10 самых чудовищных экспериментов над психикой - Svadba-Narofominsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

10 самых чудовищных экспериментов над психикой

10 самых чудовищных экспериментов над психикой

Наша психика была и остается самой неизученной областью медицины. Конечно, интересно, что происходит в голове человека, когда он думает, когда совершает те или иные поступки. Все это требует тщательного изучения. Но не такими, же способами!

1. Как наркотики влияют на человека

Этот эксперимент был проведен в 1969 году, слава богу, на животных. Ставку сделали на обезьян и крыс, которые близки человеку физиологически. Их приучали принимать наркотические вещества самостоятельно. А когда подопытные уже не смогли обходиться без морфина, кодеина, кокаина и прочих препаратов, их просто бросили на произвол судьбы. Цель ужасного эксперимента заключалась в том, чтобы установить скорость привыкания человека к наркотикам.

У бедных животных началась ломка, в результате которой одни выдергивали себе пальцы, другие – шерсть, а третьи без наркотика просто погибали.

2. Приобретенная беспомощность

Этот опыт также был поставлен на братьях наших меньших – собачках. Их них было сформировано три группы. Первую подгруппу держали некоторое время в клетке, после чего была выпущена. Вторую – подвергали неожиданным ударам тока, которые возможно было прекратить, нажав на рычаг внутри самой клетки. Третьей группе не предоставили возможность останавливать удары тока. Собаки стали реагировать на них, как на неизбежность. У них появились признаки тревожного расстройства. В результате, когда их выпускали из клеток, животные не сдвинулись с места.

Это было в 1966 году. Марк Селигман и Стив Майер доказали, что беспомощность можно приобрести при определенных условиях.

3. Спасибо за наше счастливое детство

Вряд ли сказали бы участники этого эксперимента, если бы умели говорить. На этот раз также досталось обезьянкам. В 1960 году Гарри Харлоу отобрал детеныша обезьяны у матери и разлучил обоих на целый год. В результате, у детеныша началась депрессия.

Все это затеивалось для того, чтобы доказать, что хорошее детство не исключает психических расстройств.
Именно после этого эксперимента началось движение по защите животных.

4. Чем только не пожертвуешь ради науки

Например, чужими детьми. Американский доктор Джонсон и его ассистентка Тюдор разделили 22 ребенка на две группы. Первой группе повезло – ее участников хвалили за правильную, красивую речь. Вторую же – высмеивали и называли «жалкими заиками».

Ужас в том, что у детей со второй группы, совершенно не имеющих проблем с речью, стали появляться такие дефекты, как заикание. Похожие эксперименты проводились в фашистских концлагерях.

5. Несчастный малыш

А как можно быть счастливым, когда на тебе проводят такие эксперименты, да еще без твоего согласия?! Доктор Уотсон решил проверить, как формируется страх у детей. 9-ти месячному Альберту показывали белую крысу, белую вату и маску Санта-Клауса с белой бородой. После того, как мальчик привык играть с крысой, «сердобольный» врач ударял железным молотом по металлической пластине позади ребенка. Этот звук, конечно же, пугал малыша. И через некоторое время, у Альберта начиналась истерика всякий раз, когда он видел крысу, вату и маску.

В результате этого чудовищного эксперимента, Джон Уотсон предположил, что все страхи формируются в детстве. А вот малыша так и не удалось вылечить от страха.

6. Тюремный эксперимент

Данный опыт называется официально Стэнфордский, а по сути, не имеет названия. Психологу Филиппу Зимбардо захотелось понаблюдать за поведением людей в нестандартных условиях. 24 студента сами вызвались помочь доктору. Только вряд ли результат их обрадовал.

Добровольцев поделили на две группы: «надзирателей» и «заключенных» и поместили в условия, максимально приближенные к тюремным. Всего лишь на другой день эксперимента реакция обоих групп резко изменилась. И одни и вторые прочно вошли в свои роли. Да так, что «надзиратели» стали по садистски относиться к своим вчерашним товарищам.

А «заключенные», на вопрос, об их имени, называли номера. Кроме того, у них очень быстро появились признаки тревожных расстройств, депрессии, беспомощности.
Эксперимент рассчитывался на 2 недели, а закончился за 6 дней.

7. Проект “Аверсия”

Это сейчас по всей планете шагают марши «несогласных» и гласных. И нетрадиционной сексуальной ориентацией никого не удивишь. Наоборот, это даже входит в моду. Советские люди помнят, как с такими людьми обращались в то время. За это, между прочим, полагалась статья в уголовном кодексе.

В армии ЮАР тоже решили, что «таких не берут в космонавты». И с 1970 по 1989 г.г. гомосексуалистам была объявлена негласная война. Заключалась она в применении к военнослужащим с нетрадиционной ориентацией всех запрещенных медицинских методов. От электрошока до гормональных препаратов. От кастрации до операций по смене пола. Всего пострадало около 1000 молодых парней до 24 лет.

Обри Левин, доктор, проводящий эксперименты, с тех пор пошел на повышение и стал профессором психиатрии.

8. Секреты мимики

Психиатр Карини Лэндис решил изучить человеческую мимику в 1924 году. В этом ему помогли студенты. На их лицах доктор нарисовал линии жженой пробкой, чтобы они стали более отчетливыми. Далее, с помощь различных манипуляций ребят заставляли испытывать сильные эмоции. В такие моменты их снимали на фотокамеру. Но доктору этого показалось мало, и он предложил испытуемым отрезать головы лабораторным мышкам. Добровольцы были против, но выполнили указания, чем причинили животным невыносимые мучения.

Обидно то, что с медицинской точки зрения этот эксперимент не принес ничего полезного и ничего не доказал. Зато показал, как авторитет может подчинять себе людей.

9. Эксперимент Милгрэма

Он так же, как и предыдущий эксперимент основан на подчинении авторитету. Его автор Стэнли Милгрэм описывает этот ужасный опыт в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». Его цель – исследование реакций человека на указания, расходящиеся с его внутренними жизненными принципами.
Брали т.н. «учителя» и «ученика» и давали им разряд тока в 45 вольт. Объясняли это целью выявления новых методов запоминания. Далее обоих разводили по разным комнатам. «Учитель» по связи давал задания «ученику» на запоминания и если последний ошибался, то первый должен был нажать кнопку, которая била током «ученика». На самом деле, никакого ученика не было, это был просто актер, который прекрасно играл свою роль.

