад), Удджайн и Насик. В честь этого события раз в дюжину лет (именно столько продолжалась битва небожителей и демонов за драгоценный кувшин) в городе проходит масштабный религиозный фестиваль Кумбха Мела. По преданиям, здесь ходил сам Вишну, оставивший отпечатки своих божественных стоп на камне. В этом месте священная река Ганга, которая сама является божеством, спускается с гор на равнину. Опять же согласно легендам, прежде, чем выйти в мир, священная река начинает течь из сосуда в руках Брахмы, омывает стопы Вишну и далее проходит через спутанные волосы Шивы. Поэтому те, кто совершит омывание в ее водах, освященных тремя богами, смогут очиститься от всякой скверны. А присутствие высшей матери Майядеви умножает духовную силу этого места, чье название обозначает «Врата (или Дверь) Богов».

Читайте также:  5 способов быстро протрезветь

Город Варанаси – город, осененный святостью и полный духовной силы, место, где человек, согласно представлениям индусов, может достичь просветления, просто находясь внутри. Это город, где смерть будет равнозначна освобождению от телесных пут и воротам в высшие миры, поэтому многие стремятся закончить свой земной путь именно здесь. Воды реки Ганга в этом святом городе имеют силу очищения от грехов души любого смертного.

Варанаси – это место пребывания бога Шивы, которое, по преданиям, он никогда не покинет. Это город святых подвижников и мудрецов. В этом месте зародилась Аюрведа и, по мнению историков, именно в Варанаси были созданы Упанишады. Все философы, пророки и религиозные деятели Индии посещали этот город, дабы поведать всем о своих доктринах и усовершенствовать их в спорах между собой. Здесь же прочел свою первую проповедь Гаутама Будда. Также это город гхатов и погребальных костров, место, куда приходят те индийцы, чей час уже близок в надежде умереть в святом месте и попасть в божественный мир.

Город Канчипурам – город тысячи храмов и гопур, единственный из семи сакральных индийских городов, посвященный сразу двум божествам – Вишну и Шиве. Вишну в этом месте поклонялся творцу Брахме, а творец, в свою очередь, совершал жертвоприношение брахма-яджну, дабы явить миру божество, особо почитавшее его. Здесь находится одно из трех святилищ богини Шакти – шакти-питха, самых почитаемых в Индии. Шакти – мать-богиня, одно из проявлений Дэви, женской божественной сущности, силы космоса и созидательной энергии вселенной. Для индуистов женское и мужское начала неразделимы и не могут существовать друг без друга, поэтому мужское божество обязательно имеет жену-богиню. Толпы паломников приходят к шакти-питха поклониться божественному духу Великой матери. В Канчипураме верующие, что идут на поклонение в Тирупати, обязательно останавливаются, чтобы совершить ритуал пуджи и выразить почтение двум богам, которым посвящен этот город.

Город Удджайн – древний город, на протяжении своей богатой истории бывший столицей различных империй. Как и Харидвар, Насик и Праяг – это место, куда пролились на землю капли нектара богов амриты. Река, на которой стоит город, считается почти настолько же благословенной, что и река Ганга – она также может смыть все грехи благодаря тому, что ее воды вспенены богами. Сюда приходят паломники для поклонения богине Шакти. По преданиям, этот город основал бог Шива, и поэтому, наряду с Варанаси, Удджайн считается одним из мест, где Шива пребывает на Земле (под этим названием, естественно, подразумевается Индия). Здесь же находится один из Джъотирлингамов, установленный, по преданиям, самим творцом Брахмой, в благодарность за то, что Шива спас мир, выпив яд, получившийся при пахтании океана. Энергия этого Джъотирлингама исходит из самой земли и считается исключительно мощной благодаря тому, что он обращен на юг. С незапамятных времен это был научный и просветительский центр. Он считается местом зарождения в Индии таких наук, как математика и астрономия. В Удджайне Кришна и Баларама, его старший божественный брат, получали учение у гуру Махариши Садипани.