Результаты опыта ужасны, как и сам опыт: 65% ”учителей” доходили до разряда в 450 вольт, при этом они знали, что ”ученик” испытывал невыносимую боль. В основном, все испытуемые подчинялись указаниям. 40 «учителей» остановились только на 300 вольтах, 26 шли до последнего — 450 вольт. И только 5 человек прекратили опыт на первом же этапе.

10. Как поспорить с природой

Это, пожалуй, самый беспощадный эксперимент и существо, которое его делало, вряд ли может зваться человеком.
Началось все всего лишь с обычного обрезания 8-ми месячному малышу Боюсу Раймеру. Однако во время операции были повреждены половые органы. Родителям посоветовали, ни много, ни мало, сменить пол ребенку. Так Брюс превратился в Бренду.

Позже выяснилось, что нечистоплотный психолог Джон Мани, по совету которого и была сделана операция, просто проводил эксперимент. Его целью, было, доказательство того, что пол – это всего лишь результат воспитания, а не заслуга природы. Он следил за жизнью несчастного ребенка и писал отчеты о том, что тот ведет себя как девочка. Мани, даже, пичкал испытуемого женскими гормонами, чтобы у того формировались соответствующие половые органы. Однако спорить с природой бесполезно. И у Брюса – Бренды все чаще стало проявляться мальчишеское поведение.

В результате этого нескончаемого ужаса, мать мальчишки неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством, а отец превратился в алкоголика. Сам же Брюс сделал несколько операций по возвращению своего природного пола и даже женился на женщине с тремя детьми.

Однако все эти эксперименты так подействовали на психику несчастного, что в 38-летнм возрасте он свел счеты с жизнью.

Ужасные и чудовищные эксперименты над психикой.

10. “Чудовищный эксперимент”

Эксперимент на детьми-сиротами, который провели Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор (Университте Айовы, США), нельзя не назвать чудовищным.
Для эксперимента было отобрано 22 ребенка, которых разделили на 2 группы. Детей с первой группы хвалили и говорили им, как они хорошо и чисто говорят. Второй группе не так повезло — высмеивали каждую их мелочь, а после назвали их ”жалкими заиками”. Как последствие — большая часть детей, у которых никогда не было проблем с речью возникли все симптомы заикания и других дефектов речи.

Эксперимент долгое время скрывался, чтобы не навредить репутации его создателя — Уэнделлу Джонсону. Похожие исследования проводились и в концлагерях нацистской Германии. Позже, в 2001 Джонсон принес официальные извинения всем пострадавшим из-за эксперимента.

9. Проект “Аверсия”

В период 1970-1989 г., в армие ЮАР проводилась секретная очистка от военнослужащих с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Лечение проводилось всеми способами — от электрошоков до химических кастраций. Было ”очищено” примерно 1000 человек.

Армейскими психиатрами были приняты все меры по искоренению гомосексуалистов. Тех кто не лечился психиатрическим путем направлялись на процедуры электрошоком, или их заставляли принимать гормональные препараты, или даже заставляли проводили операции по смене пола. В основном это были парни в возрасте от 16 до 24 лет.

Доктор Обри Левин, который проводил этот эксперимент, сейчас профессор психиатрии в канадском университете Калгари.

8.Стэнфордский тюремный эксперимент

Этот эксперимент известного психолога Филиппа Зимбардо не был задуман для чьих либо мучений или издевательств. Суть его была в том, чтобы посмотреть на поведение людей, которых поместили в нетипичные для них условия. И вот 24 студента-добровольца, разделенных на ”заключенных” и ”надзирателей”, поместили в подвал университета, оборудованный как тюрьма.

С начала эксперимент проходил спокойно — студенты просто не понимали, как и что им нужно делать. Но уже второй день вкорне поменял их поведение, после того, как розыгранное восстание ”заключенных” было подавлено с жестокостью студентами-надзирателями. Сутдентами, которые играли роли ”надзирателей”, была разработана система привилегий, цель которой было внедрение недоверие ”заключенных” к друг другу, чтобы они были разобщены. У ”надзирателей” появилась мысль, которая преследовала их всегда, что ”заключенные” готовят бунт, и из-за этого была максимально сильно ужесточена система контроля — ”надзиратели” сопровождали ”заключенных” даже в туалет. Из-за чего у студентов-заключенных появились признаки депрессии, беспомощности, эмоциональные расстройства.

Через несколько дней к ”заключенным” пришел ”тюремный священник”, который задал им несколько вопросов. Когда он задал им вопрос как их зовут — ”заключенные” называли свои номера, вместо имен, а на вопрос, как они будут выбираться из тюрьмы у них не было ответа, этот вопрос вызывал ступор.

Ужас этого эксперимента составляло то, что все вжились в свои роли — ”заключенные” ощущали себя, как в настоящей тюрьме, а у ”надзирателей” появились садистские наклонности по отношению тех, которые несколько дней назад были лучшими друзьями.

Эксперимент был завершен на 6 день, хотя и был рассчитан на 2 недели.

7. Исследования о воздействии наркотиков на организм

В 1969 году был проведен эксперимент рассчитанный на то, чтобы узнать как быстро человек привыкает к наркотическим веществам. Для этого были отобраны животные, наиболее близкие к человеку по физиологии: крысы, обезьяны. Для начала животных приучали вводить себе наркотики: морфин, кокаин, кодеин, амфетамин и т. д.. Позже, когда животные научились делать это, их оставили на самих себя. Поначалу животные потеряли голову и даже пытались убежать.

Обезьяны, которые принимали кокаин, вырвали себе фаланги пальцев из-за конвульсий и галлюцинаций. Обезьяны, принимавшие амфетамин, повыдергивали у себя всю шерсть, а те кто вводил себе кокаин и морфин сразу, погибали за 2 недели.

Хоть у эксперимента были хорошие цели — разработка эффективного лечения наркозависимости, его нельзя назвать гуманным.

Читайте также:  ТОП-5 книг, в которых читатель становится автором

6. Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность

А вот эксперименты Карини Лэндиса в 1924 привели его к изучению человеческой мимики. Он хотел вывести закономерность работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоционального состояния, а также найти мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций. В этом ему помогли студенты, которым он нарисовал на лицах линии жженой пробкой, чтобы эмоции были отчетливей. Далее студентам приходилась делать все, что вызывает сильные эмцоции: слушать джаз, нюхать амиак, засовывать руки в ведра с жабами, смотреть порнографические картинки. В такие моменты их фотографировали. Все было в порядке, пока Карини не попросил испытуемых отрезать головы белым мышам. Студенты отказывались, плакали, кричали. И из-за того, что они и понятия не имели как сделать это быстро и безболезненно для крыс, животным причинили много мук.

В последствии никакой закономерности в выражении лица выявить не удалось, зато психологи выяснили, что людей легко подчинить авторитету и заставить их сделать то, что в повседневности они бы не сделали.

5. Крошка Альберт.

Джон Уотсон в 1920 году решил провести эксперимент над младенцами. Основной идеей эксперимента было выявления формирования реакции страха на предметы, которые до этого не пугали. Мальчику Альберту, которому было всего 9 месяцев, показывали ручную белую крысу. Вместе с ней ему показывали белую вату, кролика, маску Санта Клауса с бородой. Через несколько месяцев Альберту дали поиграть с крысой. После того, как мальчик привык к крысе, всегда, когда он садился на коврик поиграть с крысой — Уотсон ударял железным молотом по металлической пластине позади ребенка. Через некоторое время Альберт начал избегать контакта с крысой, а потом и вовсе плакал, как только видел крысу.

Когда ему показывали белого кролика, вату, маску Санта Клауса с бородой — мальчик также плакал.

Благодаря этому эксперименту, Уотсон выдвинул предположение, что страхи формируются в раннем детстве. К сожалению мальчика так и не удалось вылечить от страха перед белой крысой.

4. Приобретенная беспомощность.

В 1966 Марком Селигманом и Стивом Майером были проведены эксперименты над собаками. Их поделили на 3 группы — первая группа провела некоторое время в клетке, после чего их отпустили, вторая группа была подвержена неожиданным ударам тока, которые можно было остановить нажав на рычаг внутри клетки, ну а третья группа также подвергалась неожиданным ударам тока, но их никак нельзя было остановить. В последствии у третьей группы выработалась ”приобретенная беспомощность” — собаки были уверенны, что они беспомощны перед внешним миром. Через некоторое время у них появились признаки клинической депрессии. После того, как собак из группы №3 посадили в открытые вольеры — они не двинулись с места, даже когда их подвергли удару током. Собаки просто реагирвоали на боль, которую считали чем-то неизбежным.

Ученые сделали вывод, что человек поступает также после нескольких неудач. Только стоили ли таких выводов такие издевательства над собаками?

3. Эксперимент Милгрэма

Эксперимент 1974 года Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге “Подчинение авторитету: экспериментальное исследование”. Путем жребия между испытуемым и актером был выбран ”ученик” и ”учитель”, но на самом деле испытуемый всегда был ”учителем”. Испытуемому ”учителю” сказали, что цель эксперимента — выявление новых методов запоминания, но на самом деле, цель заключалась в том, что исследовать поведение человека, который получает указания, расходящиеся с его поведенческими нормами.

Сначала и ”ученика” и ”учителя” были ”демонстрационным” разрядом тока в 45 вольт.

Далее ”учителя” переводили в другую комнату, откуда он по громкой связи давал легкие задачи на запоминание. Когда ”ученик” ошибался — испытуемый должен был нажать кнопку, которая била током актера. Но на самом деле ”ученика” не било током. Также, после каждой ошибки ”учитель” увеличивал напряжение на 15 вольт. По мере прохождения эксперимента, актер просил и остановить эксперимент, на что отвечал отказом, и играл сильный дискомфорт, потом сильную боль, и срывался на крик. Эксперимент заканчивался, когда напряжение доходило до 450 вольт. Если ”учитель” сомневался — его заверяли, что основатели эксперимента берут на себя полную ответственность за безопасность ”ученика”, что эксперимент должен быть продолжен.

Результаты поражают: 65% ”учителей” доходили до разряда в 450 вольт, при этом они знали, что ”ученик” испытывал адскую боль. Большинство испытуемых подчинялось приказаниям руководства эксперимента. Кстати, из 40 испытуемых ни один ”учитель” не остановился на отметке до 300 вольт, пятеро из всех остановились на этом уровне, и 26 дошло до конца — 450 вольт.

Из эксперимента был сделан вывод, что у людей есть склонность неприкословно исполнять приказы начальства, которыми потом они и оправдывались. Испытуемый выполнял указания не смотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

2. “Источник отчаяния”

В 1960 году Гарри Харлоу провел свой эксперимент на обезьянах. Он отобрал детеныша обезьяны, у которого были самые крепкие связи с матерью, и посадил в клетку. Там ее содержали в течении года и отпускали. У большинства детенышей обезьян начинались психические отклонения.

Выводы эксперимента — счастливое детство не защищает от депрессий.

Движения по защите животных началось именно после этого эксперимента.

1. Мальчик, которого воспитали как девочку

В 1965 году Боюсу Раймеру — тогда еще 8-месячному мальчику, который был рожден в Виннипеге, Канада — было сделано обрез

10 самых жутких экспериментов над людьми

Эксперименты на людях всегда будут спорной темой. С одной стороны, такой подход позволяет нам получить больше информации о человеческом теле, которой в будущем найдётся полезное применение, с другой же есть целый ряд этических вопросов. Лучшее, что мы можем сделать как цивилизованные человеческие существа — это постараться найти некий баланс. В идеале мы должны проводить эксперименты, нанося человеку как можно меньше вреда.

Однако случаи из нашего списка — полная противоположность этой концепции. Мы можем только представить себе боль, которую испытывали эти люди — для тех, кому нравилось играть в Бога, они значили не больше морских свинок.