Город Дварака – город, чье название переводится как «ворота к вечному счастью», древняя столица, где жил и царствовал Кришна после того, как покинул Матхуру. Это одно из четырех обителей бога Вишну на Земле (и опять это, конечно же, Индийский субконтинент – и почему же индуистских богов совершенно не интересовали остальные материки и острова? ), расположенных в соответствии с четырьмя сторонами света. Дварака находится на западе, Пури – на востоке, Рамешварам – на юге, а на севере – Бадринатх. А сам Кришна является восьмой инкарнацией бога Вишну, который воплотился в этом месте не просто так, а чтобы избавить подлунный мир от демонического царя Камсы. Один из двенадцати Джъотирлингов Шивы, явленных одновременно в разных частях Индийского субконтинента, освящает город Кришны своим присутствием.

Что же привлекает индусов в эти овеянные легендами места? Ведь проходят тысячелетия, а они все стремятся сюда в надежде прикоснуться к вечному и обрести хотя бы толику праведности. Они обходят по паломническому маршруту все кшетры и тиртхи, что имеются в Индии. Они верят, что все это может приблизить их к богам. Что это – фанатизм, слепая вера в легенды или по-настоящему верный путь к праведности? И ведь у христиан и мусульман есть святые места, которые они посещают, в основном по праздникам. Но ни у тех, ни у других нет такого естественного почитания богов, органично вплетенного в повседневную жизнь. Ведь они действительно любят своих богов и радуются, как дети, отмечая различные события из жизни многочисленных богов индуистского пантеона. Сложно представить Индию и индийцев в отрыве от их религии. Но это является скорее достоинством, ведь если у народа не будет той духовной базы, на которой основана вся его жизнь и которая объединяет его, то недолгим будет его век.

Варанаси — город мертвых

Привет, друзья! Я продолжаю обрабатывать свои многочисленные путевые заметки. Особенно много их накопилось с Индо-Непальского путешествия аж 2014 года (я тогда вел бумажный дневник). И сегодня на очереди древний Варанаси — город мертвых, где улицы старше Библии, а Ганг священней всех святынь мира. Приехали мы сюда из Непала, на поезде от станции Наутанва, куда в 1950 году прибыла экспедиция Морриса Эрцога, первого человека, взошедшего на восьмитысячник, Аннапурну.

Фото 1. Варанаси, гхаты вдоль Ганга

Первое, что бросилось в глаза — это скученность и суетливость. Тут, как и везде в Индии, все очень суматошно и безумно. На предприимчивом рикше мы едем искать жилье к набережной Ганга, называющейся тут гхаты или гаты. Говоря простым языком, гхат — это место спуска к реке, вымощенное ступеньками. Подобная нехитрая архитектура встречается во многих городах Индии, но мало где она имеет такое же сакральное значение, как в Варанаси. Именно на гхатах, коих тут аж 84 штуки, на протяжении 5000 лет горят погребальные костры.

Кремация в Варанаси

Я присутствовал на кремации в 2012 в году в Катманду, поэтому видами обгоревших трупов и запахом жаренного меня не удивить. Однако ж, в созерцании этого процесса я нашел очень глубокий смысл. Огонь медленно разщепляет бренное тело, от которого после церемонии не остается ничего, кроме пепла. Это отличное напоминание о скоропостижности нашего земного пути и о подлинности наших усилий в череде бесконечных дней.

Неоднозначный призыв, ибо непонятно, что под саваном

Однако, как мне показалось, многие едут сюда тупо ради невнятной трупофилии, позыбать как горят человеческие останки и как разлагающиеся трупы идут самосплавом в небытие. Это все подхватили предприимчивые индусы, которые, как все мелкие жулики, пытаются развести сердобольных европеоидов на монетку то в пользу умирающих в хосписе, то на пожертвования храму, то на кремацию безродных бедняков. Не смотря на сомнительность всех изложенных мероприятий, иногда бывает полезно дать 200 рупий молодому индусику не ради хитрозадуманной им схемы, а просто экскурсии для. Там действительно очень интересно послушать легенды, чтобы начать более глубоко понимать некоторые культурно-социальные процессы.

Фото 2. Харичандра-гхат, погребальные костры

Гхатов с погребальными кострами всего 2 — Маникарника (Manikarnika — ghat) и Харичандра (Harichandra — ghat). Первый — это вообще сплошное кладбище с закопченными стенами, а второй — небольшой пятачек с 2мя-3мя кострами, над которыми черными глазницами возвышается электрический крематорий. В нем сжигают самоубийц, неприкасаемых и прочих маргиналов, ибо считается, что они недостойны быть сожженными на берегу священной реки.