1. Лечение безумия хирургическим путём

Доктор Генри Коттон считал, что основополагающими причинами безумия являются локализованные инфекции. После того, как в 1907-м году Коттон стал главой сумасшедшего дома в городе Трентон, он стал практиковать процедуру, называемую им хирургической бактериологией: Коттон и его команда выполнили тысячи хирургических операций на пациентах, часто без согласия последних. Во-первых, они удаляли зубы и миндалины, а если этого оказывалось недостаточно, то «врачи» делали следующий шаг — удаляли внутренние органы, являющиеся, по их мнению, источником проблемы.

Коттон настолько верил в свои методы, что прибегал к ним даже на себе и своей семье: например, он удалил некоторые зубы самому себе, своей жене и двум сыновьям, одному из которых также была удалена часть толстого кишечника.

Коттон утверждал, что при его лечении наблюдался высокий процент выздоровления пациентов, а также что он просто стал громоотводом для критики тех моралистов, которые находили его методы ужасающими. Смерть 49-ти своих пациентов при колэктомии, например, Коттон оправдал тем, что те до операции уже страдали «терминальной стадией психоза». Последующее независимое расследование показало, что Коттон сильно преувеличивал.

После его смерти в 1933-м году подобные операции больше не проводились, а точка зрения Коттона канула в безвестность. К его чести, критики постановили, что он был вполне искренен в своих попытках помочь пациентам, хоть и делал это безумным обманным путём.

2. Вагинальная операция без анестезии

Джей Марион Симс, почитаемый многими как пионер в области американской гинекологии, в 1840-м году приступил к обширным исследованиям в области хирургии. В качестве подопытных он использовал нескольких женщин из числа негритянок-рабынь. Исследование, занявшее три года, было нацелено на хирургическое лечение пузырно-влагалищных свищей.

Симс считал, что недуг возникает при аномальном соединении мочевого пузыря с влагалищем. Но, что странно, операции он выполнял без анестезии. Один субъект, женщина по имени Анарча, пережила целых 30 таких операций, что в конечном счёте позволило Симсу доказать свою правоту.

Это было не единственным ужасающим исследованием, проведённым Симсом: он также пытался лечить детей рабов, страдающих от тризма — спазмов жевательной мускулатуры — используя сапожное шило, чтобы сломать, а потом выровнять их кости черепа.

3. Случайная бубонная чума

Ричард Стронг, врач и глава Биологической лаборатории Филипиннского научного бюро, сделал заключённым из манильской тюрьмы несколько прививок в попытке найти идеальную вакцину против холеры. В одном из таких экспериментов в 1906-м году он по ошибке заразил заключённых вирусом бубонной чумы, что привело к смерти 13-ти человек. Правительственное расследование инцидента затем подтвердило этот факт. Было заявлено о трагической случайности: бутыль с вакциной перепутали с вирусом.

Стронг после своего фиаско на некоторое время залёг на дно, но шесть лет спустя вернулся в науку и сделал заключённым ещё одну серию прививок в этот раз в поисках вакцины от болезни бери-бери. Некоторые участники эксперимента умерли, а выжившим компенсировали страдания, подарив им несколько пачек сигарет.

Пресловутые эксперименты Стронга были настолько бесчеловечными и привели к таким катастрофическим последствиям, что позже на Нюрнбергском процессе нацистские обвиняемые привели их в качестве примеров в попытке оправдать собственные ужасающие эксперименты.

4. Рабов обливали кипятком

Такой метод можно расценивать скорее как пытку, чем как лечение. Доктор Уолтер Джонс в 1840-х годах рекомендовал кипяток в качестве лекарства от брюшной пневмонии — он в течение нескольких месяцев испытывал свой метод на многочисленных рабах, страдающих от этого заболевания. Джонс очень подробно описал, как одного пациента, 25-летнего мужчину, раздели догола и заставили лечь животом на землю, а затем Джонс вылил на спину пациента около 22-х литров кипятка.

Тем не менее, это был не конец: врач заявил, что процедуру следует повторять каждые четыре часа, и, возможно, этого будет достаточно для «восстановления капиллярного кровообращения». Позднее Джонс заявлял, что вылечил таким способом множество пациентов, и утверждал, что никогда ничего не делал собственноручно. Ничего удивительного.

5. Воздействие электрическим током непосредственно на мозг

Хотя идея бить током кого-либо для лечения нелепа сама по себе, врач из Цинциннати по имени Робертс Бартолоу вывел это на следующий уровень: он послал разряд электрического тока прямо в мозг одного из своих пациентов. В 1847-м году Бартолоу лечил больную по имени Мэри Рафферти, страдающую от язвы в черепе — язва в буквальном смысле проела часть черепной кости, и мозг женщины был виден через это отверстие.

Робертс Бартолоу

С разрешения пациентки Бартолоу вставил электроды непосредственно в мозг и, пропуская по ним разряды тока, стал наблюдать за реакцией. Он повторил свой эксперимент восемь раз в течение четырёх дней. Поначалу, казалось, Рафферти чувствовала себя прекрасно, но на более поздней стадии лечения впала в кому и через несколько дней умерла.

Реакция общественности была настолько велика, что Бартолоу пришлось уехать и продолжить свою работу в другом месте. Позже он поселился в Филадельфии и в итоге получил почётную должность преподавателя в медицинском колледже Джефферсона, доказав, что даже сумасшедшим учёным может сильно повезти в жизни.

6. Трансплантация яичек

У Лео Стэнли, главврача тюрьмы Сан-Квентин с 1913-го по 1951-й год, была сумасшедшая теория: он считал, что мужчины, совершавшие преступления, имели низкий уровень тестостерона. По его словам, повышение уровня тестостерона у заключённых приведёт к снижению преступного поведения.

Лео Стэнли

Чтобы проверить свою теорию, Стэнли провел серию странных операций: он хирургически пересаживал яички недавно казнённых преступников ещё живым заключённым. В связи с недостаточным количеством яичек для экспериментов (в среднем в тюрьме проводилось три смертных казни в год) Стэнли вскоре стал использовать яички разных животных, которые он обрабатывал различными жидкостями, а потом вводил под кожу заключённых.

Читайте также:  Наши в Голливуде: кто получил больше Оскаров – украинцы или русские

Стэнли заявил, что к 1922-му году провёл подобные операции на 600 испытуемых. Он также утверждал, что его действия были успешными, и описал один частный случай, как престарелый заключённый кавказского происхождения стал бодрым и энергичным после того как ему пересадили яички молодого негра.

7. Шоковая терапия и ЛСД для детей

Лауретта Бендер больше всего известна, пожалуй, благодаря созданию психологического гештальт-теста Бендер, оценивающего движения ребёнка и его способности к познанию. Однако Бендер также занималась несколько более спорными исследованиями: будучи психиатром в больнице Беллвью в 1940-х годах, она ежедневно подвергала по 98 пациентов-детей шоковой терапии в попытке вылечить их состояние под названием «детская шизофрения», которое сама же и придумала.

Лауретта Бендер

Она сообщила, что шоковая терапия была крайне успешной, и что рецидив наблюдался впоследствии лишь у нескольких детей. Как будто шоковой терапии было недостаточно, Бендер также вводила детям дозы ЛСД и псилоцибина — химического вещества, содержащегося в галлюциногенных грибах, причём таких доз наркотиков было бы много и для взрослого человека. Часто дети получали по одному такому уколу в неделю.

8. Эксперимент с сифилисом в Гватемале

В 2010-м году американской общественности стало известно о крайне неэтичном эксперименте с сифилисом. Профессор, изучавший печально известное исследование сифилиса Таскиги, обнаружил, что та же здравоохранительная организация также провела аналогичный эксперимент в Гватемале. Это откровение побудило Белый дом сформировать следственный комитет, и обнаружилось, что спонсируемые правительством исследователи преднамеренно инфицировали 1300 гватемальцев сифилисом в 1946-м году.

Целью исследования, продолжавшегося два года, было узнать, может ли пенициллин быть эффективным средством лечения для уже инфицированного пациента. Учёные заплатили проституткам, чтобы те заразили других людей, в основном солдат, заключённых и психически больных. Разумеется, мужчины не знали о том, что их намеренно хотят заразить сифилисом. В общей сложности из-за эксперимента погибло 83 человека. Эти ужасные результаты побудили президента Обаму лично извиниться перед президентом и народом Гватемалы.

9. Эксперимент по повышению прочности кожи

Дерматолог Альберт Клигман в 1960-х годах испытывал комплексную экспериментальную программу на заключённых тюрьмы Холмсбург. Один из таких экспериментов, спонсируемых армией США, был направлен на увеличение прочности кожи. Теоретически укреплённая кожа могла бы защитить солдат от химических раздражителей в зонах боевых действий. Клигман применял различные химические кремы и средства на заключённых, но единственным результатам стало появление многочисленных рубцов — и боль.

Альберт Клигман

Фармацевтические компании также нанимали Клигмана для проверки своей продукции: они платили ему за то, чтобы он использовал заключённых в качестве хомячков. Разумеется, добровольцам тоже платили, хоть и немного, но они не были полностью проинформированы о возможных неблагоприятных последствиях. В результате многие химические смеси привели к возникновению на коже волдырей и ожогов. Клигман же был совершенно безжалостным человеком. Он писал: «Когда я приехал в тюрьму в первый раз, всё, что я видел перед собой — это бесконечные акры кожи».

В конце концов, возмущение общественности и последующее расследование вынудило Клигмана прекратить свои эксперименты и уничтожить всю информацию о них. К сожалению, бывшим испытуемым компенсацию за ущерб так и не предоставили, а Клигман позже разбогател, изобретя Ретин-А — средство по борьбе с акне.

10. Эксперименты по люмбальной пункции на детях

Люмбальная пункция, иногда называемая также поясничным проколом, — часто необходимая процедура, особенно при неврологических заболеваниях и заболеваниях позвоночника. Но гигантская игла, втыкаемая прямо в позвоночный столб, обязательно принесёт пациенту мучительную боль.

Артур Вентворт

Тем не менее, в 1896-м году врач-педиатр Артур Вентворт решил проверить очевидное: во время экспериментальной спинномозговой пункции, которую делали молодой девушке, Вентворт заметил, как пациентка сжалась от боли во время процедуры. Он заподозрил, что операция оказалась болезненной (в то время почему-то считалось, что это не больно), но полностью уверен не был. Так что он сделал ещё несколько процедур — на 29-ти младенцах и детях ясельного возраста.

В конце концов, он пришел к выводу, что процедура является хоть и болезненной, но, тем не менее, очень полезной, так как помогает диагностировать болезнь. Выводы Вентворта получили смешанные отзывы коллег: некоторые хвалили его, но один из критиков заявил, что это не более чем «вивисекция». Растущее общественное негодование по поводу экспериментов позже вынудило Вентворта оставить преподавательскую работу в Гарвардской медицинской школе.

Страх и ненависть: 4 самых опасных психологических эксперимента в истории человечества

Почему, говоря о потенциальных рисках продуктов или веществ в смысле возникновения смертельно опасных заболеваний, ученые всегда отмечают, что исследование не может считаться на 100% верным? Ответ прост: потому что этические принципы запрещают проводить подобные эксперименты на людях, так что вредному воздействию подвергаются в основном лабораторные мыши.

Впрочем, с этической стороной у науки не всегда все было хорошо. Идеальная иллюстрация — страшные эксперименты над человеческой психикой, которые привели к таким последствиям, которых, очевидно, не ожидали и сами ученые.

Эксперимент Милгрэма

Фото: John Silliman / unsplash.com

Эксперимент Милгрэма продолжал шокировать исследователей и широкую общественность с тех пор, как он был первоначально осуществлен, до тех пор, как его “облегченные” варианты стали повторять в рамках новых исследований и даже на ток-шоу.

Впервые проведенный психологом Йельского университета (Yale University) Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) еще в 1963 году, он был мотивирован поведением добропорядочных немецких граждан, которые в годы нацизма принимали участие в уничтожении миллионов невинных людей в концлагерях. А если точнее — заявлением сотрудника гестапо Адольфа Эйхмана ( Otto Adolf Eichmann ), ответственного за массовое уничтожение евреев, который на суде заявил, что он “просто следил за порядком”.