Остальные же гхаты часто используются йогами, заклинателями змей, молодежью и всяким разношерстным людом для прогулок и относительно честных способов отъемов денег у туристов. На гхате Дасасвамед каждый вечер в 19-00 проводится пуджа, Ганга-арати, красивая религиозная церемония в чести богини Ганги, собирающая туристов и религиозных индусов воедино.

Фото 3. Пуджа Ганга-арати

Жилье в Варанаси

Главное средоточие жилья — вдоль гхатов. Особенно много его около Шивала-гхата. Правда, оттуда топать до главного крематория — около 40 минут. Зато поспокойней.

Сарнатх и прочие достопримечательности Варанаси

Варанаси (он же: Каши, Банараси или Бенарес) упоминался еще в древнейшей книге Ригведы, как центр образования и учености. Поэтому на территории города и в его окрестностях расположено большое количество различных университетов. Однако ж, центральное место в жизни города всегда занимала духовная жизнь.

К примеру, храм Каши Вишванатх!

До безумия святое место, спрятанное в лабиринтах узких улочек старого Варанаси, куда пробраться — это целый ребус. А пройти внутрь, к главной святыне — так вообще редкая удача. Дело в том, что в 2002 году в этом храме террористы взорвали бомбу, что стало причиной достаточно ожесточенных религиозных конфликтов, из-за чего между храмом Вишванатх и находящейся рядом мечетью возвели высоченную стену с колючей проволокой. И кто в этом безумии от кого реально защищается — понять трудно.

Я пытался пройти внутрь Вишванатха, пробрался через кордоны военных и полиции, и остановился у небольшого индусика, который остановил меня простым вопросом: «зачем тебе вовнутрь»?? Я понял, что действительно незачем. Меня сдавливала огромная толпа, и я медленно пошел обратно.

Дело в том, что главной святыней этого храма является джотир-лингам, или самопроявленный лингам света, коих по всей Индии всего 4. Ясно, что желающих прикоснуться к святыне — огромное количество, и любопытствующих белых там жалуют не сильно. Хотя и говорят, что при подобающем общении и закосе под индуиста тебя пропускают. Однако ж, обманывать других и себя мне не захотелось, поэтому развернулся я очень и очень легко.

Благо в округе есть более спокойные места. К примеру:

Сарнатх, место первой проповеди Будды

Если в Лумбини, на территории Непала, Будда родился и жил, то в Сарнатхе, в оленнем парке он дал первую проповедь 10 преданным ученикам. Говоря языком буддистов, именно тут он впервые повернул колесо Дхармы. Географически место отмечено ступой Дамек (Damekh) и окружено достаточно симпатичным парком, на территории которого расположились небольшой зверинец, развалины монастыря и даже потомок легендарного дерева Бодхи, под которым Будда обрел просветление. Территориально оно находится в г.Бодхгайя, в 4-5 часах езды от Варанаси.

Фото 4. Ступа Дамекх на месте проповеди Будды

Добраться в Сарнатх из Варанаси оказалось достаточно муторно. Прямого автобуса или электрички нет. Но, есть рикши. Мы нашли хитрого бородатого индуса, который согласился везти нас за 400 рупий. Однако, по возвращению, он отчаянно начал клянчить больше и пытался за наш же счет полакомиться свежевыжатым соком. Как дите, ей богу. На провокацию не поддались. Отдали ровно столько, сколько договаривались.

Читайте также:  Он сломал позвоночник после неудачного парашютного прыжка, но все же покорил Эверест!

Подобные моменты в Индии — явление распространенное. Расстраиваться из-за них перестаешь очень быстро. Поэтому и наш путь никак не был омрачен. Нам надо было выбираться в Дели. и мы приступили к решению новой задачи.

Как добраться в Дели из Варанаси

Не смотря на развитую сеть автодорог в Индии, прямого автобуса мы не нашли. Самолет казался неоправданно дорогим. Мы остановились на поезде. Но с поездами в Индии тоже масса заморочек. Часто билетов на них не бывает на несколько недель вперед, однако для иностранцев иногда можно купить билеты в специальных туристских кассах по квоте. Увы, такие кассы можно найти далеко не в каждом городе. В общем, нам повезло и мы сели на поезд слиппер-класса (подобие нашего плацкарта).