Неужели люди могут делать настолько ужасные вещи, когда получают неограниченную власть? Этот вопрос и заставил Милгрэма запустить серию экспериментов. Суть каждого из них состояла в том, что один из участников (“ученик”) должен был заучивать пары слов из списка до тех пор, пока не запомнит каждую пару, а другой участник (“учитель”) был обязан проверять его, наказывая за ошибку все более сильным разрядом тока. Роли “ученика” и “учителя” при этом распределялись по жребию.

“Учителям”, конечно, было известно, что неверный ответ на каждый следующий вопрос будет причинять “ученику” еще больше боли. А поскольку два участника находились в соседних комнатах, “учитель” мог слышать, как кричит его “ученик”. На самом деле никаких разрядов тока не было, а мужчина в соседней комнате был актером. Но Милгрэму очень хотелось узнать, насколько далеко готов зайти человек, если ему позволить это сделать.

Результаты оказались шокирующими: если изначально предполагалось, что только 0,1% “учителей” дойдут до пиковой точки — разряда, способного покалечить “ученика”, то в итоге около 2/3 “учителей” продолжали жать на кнопку, даже когда “ученик”, казалось, был на грани.

Эксперимент “Маленький Альберт”

Фото: Annie Spratt / unsplash.com

Пусть вас не обманывает очаровательное название, потому что ничего очаровательного в этом эксперименте нет. После успешной экспериментальной серии российского физиолога Ивана Павлова, демонстрирующей формирование условных рефлексов у собак, в 1920 году профессор Джон Уотсон ( John Watson ) из Университета Джонса Хопкинса ( Johns Hopkins University ) и его аспирантка Розали Рейнер ( Rosalie Rayner ) захотели посмотреть, могут ли эмоциональные реакции быть обусловлены у людей.

Участником эксперимента стал 9-месячный ребенок, названный в документах “Альберт Б”, реакции которого проверяли, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну и маски. Изначально мальчик не испытал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали.

Тогда все эти вещи были показаны Альберту повторно, с той лишь разницей, что как только перед глазами мальчика появлялась крыса, Уотсон стучал палкой по металлической трубе. И этот стук, что логично, пугал ребенка, так что он начинал плакать. Далее любая повторная демонстрация белой крысы, даже если ее показ не сопровождался ударами, вызывал у мальчика панический страх и очевидно негативную реакцию на присутствие объекта.

К слову, только в 2010 году Американской психологической ассоциации (APA) удалось установить личность “Альберта Б”. Им оказался Дуглас Мерритт ( Douglas Merritte ), сын местной медсестры, которой заплатили всего 1 доллар за участие ее ребенка в исследовании.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Фото: Ian Espinosa / unsplash.com

Еще один по-настоящему пугающий эксперимент, который легендарен настолько, что нашел свое отражение в массовой культуре. Он оказался непредсказуемым, тревожным и печально известным. Таким печально известным, что на месте эксперимента была установлена мемориальная доска.

Проведенный в 1971 году в Стэнфордском университете ( Stanford University ) американским психологом Филиппом Зимбардо ( Philip Zimbardo ) по поручению Военно-морского флота США, эксперимент должен был установить, чем вызваны постоянные трения между охранниками и заключенными в его исправительных учреждениях. Проще говоря, группе исследователей предстояло выяснить, как реагирует обычный человек на ограничение свободы и тюремные условия и насколько сильное влияние на людей оказывает навязанная социальная роль.

Организовав “временную тюрьму” в одном из подвальных помещений Стэнфорда, туда отправили группу физически сильных и психологически стабильных студентов, которых разделили на “заключенных” и “охранников”. Исследователи скрылись с глаз добровольцев, заметив, что участники эксперимента должны вести себя так, будто это и есть настоящая тюрьма. Но вряд ли тогда ученые могли себе представить, что произойдет дальше.

После относительно спокойного первого дня на второй день начался бунт “заключенных”. “Охранники” добровольно отправились на сверхурочную работу, чтобы подавить мятеж, используя для этого огнетушители. Позже “охранники” поделили “заключенных” на два корпуса — хороший и плохой — и стравливали их друг с другом, аппелируя к тому, что в их рядах есть информаторы.

В течение нескольких дней садистский авторитаризм “охранников” только укрепился, и “заключенные” начали выпадать из эксперимента. Первый студент ушел после 36 часов, страдая, как отмечается, от “острых эмоциональных волнений, дезорганизованного мышления, неконтролируемого крика и ярости”. Вскоре и несколько других “заключенных” проявили симптомы крайнего психологического стресса, так что эксперимент был прекращен через шесть дней — на неделю раньше, чем планировалось.

И снова выводы исследования оказались тревожными: даже хорошие люди могут делать ужасные вещи, когда им дается неограниченная власть.

Чудовищный эксперимент

Фото: Annie Spratt / unsplash.com

Тот случай, когда название говорит само за себя. Еще в конце 1930-х годов исследователь в области речевых патологий из Университета Айовы ( University of Iowa ) Уэнделл Джонсон ( Wendell Johnson ) пришел к выводу, что он, вероятнее всего, начал заикаться потому, что однажды учительница сказала ему, что он заикается. Пророчество или влияние оценочных суждений? Предполагая, что виновато как раз второе, Джонсон решил это проверить с помощью своей аспирантки Мэри Тейлор ( Mary Taylor ), которая и возглавила исследование.

Для эксперимента были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которые идеально подходили из-за отсутствия авторитетной фигуры в жизни. Детей разделили на две группы: первой постоянно говорили, что их речь прекрасна, а способности к чтению удивительны, второй — что у них очевидные проблемы с речью и заикания вряд ли получится избежать.

В итоге самооценка детей из второй группы заметно упала, кроме того, у них развилась сильная неуверенность в речи и даже признаки заикания. Несмотря на то, что по завершении эксперимента заикание пропало, большая часть сирот остались замкнутыми и малообщительными.