Вокзал. Ждем поезда на Дели

Индийские железные дороги — это, конечно, треш. Это сказывается и на состоянии вагонов и на расписании поездов, для которых опоздать на 3-5 часов — вполне нормальная картина. Наш опоздал в Дели на 4 часа. Мы выгрузились во тьму и грязь Мейн-базара только к 2м часа ночи (хорошо, что там пешком 15 минут идти) и с трудом растолкали мирно спящего менеджера в любимой мной гостинице.

Как заключение

В общем, после коротких 3х дней в этом страннейшем городе, понял, что несмотря на весь окружающий сюр, я хочу вернуться сюда снова. Желание это не горячее и не жгучее. К примеру, тот же Катманду вызывает во мне более глубокие чувства. Но, сама атмосфера Варанаси, прозванного за одну из своих ипостасей «городом мертвых», на самом деле — очень жизнеутверждающая. Возможно, именно «ужасы» картин смерти тому главное условие.

река Ганга в 6 утра

Возможно, в одну из грядующих поездок я осяду здесь, разложу на балкончике ноутбук и продолжу работать над очередным проектом под ароматы благовоний и далекий дым погребальных костров.

А на закуску — очень атмосферное видео!

Варанаси – город мертвых.

Решил немного отойти от своей тематики, просто нашел интересное место в Индии, на мой взгляд,скажем так,для контраста нашей жизни и людей других народов.

Посты вроде этого были на Пикабу, но информации почти не давали, и больше упоминалось про реку Ганг, а не сам город, который лежит в основании почти всех легенд,связанных с этим местом. Решил это дело подправить.

ВНИМАНИЕ ! Присутствуют шокирующие фото. Впечатлительным просмотр не рекомендуется !

С чего стоит начать о Варанаси? Этот город священен. Священен на столько, что некоторые международные конвенции ООН в этом городе не имеют силы, так как отменены правительством Индии в связи с особенными обычаями и традициями, дух которых поддерживают миллионы паломников. Этот город построен Шивой, этот город и есть Шива. Одно из имён Варанаси — Каши, что переводится как сияющий. Одно из обращений к Шиве, — Каши Вишванатх, то есть Высший Владыка Сияющего Города.

Каждая религия имеет свой священный город, представляющий собой место массового паломничества и несёт первостепенную культовую значимость. В иудаизме – Иерусалим, в католичестве – Ватикан, в исламе – Мекка, в индуизме – Варанаси. Во все выше перечисленные города ежегодно съезжаются миллионы паломников на поклонение, кроме города Варанаси.Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семёрку священных городов индуизма. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно, в котором сосуществуют вечность и бытие и в этом месте можно увидеть, что собой представляет настоящая Индия.

Казалось бы, обычная набережная любого города, пусть и со своим колоритом. Ну моются люди, кто то брется,кто то что то стирает или омывает.Ну подумаешь, бедный квартал и тд. Но нет, это фактически целый обряд.

Это место-фактическое кладбище-крематорий, и не только.Индуизм подарил тем, кто его исповедует, метод гарантированного достижения мокши(очищение кармы перед следующей (освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.). Достаточно умереть в священном Варанаси (ранее – Бенарес, Каши. – Прим. авт.) – и сансара заканчивается. Наступает мокша. При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину – не выход. Так мокши точно не видать. Даже если индус отдал концы не в Варанаси, этот город все равно способен повлиять на дальнейшее его существование. Если кремировать тело на берегу священной реки Ганг в этом городе, то карма на следующую жизнь очищается. Вот и стремятся сюда индуисты со всей Индии и мира – умирать и гореть.

У Варанаси все-таки своя жизнь. Вот по Гангу плывет труп, рядом мужик стирает и отбивает о камень белье, кто-то чистит зубы. Почти все купаются со счастливыми лицами. “Ганг – наша мама. Вам, туристам, не понять. Вы смеетесь, что мы пьем эту воду. Но для нас она священна”, – объясняют индусы. И действительно – пьют и не болеют. Родная микрофлора. Хотя канал Discovery, когда снимал фильм про Варанаси, сдал пробы этой воды на исследования. Вердикт лаборатории страшный – одна капля лошадь если не убьет, то уж точно подкосит. Гадости в той капле больше, чем в списке потенциально опасных инфекций страны.