Конечно, каждый случай индивидуален, но Уэнделл Джонсон точно ошибался. Обратная связь такого рода может усиливать заикание, которое уже началось, говорят эксперты, но не может “запустить” его. Согласно NHS, корни подобной корреляции следует искать в неврологических проблемах и проблемах развития у ребенка.

Читайте также:  Романтический макияж для первого свидания: три главных аспекта

Самые жестокие научные эксперименты над детьми

Иногда наука бывает безжалостной. А что если ради спасения человечества, к примеру, от рака, будет необходимо оставить несколько десятков испуганных детей в лесу?

А если это нужно будет сделать всего лишь для удовлетворения научного любопытства?

Как вы думаете, ответы на эти вопросы очевидны? К сожалению, не для всех.

Некоторые ученые мужи не видят ничего страшного в том, чтобы во имя науки…

6) Оставить детей в диком лесу и натравить их друг на друга

Летом 1954 года турецкому психологу Музаферу Шерифу (Muzafer Sherif) пришла в голову интересная идея. Он подумал о том, что будет происходить, если две группы детей забросить в какое-либо очень отдаленное место, где нет людей и натравить их друг на друга, заставив враждовать.

Психолог не знал другого способа найти ответ на вопрос, кроме как провести самый настоящий научный эксперимент. Он собрал две группы, в каждой из которых было по одиннадцать 11-летних детей.

При этом детей уверили в том, что они едут в летний лагерь, где в течение трех недель их ждет безмятежное купание, рыбная ловля и лазание по горам.

Ни один из детей не знал, что их родители перед самым «началом заезда» уже подписали контракт и дали согласие на участие их чад в этом эксперименте. Также никто не знал о том, что есть еще и вторая группа таких же детей, которая будет натравливаться на первую.

Первая неделя прошла очень хорошо, потому что две группы держались обособленно. Это время было предназначено на то, чтобы дети выстроили отношения внутри своей группы. В результате в обеих группах сформировалась иерархия, негласно были выбраны лидеры и придуманы названия – “Орлы” и “Гремучие змеи”.

После того, как в группах была полностью “поделена власть” и стало понятно, кто ест кто, им позволили “случайно” прознать о существовании “себе подобных”.

Пришло время второй части эксперимента. Это был период всяческих попыток ученых подстроить конфликты, после которых они внимательно наблюдали за тем, как далеко может зайти вражда.

Началось все с обычных игр типа баскетбола и перетягивания каната. Победители получали в подарок красивые перочинные ножи, а проигравшие таили обиду. Затем эксперты очень умело углубили конфликт, организовав вечеринку, на которую “Орлы” прибыли несколько раньше.

В итоге “Орлы” полакомились всем самым вкусным, что было на столе, а соперникам оставили лишь объедки. Ребят из второй команды, безусловно, это жутко обидело, и они начали выражаться очень нелицеприятно в адрес “Орлов”.

Позднее началось бросание тарелками с остатками еды, которое продолжилось настоящей бойней. В итоге детей из разных групп одолевала жуткая ярость каждый раз, когда им приходилось видеть друг друга. Более того, постоянно при встречах они старались как-то напакостить соперникам.

Одним словом, Шериф и его команда сумели в кратчайшие сроки (менее трех недель) сделать из обычных детей, поведенческих проблем у которых не наблюдалось, стадо агрессивных дикарей. Браво, наука!

Стоит отметить, что психолог три раза проводил этот эксперимент с разными детьми. Результаты всегда были одинаковыми.

Жестокие эксперименты

5) Запрограммировать ребенка на насилие, а затем подсунуть ему клоуна

В начале 1960-х годов по инициативе психолога Альберта Бандура (Albert Bandura) группа ученых решила выяснить, способны ли дети подражать агрессивному поведению взрослых людей.

Для этого они использовали большого надувного клоуна, получившего имя Бобо, и сняли фильм, в котором “взрослая тетя” ругала, била молотком и пинала его. После этого видео было показано группе из 24 малышей дошкольного возраста.

Вторая группа детей увидела обычное видео, без насилия, а третьей группе не показали ничего.

После этого всех детей поочередно пускали в комнату, в которой находился клоун, молотки и игрушечные пистолеты, несмотря на то, что ни в одном из видео не было никакого огнестрельного оружия.

В итоге дети из первой группы, которые видели “мучения” Бобо, сразу же «взялись за дело»:

Один малыш даже взял в руки пистолет, приставил его к клоуну и начал рассказывать надувной жертве о том, как он вышибет ему мозги:

Дети из двух других групп не проявили даже никакого намека на насилие.

После проведения этого эксперимента Бандура рассказал о своих выводах научному сообществу, однако одобрения ему получить практически не удалось, потому как огромное количество скептиков высказывалось о том, что таким экспериментом доказать ничего нельзя, ведь резиновая игрушка для того и создана, чтобы ее пинали.

В ответ на эту критику психолог снял фильм, в котором происходили издевательства над живым Бобо. Потом все происходило по ранее известному сценарию. Как вы и догадались, дети повели себя аналогичным образом, даже еще усерднее били живого клоуна.

Но в этот раз никто не решился оспаривать выводы Бандуры о том, что дети подражают взрослым и имитируют их поведение.

Эксперименты психологов

4) Эксперимент со сломанной игрушкой

Психологи университета Айовы задались вопросом о том, каким образом у малышей формируется чувство вины. Для этого они разработали эксперимент “Сломанная кукла”.

Суть была в следующем: взрослый показывал ребенку какую-то игрушку и повествовал очень душещипательную историю о том, насколько ему дорога эта кукла, как сильно он ее любит, и как в детстве он с ней играл. Затем игрушка отдавалась ребенку с указанием бережного к ней отношения.

Но как только кукла оказывалась в руках ребенка, она тут же “ломалась”, причем безнадежно. Для этого в игрушку был встроен специальный механизм. Далее «по программе» взрослый глубоко вздыхает, а затем еще сидит и некоторое время молча смотрит на ребенка.

Только представьте себе малыша, сидящего в мертвой тишине под тяжелым взглядом взрослого. Ребенок тупит глаза, съеживается и прячет голову под руками. И все это тянется долгую минуту.