Это Маникарника Гхат – главный крематорий города. Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых – десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: “Рам нам сагагэ”. Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то “ужастика”. Реальность уходит из-под ног.

Сегодня тут ежедневно превращают в пепел от 200 до 400 тел. Причем не только со всей Индии. Сгореть в Варанаси – последняя воля многих индусов-иммигрантов и даже некоторых иностранцев. Недавно, например, кремировали пожилого американца.

Чтобы сжечь тело, потребуется 300-400 килограммов древесины и до четырех часов времени. Килограмм дров – от 4 рупий. Вся траурная церемония может стартовать уже от 3-4 тысяч рупий, или 60-80 долларов. А вот максимальной планки нет. Люди побогаче для запаха добавляют в костер сандаловое дерево, килограмм которого дотягивает до 160 долларов. Когда в Варанаси умер махараджа, его сын заказал костер полностью из сандалового дерева, а вокруг разбрасывал изумруды и рубины. Все они по праву достались работникам Маникарники – людям из касты дом-раджа.

Это низшее сословие людей, так называемые неприкасаемые. Их судьба – нечистые виды работ, к которой относят и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста дом-раджа имеет деньги, на что намекает даже элемент “раджа” в названии.Каждый день эти люди чистят территорию,просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача – найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам дом-раджа, что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.

Маникарника – не единственное в городе место для кремации. Тут сжигают умерших естественной смертью. А километром ранее, на Хари Чандра Гхат, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают нищих, не собравших денег на дрова. Хотя обычно в Варанаси проблем с похоронами нет даже у самых бедных. Дерево, которое не догорело на предыдущих кострах, бесплатно отдают семьям, у которых не хватило дров. В Варанаси всегда можно собрать деньги среди местных жителей и туристов. Ведь помогать семье покойного – для кармы хорошо. А вот в бедных селах с кремацией проблемы. Помочь некому. И символически обгоревшее и выброшенное в Ганг тело – не редкость.

В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия – сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела, по необходимости даже ныряя в воду. Рядом грузят в лодку привязанное к большой каменной плите тело. Оказывается, далеко не все тела можно сжечь. Запрещается кремировать садху, ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации,посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри – дети. Не получится кремировать больного лепрой. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых,по местным меркам, денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

Говорят, успешные исходы – не редкость. “Четыре года назад в 300 метрах от Маникарника отшельник поймал и оживил тело. Семья была так счастлива, что хотела озолотить садху. Но тот отказался, ведь если возьмет хоть одну рупию – потеряет всю свою мощь”, – рассказал мне Каши Баба. Еще не сжигают животных, ведь они – символы богов. Но что потрясло меня больше всего, так это существовавший до сравнительно недавнего времени жуткий обычай – сати. Сожжение вдов. Умирает муж – жена обязана гореть в том же огне. Это не миф и не легенда. По словам Каши Баба, это явление было распространенным еще каких-то 90 лет назад.По информации учебников, сожжение вдов запретили в 1929-м. Но эпизоды сати случаются и сегодня. Женщины много плачут, поэтому им запрещено находиться возле костра. Но буквально в начале 2009 года для вдовы из Агры сделали исключение. Она хотела последний раз проститься с мужем и попросилась подойти к огню. Туда и прыгнула, причем когда костер пылал уже вовсю. Женщину достали, но она сильно обгорела и умерла до приезда врачей. Кремировали в том же костре, что и ее суженого.

Читайте также:  5 стран, которые вы узнаете по уникальной манере одеваться

Разжигать костер можно только естественным способом. Если умерла женщина – полностью не сжигают ее таз, если мужчина – ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.

Несмотря на то,что я уже выше указывал про сборщиков трупов, на самом деле данная функция ими очень слабо выполняется. Именно поэтому трупы могут плавать там очень долго, проходя фактически полный цикл разложения.

Теги “жесть” тоже ставлю. Самые жуткие фото решил все же не выкладывать. Извините уж.

Осмелюсь данный пост все же опубликовать в сообществе “Криминал”, поскольку не считаю подобное законным, пусть и для другой страны.