Любопытно отметить, что малыши, максимально травмированные экспериментом с куклой, в последующие пять лет вели себя более, чем примерно по сравнению с теми, кого он практически не тронул.

Вполне вероятно, что некоторые дети поняли, что такое чувство вины, а может быть просто осознали: от взрослых можно ожидать все.

Самые жестокие эксперименты в психологии

3) Жестоко обмануть младенца

С того момента, когда малыши начинают ползать, они сразу осознают, что вниз по отвесным поверхностям ни в коем случае нельзя лезть, потому что можно упасть и удариться.

Но откуда детки знают, что им будет больно после падения, если они ни одного раза в своей жизни не падали?

По мнению экспертов из Корнельского университета (Cornell University) Ричарда Уолка (Richard D. Walk) и Элеонор Гибсон (Eleanor J. Gibson), для того, чтобы изучить данный феномен необходимо подтолкнуть малыша к «пропасти» и убедить его двигаться дальше.

Ученые создали “зрительный обрыв”, особую конструкцию из толстого стекла и щитов. Затем они замаскировали полученную конструкцию при помощи текстиля с соответствующим рисунком.

В итоге получилась полная иллюзия того, что на месте стекла находится пустота, вплоть до самого пола. Никакой опасности для младенца нет, казалось бы, ничего страшного. Безусловно, физического вреда эта задумка – эксперимент не могла принести ребенку. Но…

Детей поочередно провоцировали на движение к “обрыву”, а их матери находились на другом “конце пропасти”, убеждая их ползти вперед. Иными словами, ученым удалось найти матерей, которые готовы были подтолкнуть своего ребенка сделать то, что он считал (причем правильно делал) гибелью.

Таким образом, перед малышами стоял выбор: следовать чувству самосохранения или быть послушным. Этому испытанию подверглись 36 младенцев от полугода до 14 месяцев. При этом только три малыша повиновались и проползли по стеклу.

Большая часть деток развернулась и поползла обратно от своих мам, ослушавшись их. Оставшиеся просто разревелись.

Стоит отметить, что несмотря на то, что практически никто из малышей не попался на удочку ученых, они, тем не менее, оказались на краю “обрыва”, поэтому если бы ситуация происходила на самом деле, то они могли бы легко упасть.

По результатам этого эксперимента ученые сделали “сенсационное” заявление: детей ни в коем случае нельзя оставлять у края “пропасти” независимо от того, насколько у них развито чувство самосохранения и насколько хорошо они ориентируются в определении глубины.

Эксперименты над людьми

2) Использование детей-сирот как подопытных кроликов для тренировки будущих мам

Эти эксперименты проводились в те далекие времена, когда девочки в специальных заведениях учились вести домашнее хозяйство, готовить пищу и угождать мужу.

Одному из ученых тех времен пришла в голову “гениальная” мысль: использовать детишек, оставшихся без родителей, как живое пособие для того, чтобы обучать девочек как быть матерью. То есть дети-сироты выступали подопытными кроликами.

Приблизительно с 1920-х годов такие учебные заведения стали “одалживать” сотнями детишек – сирот из детских домов, на которых практиковались юные девчонки. Сироты находились в специальных комнатах, куда на время урока наведывалось по несколько “мам”.

Настоящие имена детей не назывались, поэтому девочки давали им свои имена, зачастую это были обидные и издевательские прозвища. Спустя несколько лет работы сиротские «наглядные пособия» были пристроены в приемные семьи.

Эти “уроки” просуществовали до середины 1960-х годов.

Психологические эксперименты

Дэвид Реймер

1) Изуродованный пенис = эксперимент длиной и ценой в жизнь

Дэвид Реймер (David Reimer) родился вместе со своим братом близнецом в Виннипеге (Канада) в 1956 году. Когда малышу исполнилось 8 месяцев, родители по медицинским показаниям решили сделать мальчику обрезание.

Но, по непонятной причине, доктор, к которому родители принесли ребенка, вместо скальпеля воспользовался прибором для прижигания электрическим током – электрокаутером. Итог процедуры – пенис мальчика был практически сожжен.

Родители, естественно, были убиты горем и обратились за помощью к психологу Джону Мани (John Money), который изучал сексуальную идентификацию. Его рекомендация была крайне радикальной – операция по смене пола.

Главное, что интересовало родителей – это счастье их детей, поэтому они готовы были пойти на все, только бы видеть своих детей счастливыми. Однако, как выяснилось много лет спустя, самого доктора счастье мальчика интересовало в последнюю очередь.

Мани просто решил, что такую уникальную возможность упускать нельзя и превратил эту ситуацию в эксперимент, результаты которого должны были доказать, что именно воспитание играет ведущую роль в гендерной самоидентификации и сексуальной ориентации, а не природа.

Более того, психолог полагал, что наличие у Дэвида брата близнеца – это уникальный шанс подтвердить данную гипотезу.

Однако, проблемы начались тогда, когда Дэвид никак не соглашался быть Брендой. “Девочка” постоянно отказывалась носить юбки и платья, “она” не хотела играть с куклами, которыми была заполнена ее комната, “ее” всегда тянуло к машинкам и пистолетикам брата.

Даже в детском саду, а впоследствии и в школе Дэвида-Бренду регулярно дразнили за то, что ребенок ведет себя как мальчишка.

Убитые горем родители снова отправились к психологу, но Мани заверил их, что это всего лишь трудный возраст и совсем скоро все наладится. Параллельно с тем, как рос ребенок, жестокий психолог писал и опубликовывал научные статьи об этом “эксперименте”. Мани считал это своей победой и полным научным триумфом.

Позднее, когда Дэвид вырос и выяснил всю правду, «доктор» свернул свою деятельность и перестал публиковаться. Несколько десятилетий о нем ничего не было слышно. Лишь в 1997 году всплыли документы, из которых было понятно, какой невероятный ущерб принес эксперимент Мани бедному мальчику.

Дэвид перенес многочисленные операции по “возвращению” в свой пол. Но новый образ жизни так и не принес ему желанного покоя. В возрасте 38 лет Дэвид покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову.

Ссылка на основную публикацию