Варанаси: 5 особенностей святого города индии — города мертвых и святых

В то время, когда я считала, что когда-нибудь отправлюсь в Индию, я воображала себе лишь данный город. Я желала попасть в Варанаси. И все — мне бы его хватило. Так думала я. Воображала, как сижу на гатах вместе с каким-нибудь умным садху (аскетом, святым, йогином, что отказался от жизненных благ и ушел в созерцание). Считала, что он наконец-то ответит на все мои вопросы, закроет тему страхов и тревог, а напоследок мы вместе с ним синхронно станем на голову и так распрощаемся по-йогински.

Я желала заметить мудрость на ощупь. Познать, какой же он — индуизм, о котором я столько просматривала. Заметить спокойствие и благостность.

Ни одно из знаний про Варанаси мне не понадобилось

Меня пугали трэшем: более трэшевого города, чем Варанаси не отыщешь, давали предупреждение меня. В том месте неясно, из чего в действительности сделана еда, если тебя это не смущает, то, само собой разумеется, езжай. Мы продолжительно искали, где поселиться, пока не нашли единственное место, где не воняет крематорием, ты же в курсе, что в том месте выполняют кремации, увещевала знакомая. Еще до поездки в Индию я была укомплектована такими “нужными” знаниями про Варанаси по самое горлышко. И понимаете, что?

Ни одно из этих знаний мне не понадобилось. Я имею в виду по большому счету ни одно: ни хорошее, ни нехорошее. По причине того, что Варанаси в действительности был совсем вторым. Исходя из этого мой вам совет: станете ехать в данный город, забудьте обо всем, что вам говорили, вычистите из головы все, что вы просматривали, и, прошу вас, по большому счету прекратите воображать себе, не давайте волю воображению. Если вы все это выполните, вам тут понравится.

Да что в том месте – вам везде понравится.

Я поделюсь тем, что меня впечатлило в Варанаси, одном из восьми святых городов Индии, городе мертвых и городе святых:

1. Предрассветный имбирный чай с молоком на гатеКаждое утро, еще до восхода солнца, мы выходили на гат и замечали, как пробуждается жизнь на Ганге. Варанаси – город, что фактически на полную мощность живет на реке. С самого утра ко мне сходятся местные на молитвы и утренние омовения.

Мы сидели, кутались в утепленные кофты, зябли от утренней свежести и от картины, что разворачивалась перед нами: мужчины в саронгах и дамы в сари находились по пояс в Ганге, молились и залихватски заныривали в воду.

“Ты ежедневно приходишь на Ганг?”, — задаю вопросы у местного парня по имени Шива. “Да, само собой разумеется. Это же Ганг. Как в противном случае?”, — удивляется он моему вопросу. “Прости, я на данный момент задам глупый вопрос. Ты веришь в силу Ганга?”, — я осознаю, что задаю глупый вопрос индусу. “А для чего верить? Я знаю. Ганг может все. Вот, к примеру, болит у тебя пузо, приходи ко мне, выпей воду из Ганга, и пузо болеть прекратит.

Тут умываются, моются, стирают, купают буйволов и отдают прах по окончании кремаций. Ганг принимает все. Наблюдаю на него и стараюсь не думать: весьма интересно, а мой чай также сделан на воде из Ганга?

2. Люди, каковые устали быть святыми“Маджур, сообщи, а где возможно заметить агхори? Тех аскетов, каковые медитируют у погребальных костров, дремлют с костями и питаются трупами. Их реально тут встретить?”, — задаю вопросы у местного режиссера. Он родом из Варанаси, на данный момент обучается на режиссерском в Мумбаи.

Приехал на родину отснять документальный фильм. “В случае если честно, я их ни при каких обстоятельствах не видел”, — смеется мне в ответ режиссер. “Другими словами вот эти юноши, вымазанные сажей, это не агхори?”, — кроме того не удивляюсь я. “А ты как думаешь? — заливисто смеётся. — Легко туристы желают видеть агхори, вот эти юноши и отрабатывают, тем самым получая копеечку.” “А садху, Маджур? Вот эти медитирующие мужчины, каковые за любой твой ход просят денег, они не…?” “Нет, они не садху. Настоящий садху ни при каких обстоятельствах не будет брать деньги, запомни.

У меня имеется собственный садху. Мой гуру, мой преподаватель. Он учит меня всему. Я прихожу к нему за советом, задаю вопросы у него, как поступить в той либо другой ситуации, он слушает меня, наставляет меня.

Он ни при каких обстоятельствах у меня денег не просил. Но, он ни при каких обстоятельствах не выйдет на гат.”

3. Жизнь, которая быстротечнее, чем мы думаемТолько на двух гатах тут выполняют кремации. Но этого хватает. Кремацией занимается самая низшая каста. “Из-за чего ты занимаешься этим?”, — задаю вопросы у мужчины, что взялся поведать нам об обряде кремации. “Мой дедушка этим занимался, мой папа, и я обязан. Осознаёшь, я желаю отмыть собственные грехи, очистить карму, дабы в следующей судьбе появиться в второй касте, — отвечает и неспешно продолжает путь. — Мы три раза окунаем тело в Ганг.

Семья приносит пламя из храма Шивы, сын (либо самый близкий родственник) поджигает тело. Семья пять раз обходит его по кругу. Вот и целый ритуал.” — говорит. “Ты этим занимаешься?

Я имею в виду готовишь к кремации, приносишь дрова и все?”, — мне правда весьма интересно, до этого я ни при каких обстоятельствах так продолжительно не общалась с человеком, что всегда смотрит в лицо смерти. Более того, он знают ее на запах. “Нет, не только. Видишь это старое обугленное строение? Это хоспис.

В том месте живут люди, каковые ожидают смерти. Кое-какие сами ко мне приезжают, вторых мы отыскиваем и приводим. Тех, кто летально болен, стар, немощен, у кого нет близких и родных.

Мы их кормим, наблюдаем за ними…” “До тех пор пока они денно и нощно наблюдают на погребальные костры?” “Да. Они ожидают собственного часа.”

В йоге имеется теория: каждому человеку отмеряно определенное кличество вдохов. А мы все спешим, бежим куда-то, торопимся. Запыхавшись, хвастаем своим мультитаскингом: мол, наблюдай, сколько я всего успела, да и то, и это, я молодец. Не нужно так… Не спешите. Расслабьтесь. Дышите глубоко и медлительно.

Лишь тут, стоя на гате, смотря на погребальные костры, я осознала основное, что желаю вам сообщить: дышите медлительно. Не спешите. Успеется.

4. Жизнь – это эмпатияАмериканец Том день назад прилетел в Варанаси. С собой он привез целый портфель вакцин. И этим утром занялся своим привычным делом: Том – ветеринар. Он устроился на гате и лечил бесприютных псов, каковые сами к нему бежали. Он их колол в холку, натирал мыльными растворами, давал таблеточку и отпускал восвояси.

Через 180 секунд около него собралась масса людей индусов и собак: одни бежали лечиться, другие помогали лечить. И это был так мило. До слез.

Люди, вы такие крутые!

5. Город, где ежедневно восходит солнце

— Ты на следующий день улетишь на юг, в собственный Бангалор, тебя же в том месте будут задавать вопросы про северян, что ты про нас поведаешь?, — задаёт вопросы меня Наив, у которого мы поселились.
— Я сообщу, что ни черта вы не различные. Вы однообразные. Легко желаете быть не похожими, вот и выделываетесь. Поведаю, что Варанаси — город, что пахнет кострами. Лишь не погребальными. А простыми. Кострами, каковые разжигают на улицах, дабы заварить чай.

Поведаю, что это город, где готовят самый вкусный утапам, индийскую пиццу. Поведаю, что это город, где ежедневно восходит солнце. Что бы ни произошло с тобой сейчас, ты совершенно верно знаешь, что на следующий день взойдет солнце. Не бывает в противном случае. Оно постоянно восходит.

Случайная запись:

Статьи по теме:

Остров находится в середине теплого Средиземного моря, исходя из этого сезон тут дольше и жарче, чем в прибрежных районах Европы. Кипр приятно поразит…

Громадным национальным своеобразием владеет русская ухмылка — фактически она делает идеальные иные, если не сообщить, противоположные функции, чем…

Морской курорт Черногория купила славу бюджетного места отдыха. В сезон тут большой ажиотаж, исходя из этого приморские города и села стараются…

Ссылка на основную публикацию